Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В, судей Корпачевой Е.С, Кудряшова В.К.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-625/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Культура" о признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года N 1524 (в редакции от 24 февраля 2021 года N 276)
по апелляционной жалобе управления имущественных отношений Брянской области на решение Брянского областного суда от 3 марта 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Корпачевой Е.С, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Культура" по доверенности Чуприка Д.С, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А, полагавшего, что решение суда подлежит отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года N 1524 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 февраля 2021 года N 276 указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2020 года.
Административный истец обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим с 1 января 2020 года пункт N Перечня на 2020 год в части включения в него принадлежащего ему нежилого здания с кадастровым номером N.
В обоснование заявленных требований указал, что общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма Культура" (далее также - ООО "Агрофирма Культура", ООО, административный истец) является сельскохозяйственным товаропроизводителем и в здании, которое включено в Перечень, осуществляется мелкооптовая и розничная торговля произведенной ООО сельскохозяйственной продукцией. Часть здания используется для краткосрочного хранения овощей. Другая часть здания используется как санпропускник для прохождения на территорию тепличного комбината, расположенного на том же земельном участке, что и здание. Учитывая, что ООО "Агрофирма Культура" является плательщиком единого сельскохозяйственного налога, а здание, включенное в Перечень, используется для реализации сельскохозяйственной продукции, полагает включение здания в Перечень на 2020 год не соответствующим требованиям пункта 3 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество, используемое при реализации этой продукции.
Решением Брянского областного суда от 3 марта 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе управление имущественных отношений Брянской области просит отменить судебный акт и принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное определение и недоказанность судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда материалам административного дела, а также неправильное применения норм материального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом и участвовавшим в деле прокурором представлены возражения об их необоснованности и законности постановленного судебного решения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель управления имущественных отношений Брянской области, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, об отложении разбирательства дела не просил.
На основании статьи 150, части 5 статьи 213, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившегося представителя управления имущественных отношений Брянской области.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и участвовавшими в деле лицами не опровергалось, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Законом Брянской области от 27 ноября 2003 года N 79-З "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона Брянской области от 3 октября 2016 года N 76-З) на территории Брянской области с 1 января 2017 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении указанных в данном нормативном правовом акте видов недвижимого имущества.
Согласно ст. 1.1 указанного Закона налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень подлежит включению нежилое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Судом установлено, что из всех оснований, предусмотренных федеральным и региональным законодательством, спорный объект недвижимости включен в оспариваемый Перечень исходя из фактического использования более 20% общей площади нежилого здания под объект торговли.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской определено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, (далее также - Порядок) для целей налогообложения.
Согласно пункту 4 указанного Порядка при формировании Перечня управление имущественных отношений Брянской области определяет вид фактического использования Объектов на одном из следующих оснований либо по совокупности всех или нескольких из нижеследующих оснований:
- информации, содержащейся в торговом реестре Брянской области;
- сведений об Объектах, содержащихся в выборке из ЕГРН;
- сведений о назначении Объектов, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации);
- информации о виде использования Объектов, имеющейся в распоряжении соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов);
- информации, полученной по результатам запроса необходимых документов и сведений у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся правообладателями Объектов;
- результатов, указанных в актах обследований.
Основанием для включения нежилого здания в Перечень послужил акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания, составленного по состоянию на 5 сентября 2019 года (далее также - акт от 5 сентября 2019 года), согласно которому здание фактически используется как продуктовый магазин, склад и проходная. Торговая площадь составляет 40, 7 кв.м - 44% от общей площади здания, что исходя из положений подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует о фактическом использовании здания в качестве объекта торговли.
Изучив указанный акт, судебная коллегия приходит к выводу, что он соответствует требованиям приведенных положений действующего законодательства и фактическому использованию спорного здания, что не оспаривалось административным истцом ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.
Вместе с тем, разрешая заявленные требования и приходя к выводу об их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что акт от 5 сентября 2019 года не может являться основанием для включения спорного здания в Перечень на 2020 год, поскольку собственник здания ООО "Агрофирма Культура" является плательщиком единого сельскохозяйственного налога, в связи с чем на основании пункта 3 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от обязанности по уплате налога на имущество организаций, так как использует спорное здание для реализации произведённой сельскохозяйственной продукции.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит неправильным, основанным на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, поскольку критерии применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлены в отношении непосредственно объектов налогообложения, независимо от их правообладателей и наличия у них льгот по уплате налога на имущество организации.
Тогда как статья 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает общие условия применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
При этом судом первой инстанции не учтено, что управление имущественных отношений Брянской области, являясь уполномоченным органом по формированию на основании статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не вправе определять круг субъектов налогообложения, имеющих право на освобождение от уплаты налога, в том числе на основании части 3 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации, такая обязанность действующим налоговым законодательством возложена на налоговые органы.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу о законности включения указанного здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества по его фактическому использованию, то есть по критерию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует о том, что оснований для признания нормативного правового акта не действующим в оспариваемой части у суда не имелось.
Таким образом, обжалуемое решение Брянского областного суда нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Брянского областного суда от 3 марта 2021 года отменить, принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Культура" о признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской от 25 ноября 2019 года N 1524 (в редакции от 24 февраля 2021 года N 276), отказать.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.