Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Грудновой А.В, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-13/2021 по иску Суровой Светланы Сергеевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области о защите пенсионных прав, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области на решение Кушвинского городского суда Свердловской области от 20 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 14 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сурова С.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области о признании решения от 02 сентября 2020 года N731518/20 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" незаконным, включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы с 25 декабря 2014 года по 31 декабря 2019 года, с 01 января 2020 года по 08 июня 2020 года в качестве машиниста крана (крановщика) в обособленном структурном подразделении сервисного локомотивного депо "Свердловск" общества с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис", назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 23 июня 2020 года.
В обоснование иска указала, что в оспариваемые периоды осуществляла трудовую деятельность в качестве машиниста погрузочно-разгрузочных машин. Полагая, что у неё возникло право на досрочное пенсионное обеспечение, она 09 июня 2020 года обратилась в пенсионный орган с соответствующим заявлением. Решением от 02 сентября 2020 года N731518/20 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку не выработан необходимый стаж, оспариваемые периоды подлежат включению в страховой стаж на общих основаниях. Считала решение пенсионного органа незаконным, поскольку ответчик без достаточных на то оснований не включил в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды осуществления трудовой деятельности в качестве машиниста погрузочно-разгрузочных машин.
Решением Кушвинского городского суда Свердловской области от 20 января 2021 года иск Суровой С.С. удовлетворен частично. На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области возложена обязанность включить в стаж Суровой С.С, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение на основании пункта 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы с 25 декабря 2014 года по 31 декабря 2019 года, с 01 января 2020 года по 19 января 2020 года в качестве машиниста крана (крановщика) в обособленном структурном подразделении сервисного локомотивного депо "Свердловск" общества с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис" и назначить Суровой С.С. досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 23 июня 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 14 апреля 2021 года решение Кушвинского городского суда Свердловской области от 20 января 2021 года в части включения Суровой С.С. в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы 18 мая 2015 года, 20 июля 2015 года, 18 августа 2015 года, 05 мая 2018 года, 29 августа 2018 года, 31 декабря 2018 года, с 26 сентября 2019 года по 31 декабря 2019 года, 01 января 2020 года по 19 января 2020 года в обособленном структурном подразделении сервисного локомотивного депо "Свердловск" общества с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис" в качестве машиниста крана (крановщика), отменено, принято по делу в указанной части новое решение, которым в удовлетворении названных требований отказано. В остальной части решение Кушвинского городского суда Свердловской области от 20 января 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области ставит вопрос об отмене решения Кушвинского городского суда Свердловской области от 20 января 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 14 апреля 2021 года в части возложения обязанности включить в специальный стаж периоды работы Суворовой С.С. и назначить ей пенсию с 23 июня 2020 года, как незаконных.
В доводах кассационной жалобы указывает, что при вынесении решения об отказе в назначении Суровой С.С. досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсионный орган строго руководствовался нормами пенсионного законодательства, регулирующими основания и порядок досрочного пенсионного обеспечения. Сурова С.С, 23 июня 1970 года рождения, зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 03 июля 1998 года. В стаж на соответствующих видах работ зачтено 13 лет 04 месяца 25 дней. В специальный стаж не включен период работы с 25 декабря 2014 года по 31 декабря 2019 года, поскольку работодатель не подтверждает её занятость в спорный период машинистом крана (крановщиком) по Списку N2. Также в индивидуальных сведениях персонифицированного учета отсутствует подтверждение льготной работы соответствующим кодом, отсутствуют сведения о начислении и уплате работодателем дополнительного тарифа. Указанное в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 400-ФЗ, с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, пунктами 5, 6, 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, пунктом 3 Порядка от 31 марта 2011 года N 258н, со статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не дает право зачесть данный период в стаж на соответствующих видах работ. С 01 января 2013 года пенсионным органом в специальный стаж подлежат включению периоды работы при условии начисления и уплаты работодателем страховых взносов по соответствующим тарифам. При разрешении спора суды ссылаются на уточняющую справку от 10 марта 2020 года N21, которой подтверждается факт работы истца полный рабочий день на работах с тяжелыми условиями труда.
При этом суды неправомерно не учитывают справку от 29 июля 2020 года N52-17/329, выданную работодателем с более поздней датой выдачи, где работодатель говорит о том, что Сурова С.С. в период работы с 25 декабря 2014 года по 31 декабря 2019 года не имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", хотя согласно позиции Верховного суда Российской Федерации работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Пенсионный фонд является правоприменительным органом и производит оценку пенсионных прав исключительно по документам и сведениям, предоставленным работодателями. В ходе рассмотрения дела работодателем направлен отзыв, в котором он возражает против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на карту специальной оценки условий труда от 24 декабря 2014 года, где указано на отсутствие права на досрочное пенсионное обеспечение. Сурова С.С. ознакомлена с картой специальной оценки условий труда, замечаний, возражений не предоставила, результаты оценки не оспаривала. Кроме того, работодатель согласился с доводами апелляционной жалобы, изложенными пенсионным органом, считая их обоснованными. Указывает, что именно поведение работодателя, не начислившего и не оплатившего дополнительный тариф за период работы истца с 25 декабря 2014 года по 31 декабря 2019 года, не позволило пенсионному органу включить данный период в стаж на соответствующих видах работ. В связи с чем основания для удовлетворения исковых требований Суровой С.С. у судов отсутствовали.
Кроме того, вывод суда апелляционной инстанции о включении в специальный стаж истца периодов работы после 25 декабря 2014 года за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы сделан без учета разъяснений, изложенных в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии". В ходе рассмотрения дела Сурова С.С. требований к работодателю об оспаривании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предоставленных в пенсионный орган не заявляла, сведения содержащиеся в учете, недостоверными не признаны. Судами не устранены противоречия между сведениями, содержащимися в заключении государственной экспертизы условий труда от 24 декабря 2014 года и в справке работодателя от 29 июля 2020 года о том, что Сурова С.С. в период с 25 декабря 2014 года по 31 декабря 2019 года не имеет права на досрочное пенсионное обеспечение. Сурова С.С. документально не подтвердила постоянную занятость в течение полного рабочего дня на работах с тяжелыми условиями труда, работодатель право досрочного пенсионного обеспечения не подтверждает, не отразил сведения в индивидуальном (персонифицированном) учете, дополнительный тариф не начислил и не оплатил, что исключает право истца назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежаще. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в редакции Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2019 года).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Исходя из положений статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.
Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 года (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года N 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению.
Согласно статье 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ работник вправе: присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 1 части 1 статьи 5 закона), обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 2 части 1 статьи 5 закона), обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте в соответствии со статьей 26 названного закона (пункт 3 части 1 статьи 5 Закона).
На работодателей, применяющих труд работников на указанных видах работ, возложена обязанность по уплате, начиная с 1 января 2013 года дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а с 1 января 2017 года - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации, а также предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов. Условия назначения трудовой пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. До установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", соответствующие периоды могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (пункт 3 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", часть 6 статьи 30 и часть 8 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, с учетом уплаты работодателями за такие периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года N 2250-0).
Судами установлено, что Сурова С.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 09 июня 2020 года обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением от 02 сентября 2020 года N731518/20 Суровой С.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа.
В стаж на соответствующих видах работ, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, пенсионным органом не включены периоды осуществления Суровой С.С. трудовой деятельности с 25 декабря 2014 года по 31 декабря 2019 года, с 01 января 2020 года по 08 июня 2020 года в качестве машиниста крана (крановщика) в обособленном структурном подразделении сервисного локомотивного депо "Свердловск" общества с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис", поскольку выполнение истцом работы в особых условиях труда в спорный период, имевший место после регистрации в качестве застрахованного лица, сведениями индивидуального (персонифицированного) учета не подтверждается, дополнительные тарифы в соответствии со статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации работодателем не уплачивались.
Общая продолжительность страхового стажа Суровой С.С. определена пенсионным органом в30 лет 06 месяцев 13 дней, продолжительность стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", - 13 лет 04 месяца 25 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента - более 18, 6.
Полагая, что в указанный спорный период трудовая деятельность осуществлялась в тяжелых условиях, отказ пенсионного органа во включение указанного периода в специальный стаж является необоснованным, Сурова С.С. обратилась в суд
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования в части включения в специальный стаж Суровой С.С. периодов работы в качестве машиниста крана (крановщика) в обособленном структурном подразделении сервисного локомотивного депо "Свердловск" ООО "СТМ-Сервис", суд первой инстанции, руководствуясь нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, оценив представленные сторонами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, пришел к выводу о том, что не исполнение работодателем обязанности по предоставлению в пенсионный орган сведений индивидуального (персонифицированного) учета о характере осуществляемой Суровой С.С. трудовой деятельности, равно как не уплата дополнительного тарифа, установленного с 01 января 2013 года, не может являться безусловным основанием для отказа в зачете в специальный стаж спорных периодов трудовой деятельности и умалять право застрахованного лица на пенсионное обеспечение.
Соглашаясь в целом с приведенными выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, указав на необоснованное включение судом в специальный стаж периодов нахождения Суровой С.С. в отпусках без сохранения заработной платы 18 мая 2015 года, 20 июля 2015 года, 18 августа 2015 года, 05 мая 2018 года, 29 августа 2018 года, 31 декабря 2018 года, отменил решение суда первой инстанции о включении указанных периодов в стаж работы в целях досрочного пенсионного обеспечения на основании пункта 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", принял новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы пенсионного органа о необходимости отмены решения суда первой инстанции полностью и отказа Суровой С.С. в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции на основании надлежащей правовой оценки представленных в материалы дела доказательств и верного применения норм материального права в сфере досрочного пенсионного обеспечения, исходил из того, что Сурова С.С. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 03 июля 1998 года, в связи с чем с указанной даты характер работы подлежит установлению по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, подлежащим оценке наряду с совокупностью иных письменных доказательств. Сведениями индивидуального (персонифицированного) учета льготный характер работы Суровой С.С. после 25 декабря 2014 года не подтвержден. Спорные периоды трудовой деятельности не отражены работодателем либо отражены без указания кода особых условий труда. Периоды работы Суровой С.С. в качестве машиниста крана (крановщика) в обособленном структурном подразделении сервисного локомотивного депо "Свердловск" ООО "СТМ-Сервис" до 24 декабря 2014 года отражены работодателем в индивидуальном (персонифицированном) учете с указанием кода особых условий труда и включены пенсионным органом в стаж на соответствующих видах работ. Ссылаясь на карту специальной оценки условий труда от 24 декабря 2014 года N303, содержащую указание на отсутствие у машиниста крана (крановщика) права на досрочное пенсионное обеспечение, работодатель прекратил отражать в индивидуальном (персонифицированном) учете сведения о льготном характере работы Суровой С.С. 25 декабря 2014 года, предоставляя сведения о работе без указания кода особых условий труда, а также прекратил начислять и уплачивать как страхователь страховые взносы по соответствующим тарифам.
Анализируя сведения, содержащиеся в карте специальной оценки условий труда от 24 декабря 2014 года N303, суд апелляционной инстанции указал на то, что класс условий труда по профессии машинист крана (крановщик) определен 3.1, что соответствует вредному классу условий труда. Указание в карте специальной оценки условий труда от 24 декабря 2014 года N303 на отсутствие у машиниста крана (крановщика) права на досрочное пенсионное обеспечение, по смыслу пункта 1 части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, не опровергает осуществление Суровой С.С. работы в условиях труда, поименованных в пункте 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Установив указанные обстоятельства суд апелляционной инстанции указал на наличие у работодателя обязанности начислить и уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам, отразить трудовую деятельность Суровой С.С. в индивидуальном (персонифицированном) учете, с указанием кода особых условий труда. Не исполнение работодателем указанных обязанностей не может являться безусловным основанием для отказа в зачете в специальный стаж спорных периодов трудовой деятельности Суровой С.С. и не должно препятствовать реализации застрахованным лицом права досрочного пенсионного обеспечения.
По итогам проведения специальной оценки условий труда, результаты которой оформлены картой от 26 сентября 2019 года N7, установлен класс условий труда по профессии машинист крана (крановщик) 2, соответствующий допустимыми условиями труда, что исходя из положений части 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исключает возможность включения Суровой С.С. в специальный стаж периодов работы в качестве машиниста крана (крановщика) с 26 сентября 2019 года по 31 декабря 2019 года, с 01 января 2020 года по 19 января 2020 года в обособленном структурном подразделении сервисного локомотивного депо "Свердловск" ООО "СТМ-Сервис". В указанной части решение суда первой инстанции отменено судом апелляционной инстанции с принятием нового решения об отказе в удовлетворении этих требований.
Установив, что даже после отмены решения суда первой инстанции в приведенной части, стаж работы истца по профессии машинист крана (крановщик) превышает необходимые 15 лет, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии у Суровой С.С. права на досрочное пенсионное обеспечение на основании пункта 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия соглашается с постановленными судом первой инстанции в неотмененной части и судом апелляционной инстанции судебными актами и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы пенсионного органа о том, что основанием для зачета в специальный стаж периодов работы являются исключительно сведения индивидуального (персонифицированного) учета, при условии начисления и уплаты дополнительных тарифов, не могут служить основанием для отмены судебных актов, поскольку сводятся к ошибочному толкованию заявителем норм материального права. Доводы общества с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис" о правомерности позиции пенсионного органа направлены на уклонение от ответственности за предоставление в пенсионный орган недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета о характере осуществляемой Суровой С.С. трудовой деятельности и за неуплату дополнительного тарифа, установленного с 01 января 2013 года, Разрешая спор, суды установили, что начиная с 25 декабря 2014 года, Сурова С.С. была занята на работе с особыми условиями труда, поименованными в пункте 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" на условиях полного рабочего дня при полной рабочей неделе, осуществляла трудовую деятельность по управлению краном, выполняя погрузочно-разгрузочные работы, в результате специальной оценки условий труда от 24 декабря 2014 года определен класс условий труда 3.1. Неисполнение работодателем своих обязанностей начислить и уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам, отразить трудовую деятельность Суровой С.С. в индивидуальном (персонифицированном) учете с указанием кода особых условий труда, привело к искажению сведений в персонифицированном учете и нарушению её пенсионных прав. Однако такое поведение работодателя не может являться безусловным основанием для отказа в зачете в специальный стаж спорных периодов трудовой деятельности Суровой С.С. и не должно препятствовать реализации ею права на досрочное пенсионное обеспечение.
При выявленных обстоятельствах, суды обоснованно приняли во внимание и оценили иные доказательства, предоставленные в подтверждение льготного характера работы истца.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Разрешая спор, суды правильно определили характер правоотношений лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определили обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановили судебные акты в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы, которые получили правовую оценку в решении суда и апелляционном определении, и по существу направлены на переоценку выводов судебных инстанций, основаны на неверном толковании норм права, следовательно, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов. Кассационная жалоба не содержит обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
Доводов, подтверждающих неправильное применение норм материального и нарушение норм процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточными основаниями для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не содержится.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кушвинского городского суда Свердловской области от 20 января 2021 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 14 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области - без удовлетворения.
Исполнение решения Кушвинского городского суда Свердловской области от 20 января 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 14 апреля 2021 года возобновить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.