Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Конаревой И.А, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Красноярского края, поданное через суд первой инстанции 21 апреля 2021 г, на апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 3 марта 2021 г, по административному делу N 2а-214/2020 по административному исковому заявлению прокурора Тасеевского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сивохинского сельсовета Тасеевского района о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Тасеевского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Сивохинского сельсовета Тасеевского района о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Тасеевского района проведена проверка соблюдения жилищного законодательства администрацией Сивохинского сельсовета Тасеевского района. В результате проведенной проверки установлено, что в нарушение статей 92, 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрацией Сивохинского сельсовета Тасеевского района не принято мер по созданию на территории муниципального образования маневренного жилищного фонда, что создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в этом поселении и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения.
Просил признать незаконным бездействие администрации Сивохинского сельсовета Тасеевского района по непринятию мер к созданию маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования Сивохинский сельсовет Тасеевского района; возложить на администрацию Сивохинского сельсовета Тасеевского района обязанность создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Сивохинский сельсовет Тасеевского района не позднее 1 года после вступления решения суда в законную силу.
Решением Тасеевского районного суда Красноярского края от 24 ноября 2020 г. административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 3 марта 2021 г. решение Тасеевского районного суда Красноярского края от 24 ноября 2020 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационном представлении прокурор Красноярского края ставит вопрос об отмене апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 3 марта 2021 г, просит оставить в силе решение Тасеевского районного суда Красноярского края от 24 ноября 2020 г.
В судебном заседании прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошников С.О. кассационное представление поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационного представления, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судом апелляционной инстанции.
Судами установлено и следует из материалов дела, что на территории муниципального образования Сивохинский сельсовет Тасеевского района отсутствует маневренный жилищный фонд.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции администрации Сивохинского сельсовета Тасеевского района, которая никаких мер к созданию маневренного жилищного фонда не принимает, что создает угрозу нарушения жилищных прав неопределенного круга лиц.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что положения жилищного законодательства не содержат прямого указания, которые бы возлагали на органы местного самоуправления обязанность по созданию маневренного жилищного фонда. Создание маневренного жилищного фонда является правом органов местного самоуправления, которые самостоятельны в решении вопросов местного значения. На момент рассмотрения дела в Сивохинском сельсовете отсутствует категория граждан, для которой предназначен маневренный жилищный фонд в соответствии со ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, доказательств нарушения прав граждан бездействием органа местного самоуправления прокурором не представлено.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с указанными выводами суда апелляционной инстанции.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15 октября 2015 г. N 9-3724 "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края" за сельскими поселениями Красноярского края закреплен вопрос местного значения - обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Как следует из положений ч. 2 ст. 19, п. 1, 4, 9 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, который включает осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, к которому относятся, в том числе жилые помещения маневренного фонда.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
Статьей 95 ЖК РФ установлено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма (п. 1);
граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными (п. 2); граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (п. 3); граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 3.1); иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (п. 4).
Из указанного правового регулирования следует обязанность органов местного самоуправления, в том числе Сивохинского сельсовета, создать маневренный жилищный фонд муниципального образования с целью соблюдения жилищных прав граждан.
Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории Сивохинского сельсовета создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в этом населенном пункте, при возникновении обстоятельств, перечисленных в статье 95 ЖК РФ.
Вопреки выводам апелляционной инстанции самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения не может умалять закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право граждан на жилище.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30 апреля 2015 г. N 204-П (в ред. от 12 мая 2020 г.) населенные пункты, входящие в состав Сивохинского сельсовета: "адрес", были включены в перечень населенных пунктов на территории Красноярского края, подверженных угрозе лесных пожаров в 2020 году, как непосредственно примыкающие к лесному участку.
Согласно имеющейся в материалах дела информации ОНД и ПР по Тасеевскому и Дзержинскому районам ГУ МЧС России по Красноярскому краю в 2018 и 2019 годах на территории Сивохинского сельсовета зарегистрированы пожары в жилых домах, повлекшие повреждение или уничтожение жилых домов.
Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о бездействии администрации Сивохинского сельсовета, которая не принимает мер к формированию маневренного жилищного фонда.
Поскольку судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход административного дела, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 3 марта 2021 г. отменить и оставить в силе решение Тасеевского районного суда Красноярского края от 24 ноября 2020 г, которое является правильным.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 3 марта 2021 г. отменить, оставить в силе решение Тасеевского районного суда Красноярского края от 24 ноября 2020 г.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 июня 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.