Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Хасановой В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда с использованием средств видеоконференцсвязи гражданское дело N2-377/2021 по иску Ильиной Светланы Александровны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Свердловской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Свердловской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражения истца Ильиной С.А. и её представителя Моисеевой О.Л. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Ильина С.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г.Екатеринбурга (далее УПФР в Чкаловском районе) о включении в специальный страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", следующих периодов работы:
- с 09 марта 1989 года по 05 августа 1989 года в Красноуфимском ГОРОНО, станция юннатов в качестве руководителя кружка;
- с 01 сентября 1989 года по 18 июня 1994 года учеба в Свердловском государственном педагогическом университете;
- с 01 января 2018 года по 05 июня 2018 года в частном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад "Швабе-Эврика" в качестве логопеда;
- с 16 августа 1994 года по 22 ноября 1994 года в яслях-саде N 531 АООТ Машиностроительный завод им. М.И. Калинина в качестве логопеда;
о возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости с 06 июня 2018 года.
В обоснование исковых требований Ильина С.А. указала, что 06 июня 2018 года обратилась в УПФР в Чкаловском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". (в связи с осуществлением педагогической деятельности). Решением ответчика от 16 августа 2018 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа педагогической деятельности (25 лет). Учтенный пенсионным органом специальный стаж составил 21 год 11 месяцев 25 дней. Решение об отказе в назначении пенсии считает незаконным, поскольку в её педагогический стаж необоснованно не включены вышеуказанные периоды трудовой деятельности.
Решением Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга от 26 января 2021 года исковые требования Ильиной С.А. удовлетворены частично: на УПФР в Чкаловском районе возложена обязанность принять к зачету по подпункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в стаж Ильиной С.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 01 января 2018 года по 05 июня 2018 года в частном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад "Швабе-Эврика" в качестве логопеда. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 апреля 2021 года решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 26 января 2021 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Ильиной С.А. о включении в специальный страховой стаж периода работы с 09 марта 1989 года по 05 августа 1989 года в должности руководителя кружка станции юннатов Красноуфимского ГОРОНО, периода обучения с 01 сентября 1989 года по 18 июня 1994 года в Свердловском государственном педагогическом университете; о возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 06 июня 2018 года отменено; на УПФР в Чкаловском районе возложена обязанность включить в специальный стаж Ильиной С.А, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" данные периоды, назначить Ильиной С.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" 06 июня 2018 года. С УПФР в Чкаловском районе в пользу Ильиной С.А. в возмещение судебных расходов взыскано 450 руб. В остальной части решение Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга от 26 января 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УПФР в Чкаловском районе просит отменить апелляционное определение, отказать Ильиной С.А. в назначении пенсии по старости с 06 июня 2018 года, ссылаясь на то, что работа во внешкольных учреждениях, а также обучение в педагогическом учреждении подлежали зачету при условии наличия 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в должностях и учреждениях, работа в которых предоставляет право на пенсию по выслуге лет. Поскольку на 01 января 1992 года у Ильиной С.А. отсутствовал стаж не менее 2/3 от требуемого для назначения пенсии по выслуге лет, то период иной (приравненной) деятельности не подлежит включению в педагогический стаж. Считает, что при разрешении требований истца о включении в специальный (педагогический) стаж периода обучения, судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившего силу с 01 октября 1993 года, поскольку период обучения истца имел место с 01 сентября 1989 года до 18 июня 1994 года, соответственно данный нормативный акт не может быть применен к спорному периоду.
В возражениях на кассационную жалобу истец просит оставить апелляционное определение без изменения, отказать в удовлетворении кассационной жалобы ответчика, ссылаясь на её необоснованность.
Представители УПФР в Чкаловском районе, муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Станция юных натуралистов" в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, поступившие на неё возражения, изучив материалы гражданского дела, суд кассационной инстанции считает при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции допущено неправильное применение норм материального права, в связи с чем имеются основания для отмены в кассационном порядке апелляционного определения.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 06 июня 2018 года Ильина С.А. обратилась в УПФР в Чкаловском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ответчика от 16 августа 2018 года N 851260/18 Ильиной С.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа педагогической деятельности (25 лет).
Как следует из решения пенсионного органа, оценка пенсионных прав истицы производилась по наиболее выгодному для неё варианту в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, стаж педагогической деятельности Ильиной С.А. составил 21 год 11 месяцев 25 дней.
В стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 не включены периоды работы истца:
1) с 16 декабря 1988 года по 01 марта 1989 года в Красноуфимской централизованной библиотечной системе, Городской библиотеке N5 в качестве библиотекаря, поскольку должность "библиотекарь" не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781;
2) с 09 марта 1989 года по 05 августа 1989 года - в качестве руководителя кружка в Станции юннатов в Красноуфимском ГОРОНО, по тому основанию, что наименование должности "руководитель кружка" и наименование структурного подразделения "станция юннатов" не предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2002 года N 781;
3) с 01 сентября 1989 года по 18 июня 1994 года - учеба в Свердловском государственном педагогическом университете, поскольку Правилами исчисления педагогического стажа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2002 года N 781, не предусмотрено включение периода обучения в педагогический стаж для досрочного назначения пенсии по старости;
4) с 14 сентября 2009 года по 25 сентября 2009 года в качестве логопеда в детском саду N585 Федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Уральский оптико-механический завод имени Э.С. Яламова", поскольку Правилами исчисления педагогического стажа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2002 года N 781, не предусмотрено включение отпуска без сохранения заработной платы в педагогический стаж для досрочного назначения пенсии по старости;
5) с 01 января 2018 года по 05 июня 2018 года - в Частном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад "Швабе-Эврика" в качестве логопеда по тому основанию, что в соответствии с пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н после регистрации застрахованного лица в системе персонифицированного учета, трудовой стаж подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Сведения о стаже на индивидуальном лицевом счете отсутствуют, документальное подтверждение выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы не представлено.
При последовательном применении законодательства в порядке, предусмотренном подпунктом "м" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 стаж педагогической деятельности Ильиной С.А. составил 21 год 11 месяцев 04 дня. В стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, не включены периоды работы истца:
- с 09 марта 1989 года по 05 августа 1989 года - работа в качестве руководителя кружка в Станции юннатов в Красноуфимском ГОРОНО, по тому основанию, что наименование должности "руководитель кружка" и наименование учреждения "станция юннатов" не предусмотрено как Перечнем учреждений, организаций и должностей работников просвещения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397, так и Списком профессий и должностей работников образования, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463;
- с 01 сентября 1989 года по 18 июня 1994 года - учеба в Свердловском государственном педагогическом университете, поскольку в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397, необходимыми условиями для включения указанного периода в стаж педагогической деятельности являлись: обучение в педагогических учебных заведениях, осуществление педагогической деятельности до и непосредственно после обучения, наличие 2/3 стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения пенсии на дату обращения за назначением пенсии. Период учебы не принят к зачету в стаж педагогической деятельности, поскольку учебе истца непосредственного предшествовала работа в качестве руководителя кружка, то есть не педагогическая деятельность;
- с 16 августа 1994 года по 22 ноября 1994 года в качестве логопеда в яслях-саду N531 АООТ Машиностроительный завод им.М.И. Калинина по тому основанию, что право на пенсию возникает в связи с осуществлением деятельности в учреждениях, являющихся по своему правовому статусу юридическими лицами. Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, не содержит норм, регулирующих порядок зачета в стаж, работу в структурном подразделении учреждения (организации). При применении Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, в стаж на соответствующих видах работ засчитывается работа в структурных подразделениях учреждений (организаций), наименования которых исчерпывающим образом приведены в пункте 5 Правил, среди них наименование структурного подразделения "ясли-сад" не предусмотрено.
Как следует из трудовой книжки Ильиной С.А.:
- с 16 декабря 1988 года по 01 марта 1989 года она работала библиотекарем в Красноуфимской централизованной библиотечной системе, Городской библиотеке N5;
- с 09 марта 1989 года по 05 августа 1989 года в качестве руководителя кружка в Станция юннатов в Красноуфимском ГОРОНО;
- с 01 сентября 1989 года по 18 июня 1994 года проходила обучение в Свердловском государственном педагогическом университете;
- с 16 августа 1994 года по 22 ноября 1994 года работала логопедом ясли - сад N 531 АООТ Машиностроительный завод им. М.И. Калинина;
- с 01 апреля 1996 года по 31 декабря 2017 года осуществляла педагогическую деятельность, которая включена в специальный стаж;
- с 01 января 2018 года по 05 июня 2018 года работала в качестве логопеда в частном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад "Швабе-Эврика".
Разрешая спор, проверка правильности оценки пенсионных прав Ильиной С.А. судом первой инстанции производилась в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, применяемого ко всем периодам работы истца.
Разрешая требование истца о включении в специальный (педагогический) стаж периода работы с 09 марта 1989 года по 05 августа 1989 года и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции указал на то, что наименование должности "руководитель кружка", наименование структурного подразделения "Станция юннатов" не предусмотрены действующим Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. Поскольку период работы руководителем кружка не зачтен в педагогический стаж, а этот период непосредственно предшествовал второму спорному периоду - обучения в институте, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения периода обучения в специальный стаж.
Установив, что период работы истца с 16 августа 1994 года по 22 ноября 1994 года включен в педагогический стаж (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781), суд отказал в удовлетворении данного требования.
Удовлетворяя требование истца о включении в стаж педагогической деятельности период работы с 01 января 2018 года по 05 июня 2018 года в частном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад "Швабе-Эврика" в качестве логопеда, суд исходил из того, что Ильина С.А. в спорный период работала в режиме нормальной продолжительности рабочего времени, выполняя педагогическую нагрузку установленную за ставку заработной платы, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование перечислены в полном объеме.
Установив, что на момент обращения за назначением пенсии специальный (педагогический) стаж истца составил менее 25 лет, суд пришел к выводу об отсутствии у Ильиной С.А. права на досрочное назначение страховой пенсии по страсти на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Проверяя законность решения по апелляционной жалобе Ильиной С.А, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для включения в педагогический стаж истца периода работы с 09 марта 1989 года по 05 августа 1989 года в должности руководителя кружка станции юннатов Красноуфимского ГОРОНО, периода обучения с 01 сентября 1989 года по 18 июня 1994 года в Свердловском государственном педагогическом университете, для назначения пенсии; отменяя решение суда в указанной части и принимая новое решение об удовлетворении данных требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктами 2, 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397, исходил из того, что работа во внешкольных детских учреждениях, время обучения в педагогических учебных заведениях засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях работа в которых дает право на эту пенсию.
Применив к спорным правоотношениям пункт 3.2 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", принятого в порядке разъяснения применения пункт 2 названного выше Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, проанализировав Номенклатуру внешкольных учреждений, утвержденную приказом Минпроса СССР от 14 ноября 1986 года N 227, Постановление Госкомитета Совмина СССР по труду и социальным вопросам от 07 января 1977 года N 3 "Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений", суд пришел к выводу о том, что к работе по специальности во внешкольных детских учреждениях по пункту 2 вышеуказанного Положения относится, в том числе, работа в качестве руководителя кружка станции юных натуралистов. Установив, что начало учебы в педагогическом университете имело место до введения нового правового регулирования, периоду обучения предшествовала педагогическая деятельность (работа руководителем кружка на Станции юннатов), за периодом обучения непосредственно следовала педагогическая деятельность (логопед ясли - сада N 585 ПО "Уральский оптико-механический завод), на момент обращения за назначением пенсии у истца имелось 2/3 педагогического стажа, принятого к зачету в специальный стаж для назначения пенсии, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения периода обучения в педагогическом университете в специальный стаж педагогической деятельности.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, закреплено в пункте 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01 января 2015 года и действующего на момент обращения Ильиной С.А. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Согласно пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (в редакции, действующей на день обращения за назначением пенсии) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ к лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, могут применяться Списки должностей и учреждений, работа на которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года; постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 для учета соответствующей деятельности, имевшей место с 1 января 2002 года.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения работы, предусмотрено применение Списка и Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Таким образом, оценка пенсионных прав истицы должна была производиться либо с применением Списка и Правил от 29 октября 2002 года N 781 ко всем периодам трудовой деятельности либо при последовательном применении законодательства в порядке, предусмотренном подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665.
Оценивая спорные периоды деятельности Ильиной С.А, судом апелляционной инстанции не приняты во внимание вышеприведенные положения пенсионного законодательства о способах оценки пенсионных прав граждан.
Разрешая спор о включении периода работы истца на Станции юннатов с 09 марта 1989 года по 05 августа 1989 года, а также периода обучения в Свердловском государственном педагогическом университете с 01 сентября 1989 года по 18 июня 1994 года, суд апелляционной инстанции, применив к возникшим правоотношениям положения пенсионного законодательства, действовавшего в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30), не установилв качестве юридически значимого обстоятельства продолжительность педагогического стажа в порядке, предусмотренном подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при последовательном применении законодательства, а принял расчет педагогического стажа, произведенный пенсионным органом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (21 год 11 месяцев 25 дней).
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с 01 октября 1993 года, было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которым предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе работа во внешкольных детских учреждениях, а также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность (пункт 2).
При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Таким образом, сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения иных периодов деятельности, в том числе обучения в педагогических учебных заведениях, работы во внешкольных детских учреждениях, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Суд апелляционной инстанции в обоснование вывода о возложении на ответчика обязанности включить в стаж Ильиной С.А, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода работы во внешкольном детском учреждении с 09 марта 1989 года по 05 августа 1989 год, а также периода обучения в педагогическом университете с 01 сентября 1989 года по 18 июня 1994 года, сослался на нормы постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, однако не учел, что в силу подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 01 января 1992 года.
С учетом изложенного, при оценке пенсионных прав истца суду следовало определить в качестве юридически значимого обстоятельства имелся ли у Ильиной С.А. до 01 января 1992 года стаж педагогической деятельности в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, а не иной приравниваемой к педагогической деятельности, тогда как указанное обстоятельство, судом апелляционной инстанции не устанавливалось.
Кроме того, суду апелляционной инстанции следовало учесть, что нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также законодательством в сфере пенсионного обеспечения, действовавшим на момент обращения истца в пенсионный орган, возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях не предусмотрена.
Поскольку временем обучения в учебном заведении является период с даты зачисления до даты отчисления, при применении абзаца 5 пункта 2 вышеуказанного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", необходимо учитывать весь период обучения в заведении, а не отдельную его часть, а на момент признания постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 утратившим силу обучение истца в высшем учебном заведении завершено не было, следовательно, условие для включения в специальный стаж спорного периода не соблюдено.
С учетом вышеизложенного, принятое судом апелляционной инстанции судебное постановление в той части, в которой отменено решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 26 января 2021 года об отказе в удовлетворении исковых требований Ильиной С.А. о включении в специальный страховой стаж периода работы с 09 марта 1989 года по 05 августа 1989 года в должности руководителя кружка станции юннатов Красноуфимского ГОРОНО, периода обучения с 01 сентября 1989 года по 18 июня 1994 года в Свердловском государственном педагогическом университете; о возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости и принято новое решение об удовлетворении данных требований, нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального права, что согласно статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного акта в указанной части и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть вышеизложенное, произвести оценку пенсионных прав истицы в соответствии с вышеприведенными положениями пенсионного законодательства и разрешить вопрос о праве Ильиной С.А. на досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом наиболее выгодного для неё варианта.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 апреля 2021 года отменить в той части, в которой отменено решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 26 января 2021 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Ильиной С.А. о включении в специальный страховой стаж периода работы с 09 марта 1989 года по 05 августа 1989 года в должности руководителя кружка станции юннатов Красноуфимского ГОРОНО, периода обучения с 01 сентября 1989 года по 18 июня 1994 года в Свердловском государственном педагогическом университете; о возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости и принято новое решение об удовлетворении данных требований, а также в части взыскания с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г.Екатеринбурга в пользу Ильиной С.А. судебных расходов.
В отменной части направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Свердловский областной суд.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 апреля 2021 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.