Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Ладейщиковой М.В. и Трапезниковой И.И, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского поселения Октябрьское на решение Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 марта 2021 г. по административному делу N 2а-274/2020 по административному исковому заявлению акционерного общества "Югра-Экология" о признании недействующим постановления администрации городского поселения Октябрьское от 18 февраля 2019 года N 14 "О внесении изменений в постановление администрации городского поселения Октябрьское от 02.04.2018 г. N 113 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городское поселение Октябрьское" в части определения нормативов накопления отходов для индивидуальных жилых домов.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
постановлением администрации городского поселения Октябрьское (далее - администрация) от 02 апреля 2018 г. N 113 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городское поселение Октябрьское" утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для данного муниципального образования, в том числе и для такой категории объектов, как индивидуальные жилые дома.
Согласно пункту 9.2 приложения к указанному постановлению для этой категорий объектов установлен норматив накопления отходов на одного проживающего: 283, 919 кг/год и 3, 285 куб. м./год.
Оспариваемым постановлением администрации внесены изменения в нормативы накопления твердых коммунальных отходов в отношении индивидуальных жилых домов, норматив снижен до 198, 414 кг/год и 2, 19 куб м/год.
Акционерное общество "Югра-Экология" (далее по тексту - АО "Югра-Экология") обратилось суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного постановления администрации.
Считает, что оспариваемые положения противоречат порядку определения нормативов, установленному Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269.
Решением Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 сентября 2020 года требования АО "Югра-Экология" удовлетворены частично, оспариваемое постановление признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 марта 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 10 июня 2021 года) администрация выражает несогласие с указанными судебными актами, считает данные их незаконными и подлежащими отмене, просит принять по делу новый судебный акт, которым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требованиях.
Указывает на то, что вывод суда, согласно которому контейнеры по адресам: ул. Кирова, 12, ул. Чапаева, 72а, были установлены только после принятия решения от 16.04.2019 года, которым на администрацию возложена обязанность до 01.09.2019 г. создать места накопления ТКО путем оборудования контейнерных площадок для накопления отходов, являются неверными; контейнеры на данных адресах были установлены ранее, к тому же по данным адресам сбор отходов осуществлялся в контейнеры и замеры производились по результатам их заполняемости.
Полагает, что норматив накопления твердых коммунальных бытовых отходов был уменьшен и правильность данных нормативов подтверждена документально.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представители сторон не явились, о месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте судебного заседания, препятствием к рассмотрению кассационной жалобы не является.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы выслушав заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия полагает, что таких нарушений предыдущими судебными инстанциями не допущено, поэтому оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не находит.
Как следует из материалов дела и установлено судами, АО "Югра-Экология" является региональным оператором на территории ХМАО-Югры.
Установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что следует из закона ХМАО - Югры от 17 ноября 2016 N 79-ФЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований ХМАО - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами".
В силу статей 1, 2, 3, 4.1, 9, 12, 13.2 - 17, 18, 19, 20, 21, 24.8 - 24.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с последующими изменениями) принципами государственной политики в области обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации являются: охрана здоровья человека; поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание экономических и экологических интересов общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот; соблюдение прав каждого человека на получение достоверной информации о деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила).
Указанные Правила устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее соответственно - нормативы), включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
Нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Норматив определяется исходя из данных о массе, объеме отходов и выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (пункт 13 Правил). Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (пункт 14 Правил).
Таким образом, полномочиями по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов и выбору расчетных единиц для каждой категории объектов, в отношении которых могут устанавливаться такие нормативы, наделены органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в определенных случаях органы местного самоуправления.
Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил определения нормативов.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. N 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации N 524/пр).
Согласно пунктам 12, 13, 14, 15 Методических рекомендаций N 524/пр массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения) и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах.
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5.
Согласно пункту 5 Методических рекомендаций N 524/пр на выбранные объекты, на которых образуются отходы, перед проведением замеров рекомендуется составлять паспорта, примерная форма которых представлена в приложении 2 к данным методическим рекомендациям.
Работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет.
В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций N 524/пр замер производятся в следующие сроки: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.
Пунктом 8 Методических рекомендаций N 524/пр предусмотрено, что при определении нормативов рекомендуется использовать стандартные контейнеры емкостью 0, 75 - 1, 1 куб. м или полиэтиленовые мешки с определенной емкостью. С целью более точного учета отходов рекомендуется установка дополнительных контейнеров, что уточняется при обследовании выбранных участков.
Результаты замеров по каждому объекту рекомендуется заносить в специальный бланк, примерная форма которого представлена в приложении 3 к данным методическим рекомендация (пункт 10).
Суд первой инстанции, проверив и оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представленные административным ответчиком сведения и установив, что по существу проведение замеров отходов в соответствии Правилами определения нормативов не производилось, сезонных данных о массе и объеме отходов полученные по результатам замеров не имеется, пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого норматива Правилам определения нормативов.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами согласился.
Судами установлено, что оспариваемые положения не соответствуют приведенным выше требованиям к получению данных о массе и объеме отходов, что нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Возможность использования при установлении нормативов накопления ТКО сведений, полученных вне процедуры сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов, действующим законодательством не предусмотрена, однако при определении нормативов накопления ТКО соответствующие замеры не осуществлялись, в связи с чем суды обоснованно сочли установленным факт нарушения порядка определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права. Опровергающих обоснованность позиции судов доводов кассационная жалоба не содержит.
Ссылки администрации на то, что при определении нормативов были использованы контейнеры, размещенные по указанным в жалобе адресам, получили должную проверку в ходе судебного разбирательства и мотивированно отклонены по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах.
Вопреки доводам жалобы, доказательств, подтверждающих проведение замеров отходов, осуществлённых в целях определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов и в соответствии с требованиями Правил и Методических рекомендаций N 524/пр, не имеется.
Суды установили, что непроведение замеров с использованием контейнеров связано с их фактическим отсутствием на территории данного поселения в соответствующий период.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов, приведенных в обжалуемых судебных актах, основаны на ошибочном толковании норм права и не свидетельствуют об их незаконности.
Обжалуемые судебные акты приняты с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые отношения, доводам административного ответчика дана надлежащая оценка.
Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену обжалуемых судебных актов не установлено.
При таких обстоятельствах доводы администрации не могут служить основанием отмены обжалуемых судебных актов в порядке кассационного производства кассационным судом общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского поселения Октябрьское - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 18 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.