Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Горлача Б.Н., рассмотрев гражданское дело N2-1975/2020 мирового судьи судебного участка N1 Новолялинского судебного района Свердловской области по иску Сунцовой Галины Ивановны к муниципальному унитарному предприятию Новолялинского городского округа "Газовое хозяйство", акционерному обществу "ЭнергосбыТ Плюс" о возложении обязанности произвести перерасчет, по кассационной жалобе муниципального унитарного предприятия Новолялинского городского округа "Газовое хозяйство" на решение мирового судьи судебного участка N1 Новолялинского судебного района Свердловской области от 2 ноября 2020 года, апелляционное определение Новолялинского районного суда Свердловской области от 1 февраля 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
Сунцова Г.И. обратилась в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию Новолялинского городского округа "Газовое хозяйство" о возложении обязанности произвести перерасчет по коммунальной услуге отопление за период с 1 сентября 2019 года по 31 мая 2020 года в размере 19 588, 69 руб.
В обоснование исковых требований указала, что ей на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение по адресу: "данные изъяты", в котором установлен индивидуальный прибор учёта тепловой энергии "Карат-компакт", допущенный в установленном порядке к эксплуатации. С сентября 2019 года начисления за потреблённую тепловую энергию производятся по нормативу, а не по показаниям индивидуального прибора учёта, что является незаконным.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс".
Решением мирового судьи судебного участка N1 Новолялинского судебного района Свердловской области от 2 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Новолялинского районного суда Свердловской области от 1 февраля 2021 года, исковые требования Сунцовой Г.И. удовлетворены, на МУП НГО "Газовое хозяйство" возложена обязанность произвести перерасчет по коммунальной услуге отопление в квартире N "данные изъяты" за период с 1 сентября 2019 года по 31 мая 2020 года в размере 19 588, 69 руб.
В кассационной жалобе МУП НГО "Газовое хозяйство" ставит вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов ввиду существенного нарушения судами норм материального права.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба рассмотрена судьёй кассационного суда единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Сунцовой Г.И. принадлежит ? доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "данные изъяты".
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО "УК "ПИК-Сервис". Между ООО "УК "ПИК-Сервис" и МУП НГО "Газовое хозяйство" заключен договор теплоснабжения от 15 сентября 2016 года, согласно которому МУП НГО "Газовое хозяйство" является энергоснабжающей организацией, ООО "УК "ПИК-Сервис" - исполнителем.
Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: "данные изъяты", от 26 декабря 2016 года собственниками принято решение об оплате коммунальной услуги ресурсоснабжающей организации МУП НГО "Газовое хозяйство".
Согласно постановлению главы Новолялинского городского округа от 9 июня 2015 года N648 "Об определении единой теплоснабжающей организации для централизованных систем теплоснабжения на территории Новолялинского городского округа" МУП НГО "Газовое хозяйство" является теплоснабжающей организацией, в том числе по адресу: "данные изъяты".
Также судами установлено, что общедомовой прибор учёта на тепловую энергию в многоквартирном доме по адресу: "данные изъяты" не установлен, квартира истца оборудована индивидуальным прибором учёта тепловой энергии, который прошёл проверку 7 октября 2019 года, опломбирован 8 октября 2019 года, допущен к эксплуатации.
С сентября 2019 года начисления за тепловую энергию Сунцовой Г.И. производятся по нормативу потребления в соответствии с абзацем 2 пункта 42(1) правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Разрешая спор по существу, мировой судья руководствовался положениями статей 539, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктами 42.1, 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N354, и исходил из того, что отсутствие в многоквартирном доме общедомового прибора учёта на тепловую энергию нельзя поставить в вину потребителю, который действуя добросовестно и разумно, исполняя требования законодательства, установилиндивидуальный прибор учёта тепловой энергии, при этом работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, ввиду чего пришёл к выводу о наличии правовых оснований для возложения на энергоснабжающую организацию обязанности произвести перерасчет платежей.
С такими выводами суда согласился суд апелляционной инстанции, который также указал на то, что обязанность информировать об изменении порядка расчёта возложена Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N2300-1 "О защите прав потребителей" на поставщика тепловой энергии, однако ответчиком указанная обязанность исполнена не была.
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (части 1 статьи 1, части 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем обжалуемые судебные постановления данным требованиям закона не отвечают.
Как отражено в пункте 3.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 46-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева", Правительство Российской Федерации, реализуя полномочие, предоставленное ему частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регламентирующие в том числе порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, дифференцированный в зависимости от наличия коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета тепловой энергии, а также способа оплаты данной коммунальной услуги - в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года (пункт 42(1)).
Соответствующий порядок, в частности, предполагает, что в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, расчет платы за отопление исключительно исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению возможен лишь при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац второй пункта 42(1) данных Правил, формулы 2 и 2(1) приложения N 2 к ним). В этом случае применение при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению полученных расчетным способом показателей объема потребленной тепловой энергии обусловлено объективной невозможностью использовать данные коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии ввиду отсутствия такового.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии (часть 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 157 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги установлен постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в соответствии с которыми размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по показаниям коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии по установленному тарифу по нормативу потребления.
Так, в соответствии с абзацем вторым пункта 42 (1) в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учёта тепловой энергии, размер платы за коммунальную услуг по отоплению определяется по формулам 2, 2 (1), 2 (3), и 2 (4) приложения N2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрен такой случай, как отсутствие в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии и наличие индивидуальных приборов учёта, соответствующая формула для расчета платы за отопление в указанном случае не установлена. То есть расчёт по показаниям индивидуального прибора учёта невозможен при отсутствии общедомового прибора учёта тепловой энергии.
Вместе с тем, установив, что в спорном многоквартирном доме не установлен коллективный (общедомовой) прибор учёта тепловой энергии, суды пришли к выводу об отсутствии вины в этом потребителя Сунцовой Г.И. и необходимости расчета платы за отопление на основании показаний индивидуального прибора учёта, а не с применением нормативов потребления.
Таким образом, перечисленные положения закона и подзаконных актов не были учтены судом первой инстанции, что привело к неправильному разрешению спора.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения не устранил.
Поскольку судами установлено, что в рассматриваемый период спорный многоквартирный дом не оборудован общедомовым прибором учета коммунальной услуги по отоплению, начисления платы за эту коммунальную услугу осуществлены исходя из норматива потребления в соответствии с абзацем 2 пункта 42(1) правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, то есть все значимые для разрешения возникшего спора обстоятельства установлены, судами допущены лишь нарушения норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу об отмене обжалуемых актов и о принятии решения об отказе в удовлетворении требований о возложении обязанности произвести перерасчёт платы в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка N1 Новолялинского судебного района Свердловской области от 2 ноября 2020 года, апелляционное определение Новолялинского районного суда Свердловской области от 1 февраля 2021 года отменить, принять новое решение:
отказать Сунцовой Галине Ивановне в удовлетворении исковых требований к муниципальному унитарному предприятию Новолялинского городского округа "Газовое хозяйство", акционерному обществу "ЭнергосбыТ Плюс" о возложении обязанности произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 01 сентября 2019 года по 31 мая 2020 года в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета тепловой энергии.
Судья Б.Н. Горлач
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.