Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Калинко А.В., рассмотрев жалобу председателя контрольно-счетной палаты Омской области Шугулбаева Т.М. на вступившее в законную силу решение судьи Марьяновского районного суда Омской области от 26 апреля 2021 г., вынесенное в отношении Волковой Натальи Владимировны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 12 в Марьяновском судебном районе Омской области от 2 февраля 2021 г. ведущий бухгалтер казенного учреждения "Хозяйственное управление администрации Марьяновского муниципального района" Волкова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, и подвергнута административному штрафу в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Марьяновского районного суда Омской области от 26 апреля 2021 г. постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В жалобе председатель контрольно-счетной палаты Омской области Шугулбаев Т.М. просит судебное решение отменить, считая его незаконным.
Волкова Н.В, извещенная в порядке ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы, в установленный срок возражения не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы прийти к следующим выводам.
Частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ установлена ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Из материалов данного дела об административном правонарушении следует, что основанием для его возбуждения послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что ведущий бухгалтер казенного учреждения "Хозяйственное управление администрации Марьяновского муниципального района" Волкова Н.В. допустила грубое нарушение требований к составлению бюджетной отчетности, выразившееся в не отражении в нарушение требований ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 167 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н, в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503169) годовой бюджетной отчетности администрации Пикетинского сельского поселения за 2019 год просроченной дебиторской задолженности в сумме 18 176, 4 рублей, что повлекло искажение информации об активах в виде просроченной дебиторской задолженности более чем на 10 процентов.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ведущего бухгалтера КУ "Хозяйственное управление администрации Марьяновского муниципального района" Волковой Н.В. к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, о чем мировым судьей вынесено соответствующее постановление.
При пересмотре постановления по делу об административном правонарушении, судья районного суда, проверил представленные в дело доказательства и пришел к выводу о том, что Волкова Н.В. не является должностным лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
По указанным основаниям судья районного суда отменил постановление о привлечении Волковой Н.В. к административной ответственности и прекратил производство по делу в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Обращаясь с жалобой об отмене судебного решения, председатель контрольно-счетной палаты Омской области Шугулбаев Т.М. указывает на неверную оценку представленных в материалы дела доказательств, характеризующих правовой статус Волковой Н.В. как должностного лица, а именно: должностной инструкции; распоряжения и.о. главы Пикетинского сельского поселения от 17.03.2018 N 4 о назначении исполняющей обязанности по ведению бюджетного учета Пикетинского сельского поселения (на основании Соглашения от 10.01.2018) с правом второй подписи; а также ошибочную подмену понятия составление (формирование) и предоставления годовой бюджетной отчетности.
Однако судебное решение по доводам жалобы отменено быть не может.
Ведение бюджетного учета нефинансовых и финансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляется с учетом положений Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (статья 2 данного Федерального закона).
Частью 1 и 3 статьи 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью.
В соответствии с подпунктом 2 части 8 статьи 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете" руководитель экономического субъекта единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.
В соответствии частью 1 статьи 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (часть 8 указанной статьи).
Как следует из материалов дела на основании Соглашения от 9 января 2019 года N 1 функции по ведению бюджетного (бухгалтерского) и налогового учета и формирование бюджетной (бухгалтерской) отчетности администрации муниципального образования Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области переданы казенному учреждению "Хозяйственное управление администрации Марьяновского муниципального района" (л.д. 21-24).
10 января 2018 года Волкова Н.В. принята на работу ведущим бухгалтером казенного учреждения "Хозяйственное управление администрации Марьяновского муниципального района" (л.д.15).
Согласно должностной инструкции ведущего бухгалтера КУ "Хозяйственное управление администрации Марьяновского муниципального района" (л.д. 18-19) должность ведущего бухгалтера относится к категории специалистов среднего звена, ведущий бухгалтер непосредственно подчиняется директору учреждения. Осуществляет организацию и ведение бухгалтерского учета, в том числе администрации Пикетинского сельского поселения; обеспечивает составление бухгалтерской, бюджетной, налоговой и статистической отчетности (пункты 1.1, 1.3, 2.1, 2.7).
Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503169) годовой бюджетной отчетности администрации Пикетинского сельского поселения за 2019 год подписаны главой ФИО9, директором казенного учреждения ФИО11. и главным бухгалтером ФИО10. (л.д. 43).
Указанные обстоятельства с учетом приведенного выше правового регулирования и положений ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ о толковании неустранимых сомнений в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, не позволяют сделать однозначный вывод о том, что ведущий бухгалтер КУ "Хозяйственное управление администрации Марьяновского муниципального района" Волкова Н.В. является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.
При этом ссылка административного органа на распоряжение и.о. главы Пикетинского сельского поселения от 17.03.2018 N 4 не может быть принята во внимание, поскольку в соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете" функции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формирование бюджетной (бухгалтерской) отчетности администрации Пикетинского сельского поселения были переданы казенному учреждению, а не конкретному должностному лицу. Кроме того, сведений о том, что данное распоряжения является действующим на момент принятия нового соглашения, в материалах дела не имеется.
Доводы жалобы, свидетельствующие о несогласии с выводами судьи районного суда, несостоятельны по изложенным выше мотивам.
Статья 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует нормам статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела и неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия.
Вместе с тем данные, которые могли бы свидетельствовать о том, что судьей районного суда были допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, носящие фундаментальный, принципиальный характер, в материалах дела отсутствуют.
Основанные на ином толковании заявителем положений законодательства и установленных по делу обстоятельств доводы, изложенные в обжалуемом судебном решении выводы не опровергают и достаточным основанием для пересмотра судебного решения с ухудшением положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не являются.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
решение судьи Марьяновского районного суда Омской области от 26 апреля 2021 г, вынесенное в отношении Волковой Натальи Владимировны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу председателя контрольно-счетной палаты Омской области Шугулбаева Т.М. - без удовлетворения.
Судья А.В.Калинко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.