Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу директора муниципального предприятия города Кемерово "Спецавтохозяйство" Алькова Д.В. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай N Т-470-в от 11 ноября 2020г, решение Кировского районного суда г. Кемерово от 29 марта 2021г, решение Кемеровского областного суда от 02 июня 2021г, вынесенные в отношении Муниципального предприятия города Кемерово "Спецавтохозяйство", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай от 11 ноября 2020г N Т-470-в, Муниципальное предприятие города Кемерово "Спецавтохозяйство" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Кировского районного суда г.Кемерово от 29 марта 2021г, оставленным без изменения решением Кемеровского областного суда от 02 июня 2021г, постановление должностного лица от 11.11.2021г оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе директор Муниципального предприятия города Кемерово "Спецвавтохозяйство" Альков Д.В. просит отменить постановление и решения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 приведенного закона, размещение отходов - это хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, а объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 07.10.2020г в 12-00 часов, в рамках рассмотрения информации о несанкционированном сливе жидких коммунальных отходов на территории полигона ТКО Кировского района, опубликованной на официальном сайте Вести Кузбасс, совместно с сотрудниками Управления МВД России по г. Кемерово, в соответствии с письмом от06.10.2020г N 04/17186, специалистом Управления осуществлены рейдовые мероприятия на территории полигона ТБО Кировского района Муниципального предприятия города Кемерово "Спецавтохозяйство", в ходе которых зафиксирован факт транспортирования и выгрузки отходов на территорию полигона ТБО Кировского района транспортными средствами с государственными регистрационными номерами: N N; N; N, тем самым предприятием не соблюдаются требования об охране окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, выразившиеся в размещении отходов производства на территории полигона ТБО Кировского района, не имеющего остаточной вместимости, подлежащего рекультивации.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения предприятия к административной ответственности, по ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются совокупностью представленных доказательств: протоколом по делу об административном правонарушении от 08.10.2020г; актом планового осмотра от 07.10.2020г; фототаблицей к акту обследования территории; протоколом осмотра места происшествия от 07.10.2020г; приказом об утверждении рейдового задания от 25.09.2020г; содержанием рейдового задания; заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проектной документации "Полигон ТБО Кировского района" от 11.06.2020г, Уставом МП г.Кемерово "Спецавтохозяйство", выпиской из ЕГРЮЛ и иными материалами дела, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия Муниципального предприятия города Кемерово "Спецавтохрзяйство" образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Предприятие, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем привлечение названного лица к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является законным и обоснованным.
Предприятие допустило размещение отходов на полигоне ТБО Кировского района, который не имеет остаточной вместимости, полностью заполнен, согласно территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области- Кузбасса, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016г N 367.
Вопреки утверждениям заявителя в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Из материалов дела следует, что полигон твердых бытовых отходов Кировского района эксплуатировался с 2002 г. В 2018г в соответствии с приказом МП "Спецавтохозяйство" от 27.08.2018г N 197-А "О прекращении деятельности по захоронению отходов" объект размещения отходов был закрыт. Указанный полигон расположен на территории МО "Кемеровский городской округ" на двух смежных земельных участках с кадастровым номером N, площадью 189 709 кв.м, земельный участок с кадастровым номером N, площадью 45 202 кв.м. Общая отведенная площадь полигона составляет 234 911 кв.м. Объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N внесен в Государственный реестр объектов размещения отходов, введен в эксплуатацию в 2002г. Площадь ОРО189 709 кв.м. Согласно таблице 33 Территориальной схемы, полигон ТБО Кировского района проектная вместимость полигона 120000 тонн, остаточная вместимость объекта на 01.01.2019г составляет 0 тонн. Согласно разделу "Дополнительная информация" объект не эксплуатируется с 01.01.2019г, имеется договор от ДД.ММ.ГГГГ N N между МП "Спецавтохозяйство" и "данные изъяты" на выполнение изыскательских и проектных работ по рекультивации земельных участков, на которых расположен полигон твердых бытовых отходов. Вопросы рекультивации полигона рассмотрены в проектной документации, которая получила заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГN N.
Доводы жалобы относительно того, что выявление факта транспортировки и выгрузки отходов на территорию полигона, зафиксированные в акте, не соответствуют действительности, являются надуманными, опровергаются наличием приведенных выше доказательств, которые в своей совокупности не вызывают сомнений.
Вопреки доводам жалобы место и время совершения предприятием вмененного правонарушения указаны как в протоколе по делу об административном правонарушении, так и в постановлении о назначении административного наказания.
Доводы относительно обоснованности привлечения к административной ответственности ФИО6. правового значения при рассмотрении настоящего дела не имеют.
Суждения в жалобе, сводящиеся к необоснованности привлечения предприятия к административной ответственности, о том, что предприятие не является субъектом административного правонарушения, несостоятельны, какими-либо объективными данными не подтверждены и опровергаются совокупностью собранных и исследованных по делу доказательств, согласно которым муниципальное предприятие допустило размещение отходов на полигоне ТБО Кировского района, не имеющего остаточной вместимости, подлежащего рекультивации.
Иные доводы жалобы не опровергают наличие в действиях предприятия объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Наличие нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не усматривается.
Наказание назначено юридическому лицу в пределах санкции, предусмотренной ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ в минимальном размере, при этом соблюдены требования положений статей 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ.
Сроки давности привлечения муниципального предприятия к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ соблюдены.
Доводы жалобы о нарушении указанных требований отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм процессуального права.
Правовых оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу решений не имеется.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай N Т-470-в от 11 ноября 2020г, решение Кировского районного суда г. Кемерово от 29 марта 2021г, решение Кемеровского областного суда от 02 июня 2021г, вынесенные в отношении Муниципального предприятия города Кемерово "Спецавтохозяйство", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ- оставить без изменения, жалобу директора муниципального предприятия города Кемерово "Спецавтохозяйство" Алькова Д.В.- без удовлетворения.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.