Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Ковалёвой Ю.В, рассмотрев без проведения судебного заседания
административный материал N 3а-250/2021 по административному исковому заявлению акционерное общество "Автоколонна-1425" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по частной жалобе федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Воронежской области на определение Воронежского областного суда от 17 мая 2021 года о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
вступившим в законную силу решением Воронежского областного суда от 17 мая 2021 года удовлетворены административные исковые требования акционерного общества "Автоколонна-1425" (далее - административный истец), установлена кадастровая стоимость земельных участков в соответствии с заключением судебного эксперта.
Согласно заявлению федерального бюджетного учреждения "Воронежский региональный центр судебной экспертизы", затраты бюджетных средств на подготовку заключения составили 100 374 рубля, в том числе: исследование двух отчётов - 49 524 рубля, по 24 762 рубля за каждый, определение рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты" - 40 680 рублей, по 20 340 рублей за каждый, определение рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 10 170 рублей.
Определением Воронежского областного суда от 17 мая 2021 года заявление федерального бюджетного учреждения "Воронежский региональный центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федераций удовлетворено, судебные расходы взысканы с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Воронежской области в размере 45 102 рубля, с правительства Воронежской области - 55 272 рубля.
В частной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Воронежской области ставит вопрос об отмене определения суда и отказе в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов с административного ответчика, полагает, что судебные расходы должны быть взысканы с органа, утвердившего удельные показатели кадастровой стоимости, то есть с правительства Воронежской области.
Частная жалоба рассмотрена по правилам, установленным положениями частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения судебного заседания.
Изучив изложенные в частной жалобе доводы, исследовав представленные материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением правительства Воронежской области от 11 декабря 2015 года N 970 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области" утверждена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2014 года в размере 6 052 193, 04 рублей и 6 878 537, 28 рублей соответственно.
Из акта определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" следует, что стоимость земельного участка по состоянию на 14 декабря 2017 года определена ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиала по Воронежской области с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 38 658 494, 05 рублей. Соответственно акт определения кадастровой стоимости, подготовленный сотрудником органа кадастрового учёта, является итоговым документом, содержащим результаты расчёта оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка, не включённого в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 1 января 2014 года.
Решением Воронежского областного суда от 17 мая 2021 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2014 года установлена равной рыночной в размере 2 689 296 рублей и 1 168 512 рублей соответственно; земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 14 декабря 2017 года - 8 482 560 рублей.
Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков, установленная по результатам государственной кадастровой оценки, превышает рыночную стоимость объектов недвижимости в 2.25, 5.89, 4.56 раз соответственно.
Из заявления экспертного учреждения следует, что расходы на проведение судебной экспертизы составили 100 374 рубля.
Разрешая заявление экспертного учреждения, суд первой инстанции пришёл к выводу, что судебные расходы в размере 45 102 рублей подлежат взысканию с ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Воронежской области, расходы в размере 55 272 рублей - с правительства Воронежской области.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда.
Согласно пункту 31 Постановления N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление N 28) вопрос о судебных расходах, понесённых заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учётом того, что главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно положениям статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам (пункт 1).
Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сторонами в административном деле является административный истец и административный ответчик.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 107 и частью 3 статьи 109 названного Кодекса.
Таким образом, согласно нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы подлежат распределению между сторонами - административным истцом и административным ответчиком.
В пункте 7 Постановления N 28 указано, что на основании части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" основным принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счёт лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Предусмотренные статьёй 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости, ранее учтённых объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года N П/210 и Положением о филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области, утверждённого приказом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 30 декабря 2016 года (пункт 2.2.6), ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Согласно части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" определена ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиала по Воронежской области в соответствии с положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", следовательно довод жалобы о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Воронежской области не является органом, установившим кадастровую стоимость указанного земельного участка, а таким органом является правительство Воронежской области, утвердившее удельные показатели, основан на неправильном толковании норм материального права.
Обстоятельства того, что удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости утверждены постановлением правительства Воронежской области от 11 декабря 2015 года N 970, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции.
Таким образом, суд первой инстанции, исходя из представленного экспертным учреждением расчёта понесённых издержек, пришёл к верному выводу, что судебные расходы по проведению судебной экспертизы в части проверки отчёта об оценке и определения рыночной стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 45 102 рублей подлежат взысканию с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - ФГБУ "ФКП Росреестра", а судебные расходы в другой части подлежат взысканию с правительства Воронежской области, как органа, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты".
Обжалуемый судебный акт вынесен с соблюдением норм процессуального права, оснований для отмены определения в апелляционном порядке, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определил:
определение судьи Воронежского областного суда от 17 мая 2021 года оставить без изменения, частную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Воронежской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Ю.В. Ковалёва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.