Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мышачкова ФИО12 на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 7 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 8 декабря 2020 года по административному делу N 2а-291/2020 по административному исковому заявлению Мышачкова Михаила Ивановича к Главе Республики Крым Аксенову С.В, заинтересованные лица - начальник Инспекции по жилищному надзору Республики Крым Акулова Э.В, заместитель Председателя Совета министров Республики Крым, председатель Совета министров Республики Крым Жукова Ю.М, Инспекция по жилищному надзору Республики Крым, Аппарат Совета министров Республики Крым, председатель Совета министров Республики Крым Гоцанюк Ю.М. об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав представителя Главы Республики Крым - ФИО13, судебная коллегия
установила:
Мышачков М.И. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия Главы Республики Крым Аксенова С.В. по переадресации его жалобы на рассмотрение государственного органа и его руководителя Акуловой Э.В. бездействия которых обжаловались.
Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 7 июля 2020 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 8 декабря 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 3 июня 2021 года, административный истец просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. В обоснование жалобы указано, что судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 25 июня 2021 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебное заседание 24 августа 2021 года проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Верховным судом Республики Крым.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 КАС РФ правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 15 февраля 2020 года Мышачков М.И. обратился к Главе Республики Крым Аксенову С.В. с жалобой, указав, что жалоба подается на бездействия заместителя председателя Совета министров РК Жуковой Ю. и начальника Инспекции по жилищному надзору Республики Крым Акуловой Э.В.
Вместе с тем, в жалобе Мышачков М.И. просит Главу Республики Крым провести разбирательство сложившейся ситуации о системных нарушениях действующего законодательства Российской Федерации по факту нарушения прав жильцов многоквартирного дома.
Председатель Совета министров Республики Крым 19 февраля 2020 года отписал обращение для исполнения заместителю Председателя Совета министров Республики Крым Жуковой Ю.М, в компетенцию которой входит координация деятельности Инспекции по жилищному надзору Республики Крым.
По резолюции заместителя Председателя Совета министров Республики Крым Жуковой Ю.М. вышеуказанное обращение 25 февраля 2020 года за NКО-30/4469/7 было направлено в Инспекцию по жилищному надзору Республики Крым.
2 марта 2020 года Мышачкову М.И. дан промежуточный ответ на обращение с уведомлением о продлении срока рассмотрения его обращений, в том числе, поданного 19 февраля 2020года.
3 марта 2020 года Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым издан приказ N405 о проведении внеплановой выездной проверки управляющей организации МУП "ЖКХ Раздольненское", в связи с поступившими обращениями Мышачкова М.И.
Согласно предписания Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 17 марта 2020 года, выданного в адрес МУП "ЖКХ "Раздольненское", по результатам проверки, со стороны МУП "ЖКХ "Раздольненское" по вопросам содержания общего имущества подъезда N 2 МКД N40 по "адрес" выявлены нарушения жилищного законодательства РФ, выдано предписание.
30 марта 2020 года на обращения Мышачкова М.И, в том числе и на обращение от 19 февраля 2020 года NКО-30/4469/7, дан ответ, с направлением его по почте в адрес Мышачкова М.И. и Аппарата Совета министров Республики Крым.
Установив изложенное, руководствуясь положениями Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что обращение Мышачкова М.И. от 19 февраля 2020 года рассмотрено в установленные законом сроки, уполномоченным на то органом и в соответствии с требованиями действующего законодательства. Нарушений прав и законных интересов административного истца при рассмотрении обращение не установлено.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и положениям закона, дополнительно указал следующее.
В соответствии с постановлением Государственного Совета Республики Крым от 20 сентября 2019 года N6-2/19 "Об избрании Главы Республики Крым" избран Аксенов С.В. на государственную должность Республики Крым Главы Республики Крым сроком на 5 лет.
Согласно пункту 237 Регламента Совета министров Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 6 августа 2014 года N242, организацию в Совете министров работы с обращениями граждан, в том числе письмами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и обращениями депутатов Государственного Совета Республики Крым, письмами федеральных органов исполнительно власти, учреждений, организаций, связанными с рассмотрением обращений граждан и юридических лиц, их регистрацию, анализ, контроль за сроками их прохождения и рассмотрения, полнотой и качеством проверки по обращению, подготовку предложений по устранению выявленных нарушений и недостатков, организации проведения личного приема граждан Председателем Совета министров, первым заместителем, заместителем Председателя Совета министров осуществляет структурное подразделение Аппарата по вопросам обращений граждан.
Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными федеральными законами (часть 1 статьи 3 Закона N 59-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Названным федеральным законом гарантировано право гражданина на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5 Закона N 59-ФЗ). На государственный орган, должностное лицо закон возлагает обязанность дачи письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ).
Исходя из положений статьи 8 Закона N59-ФЗ, гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 1).
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (пункт 3).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; даёт письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Частью 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Ссылаясь на изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Инспекцией проведена проверка по заявлению о нарушении прав жильцов многоквартирного дома. Ответ на обращение административного истца Мышачкова М.И. был дан по существу.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Доводы кассационной жалобы нашли подробную оценку судами обеих инстанций, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Судебная коллегия находит выводы, изложенные в судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 7 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 8 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 августа 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.