Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Козиной Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-643/2021 по иску Теселкина Александра Львовича к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, казенному учреждению "Центр социальных выплат Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" о признании незаконным отказ в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда", выдать удостоверение "Ветеран труда", по кассационной жалобе Теселкина Александра Львовича на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Теселкин А.Л. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, казенному учреждению "Центр социальных выплат Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" о признании незаконным отказ в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда", выдать удостоверение "Ветеран труда".
Требования мотивированы тем, что является получателем пенсии по старости. Приказом Министерства энергетики Российской Федерации N5-п от 24 декабря 2019 года за большой личный вклад в развитие топливно-энергетического комплекса и многолетний добросовестный труд он награжден Благодарностью. Для присвоения звания "Ветеран труда" он обратился с заявлением в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, однако получил отказ, который мотивирован тем, что Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации не является ведомственным знаком отличия Минэнерго России, являющимся основанием для присвоения звания "Ветеран труда". Считает данный отказ необоснованным и нарушающим его права. Просит признать отказ в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить ему звание "Ветеран труда", обязать казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат" выдать удостоверение "Ветеран труда".
Решением Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 апреля 2021 года Теселкину А.Л. отказано в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе Теселкин А.Л. ставит вопрос об отмене решения Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 января 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 апреля 2021 года, как незаконных, с вынесением по делу нового решения.
В кассационной жалобе Теселкин А.Л. приводит доводы аналогичные его правовой позиции при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции и указывает на то, что являясь лицом, награжденным ведомственной наградой Благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации, имеет законное право на присвоение звания "Ветеран труда". На основании приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 24 декабря 2019 года N5-П за большой личный вклад в развитие топливно-энергетического комплекса и многолетний добросовестный труд ему объявлена Благодарность. Полагает, что ему необоснованно отказано в присвоение звания "Ветеран труда", поскольку Перечнем наград Министерства энергетики Российской Федерации и приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 23 октября 2017 года N999 Благодарность включена в перечень ведомственных наград. Считает, что материалы дела содержат достаточно письменных доказательств, которые подтверждают законность его требований.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Теселкин А.Л. за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса награжден Благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации на основании приказа N5п от 24 декабря 2019 года.
Письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N15-исх-18006 от 10 ноября 2020 года Теселкину А.Л. отказано в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку Минэнерго России в качестве ведомственного знака отличия за заслуги в труде, дающего право на присвоение звания "Ветеран труда" установлена медаль "За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса" 2 степени. В связи с чем, Благодарность Минэнерго России, награждение которой осуществлено в соответствии с приказом Минэнерго России N5п от 24 декабря 2019 года не служит основанием для присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", предъявляемыми к ведомственным знакам отличия в труде с 01 июля 2016 года.
Полагая такой отказ незаконным, Теселкин А.Л. обратился в суд.
Разрешая возникший спор и отказывая Теселкину А.Л. в удовлетворении требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2016 года N 578, и пришел к выводу о том, что объявленная Благодарность не относится к ведомственным знакам отличия, и не может служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Общие основания присвоения звания "Ветеран труда" определены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 названного Федерального закона, введенным с 01 июля 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 N388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ), порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
К ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда", относятся учрежденные в установленном порядке за особые отличия в труде и долголетний добросовестный труд награды (почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, почетные заслуженные звания), решение о награждении которыми граждан принято Правительством Российской Федерации, руководителями федеральных органов государственной власти, руководителем Администрации Президента Российской Федерации, руководителями аппаратов палат Федерального Собрания и Аппарата Правительства Российской Федерации, руководителями Конституционного Суда Российской Федерации, руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации, руководителями межгосударственных (межправительственных) органов, созданных государствами - участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, руководителями органов государственной власти СССР и РСФСР.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N 578 утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия.
Согласно пункту 2 названного выше Положения, знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Пунктом 3 указанного Положения предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия.
Этим же Постановлением Правительства Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации в трехмесячный срок поручено разработать и издать ведомственные нормативные правовые акты, учреждающие ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания "Ветеран труда".
Таким образом, после принятия Правительством Российской Федерации Постановления от 25 июня 2016 года N 578, награждение работника предприятия отрасли ведомственным знаком отличия, само по себе (в отсутствие соответствующего ведомственного нормативного правового акта), не являлось основанием для возникновения у такого работника права на присвоение звания "Ветеран труда".
Приказом Минэнерго России от 17 февраля 2017 года N 108 "О ведомственной награде Министерства энергетики Российской Федерации" учреждена ведомственная награда Министерства энергетики Российской Федерации - медаль "За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса".
Согласно Положению о медали "За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса", утвержденному этим же приказом Минэнерго России, медалью могут быть награждены лица, осуществляющие трудовую (служебную) деятельность в сфере топливно-энергетического комплекса, нефтехимической промышленности и теплоснабжения, за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 20 лет для Медали I степени и не менее 15 лет для Медали II степени. Медаль II степени является ведомственным знаком отличия Министерства, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 23 октября 2017 года N 999, на который ссылается истец в обоснование своей позиции по делу, в целях стимулирования работников, осуществляющих деятельность в сфере топливно-энергетического комплекса, нефтехимической промышленности и теплоснабжения, а также в соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 года N 400, учреждены ведомственные награды Министерства энергетики Российской Федерации, среди которых указана Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Благодарности Министерства энергетики Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 23 октября 2017 года N999, Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации объявляется работникам организаций топливно-энергетического комплекса, нефтехимической промышленности и теплоснабжения, федеральным государственным гражданским служащим, работникам подведомственных Минэнерго России организаций, государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим при стаже работы в отрасли не менее 2 лет, добившимся высоких результатов в труде.
При этом, как верно указано судами и вопреки ошибочному мнению заявителя, приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 23 октября 2017 года N 999 и утвержденное этим приказом Положение, непосредственно не отнесли Благодарность к ведомственным знакам отличия, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе истца, о том, что он награжден ведомственным знаком отличия в труде, являющимся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, фактически сводятся к правовой аргументации позиции истца, изложенной в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла свое отражение в судебных постановлениях.
Благодарность Министерства Энергетики Российской Федерации объявлена Теселкину А.Л, согласно приказу Минэнерго России N5п от 24 декабря 2019 года. На момент обращения истца с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда" уже действовал приказ Минэнерго России от 17 февраля 2017 года N 108 "О ведомственной награде Министерства энергетики Российской Федерации", которым утверждался единственный ведомственный знак отличия, предоставляющий право на присвоение звания "Ветеран труда" - медаль "За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса".
Учитывая, что Благодарность не признана федеральным органом государственной власти ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", правовые основания для удовлетворения иска у судов отсутствовали.
Таким образом, правовых оснований к отмене оспариваемых судебных актов кассационная жалоба не содержит, доводы жалобы, по существу сводятся к субъективному толкованию норм материального права, которое не может являться основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Теселкина Александра Львовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.