Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В.
судей Ермолаевой Л.П. и Трапезниковой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мозгалева Антона Алексеевича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 марта 2021 года по административному делу N 2а-6146/2020 по административному исковому заявлению Мозгалева Антона Алексеевича о признании незаконным решения призывной комиссии об отказе в удовлетворении его заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, выслушав объяснения Мозгалева А.А, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Мозгалев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения призывной комиссии города Нижневартовска от 19 октября 2020 года об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной службой, принятого по результатам рассмотрения его заявления от 18 сентября 2020 г.
В обоснование административного иска указывал, что он 14 января 2020 г. подал в военный комиссариат заявление о замене ему военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, затем после его отклонения и истечении срока действия отсрочки от призыва на военную службу, предоставленной до 01 октября 2020 г, подал заявление от 19 октября 2020 года для подтверждения волеизъявления, изложенного в ранее поданном заявлении от 14.01.2020г, поэтому полагал, что срок для обращения с таким заявлением не пропущен.
Решением Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 декабря 2020 года требования Мозгалева А.А. удовлетворены, решение призывной комиссии от 19 октября 2020 года об отказе Мозгалеву А.А. в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой признано незаконным.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 марта 2021 года решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 декабря 2020 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении требований, заявленных Мозгалевым А.А.
В кассационной жалобе Мозгалев А.А. (поступила в суд первой инстанции 01 июня 2021 г.) ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 марта 2021 года и оставлении в силе решения Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 декабря 2020 года.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Мозгалев А.А. настаивал на удовлетворении кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного акта не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судом апелляционной инстанции такого рода нарушений не допущено.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, который несет военную службу в соответствии с федеральным законом, а в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (статья 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", Закон N 53-ФЗ), а также Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (далее - Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе", Закон N 113-ФЗ), регламентирующим отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Решением призывной комиссии от 19 октября 2020 года административному истцу было отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на основании пункта 4 статьи 12 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" в связи с нарушением сроков и порядка подачи заявления, определяемых статьей 11 названного Федерального закона, ввиду того, что Мозгалев А.А., подлежащий призыву на военную службу в период осеннего призыва 2020 года на военную службу, подал заявление 18 сентября 2020 года.
Право обжалования в суд решений (заключений) призывной комиссии закреплено пунктом 7 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и статьей 15 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе".
Разрешая административный спор, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь названными в судебном акте нормами материального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, посчитав оспариваемое решение принятым с соблюдением закона и не нарушающим права административного истца, поскольку Мозгалев А.А. нарушил установленный законом срок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Судами установлено и из материалов административного дела следует, что Мозгалев А.А, "данные изъяты" года рождения, состоит на учете в военном комиссариате города Нижневартовск и Нижневартовского района с 16 февраля 2017 года.
В 2016 году Мозгалев А. А. проходил обучение в БУ ПО "Нижневартовский социально-гуманитарный колледж", в связи с чем решением призывной комиссии ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на срок до 30 июня 2020 года.
14 января 2020 года Мозгалев А.А. обратился к военному комиссару г. Нижневартовска и Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.
Решением призывной комиссии от 25 июня 2020 года Мозгалеву А.А. отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на срок до 1 октября 2020 года.
Затем с аналогичным заявлением он обратился 18 сентября 2020 года.
Решением призывной комиссии от 19 октября 2020 года в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой Мозгалеву А.А. отказано в связи с нарушением им сроков подачи заявления, предусмотренных статьей 11 Закона N 113-ФЗ.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Мозгалевым А.А. не были выполнены требования Закона N 113-ФЗ при подаче заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, исходя из того, что после окончания предоставленной отсрочки от призыва на военную службу сроком до 1 октября 2020 года, Мозгалев А.А. подлежал призыву на военную службу в октябре - декабре 2020 года, следовательно, с заявлением о замене военной службы альтернативной гражданской он должен был обратиться до 1 апреля 2020 года, однако, с заявлением о замене военной службы альтернативной гражданской службой Мозгалев А.А. обратился только 18 сентября 2020 года, при этом о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления уполномоченный орган не просил.
Так же указал, что, отсутствие ответа на заявление от 14 января 2020 года, изначально также поданного за пределами установленных законом сроков, вопреки выводу суда препятствием для своевременной подачи заявления о замене службы в период осенней призывной кампании не являлось. Поскольку нарушение срока и (или) порядка подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой является самостоятельным основанием для отказа в замене службы, у призывной комиссии отсутствовала обязанность по рассмотрению иных доводов заявления и опроса свидетелей.
Судебная коллегия не находит оснований не согласится с такими выводами суда апелляционной инстанции.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службы" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Пунктом 5 статьи 1 Закона N 53-ФЗ установлено, что граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе", согласно которому реализация гражданами Российской Федерации указанного конституционного права носит заявительный характер.
В соответствии со статьей 2 Закона N 113-ФЗ гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
В силу положений статьи 11 Закона N 113-ФЗ граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Данное регулирование основано на привязке к срокам призыва на военную службу (который в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" осуществляется два раза в год с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации): до начала весеннего призыва может быть подано заявление о прохождении альтернативной гражданской службы в период, начиная с осеннего призыва, и, соответственно, до начала осеннего призыва - о прохождении альтернативной гражданской службы в период, начиная с весеннего призыва.
Подобный порядок обусловлен необходимостью заблаговременного уведомления военных комиссариатов о соответствующем намерении призывника с целью своевременного планирования мероприятий призыва, которое осуществляется военным комиссаром.
Исключение из общего правила составляет порядок, предусмотренный в абзаце четвертом пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе": граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки, т.е. независимо от сроков призыва на военную службу. Это обусловлено такими обстоятельствами, которые не позволяют гражданину заранее уведомить военный комиссариат о намерении воспользоваться правом на альтернативную гражданскую службу, а потому вопрос о прохождении военной службы должен решаться в ближайший по отношению к дате прекращения отсрочки призыв (весенний или осенний) либо в период текущего призыва.
Вместе с тем, граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2020 года N 581 "О призыве в октябре-декабре 2020 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" постановлено осуществить с 1 октября по 31 декабря 2020 г. призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу.
Согласно абзацу 1 части 4 статьи 12 Федерального закона N 113-ФЗ гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 данного Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
Решение призывной комиссии в отношении административного истца является правильным, поскольку Мозгалев А.А. нарушил срок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Данное обстоятельство им не оспаривается и служит основанием для принятия решения об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Доводы административного истца, содержащиеся в кассационной жалобе, несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Указанные доводы повторяют позицию административного истца по делу и доводы апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, при этом выводы суда второй инстанции в части мотивов и правовых оснований, которыми он руководствовался, не опровергают.
Выводы судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры подробно мотивированы, основаны на представленных в материалы дела доказательствах и установленных на их основании фактических обстоятельствах.
Учитывая, что судом апелляционной инстанции ошибок в применении и толковании норм материального и процессуального права не допущено, Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мозгалева Антона Алексеевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 14 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.