Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Мишиной И.В, Черемисина Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности", поданную через суд первой инстанции 11 июля 2021 года, на решение Советского районного суда года Томска от 18 марта 2021 года и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 4 июня 2021 года
по административному делу N 2а-1348/2021 по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к Департаменту общего образования Томской области о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" обратилось в суд с административным иском к Департаменту общего образования Томской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении сроков ответа на обращение от 16 сентября 2019 года N 1120. В обоснование заявленных требований указало, что 16 сентября 2019 года в адрес административного ответчика было направлено обращение N 1120 "Во исполнение Плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года" об определении форм и сроков межсекторного взаимодействия по реализации мероприятий, указанных в перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета и предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р "Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017?2023 годы". Указанное письменное обращение подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Однако ответ на данное обращение не получен, что свидетельствует о бездействии административного ответчика по своевременному рассмотрению обращения и является нарушением требований Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ. Поскольку административный истец ведет благотворительную деятельность, является общественным объединением, то полагает, что указанным бездействием нарушены его законные права и интересы, а также нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц - благополучателей и волонтеров благотворительного молодежного общественного движения.
Решением Советского районного суда города Томска от 18 марта 2021 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 4 июня 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 11 июля 2021 года, Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" ставит вопрос об отмене решения Советского районного суда года Томска от 18 марта 2021 года и апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 4 июня 2021 года с принятием нового решения не передавая дело на новое рассмотрение, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в адрес Департамента общего образования Томской области 18 сентября 2019 года поступило электронное письмо Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" от 16 сентября 2019 года N 1120, в котором содержалась просьба об определении формы и сроков межсекторного взаимодействия с подведомственными учреждениями в целях реализации мероприятии, указанных в Перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета, утвержденном Президентом Российской Федерации от 16 января 2019 года N Пр-38ГС, и предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р "Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы".
В письме указывалось, что согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года (разработан Минэкономразвития России) в сфере образования к указанному году будет создана современная и безопасная цифровая образовательная среда, обеспечивающая высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, модернизирована система профессионального образования, в том числе, посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, сформирована система непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими.
Далее раскрывалось понятие "УРФИНГРАМ (уроки финансовой грамотности)", как интерактивной платформы самообучения, развивающей финансовые компетенции на основе практико-ориентированной деятельности по управлению личными соображениями, направление этой платформы на самообразование и неформальное обучение целевых групп населения, в том числе обучающихся общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в целях широкого информирования и выработки личных навыков в сфере финансового планирования, управления финансами, личными и семейными сбережениями, в формировании финансового резерва для повышения качества жизни за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.
Прикладывался "Алгоритм"; направить на указанный электронный адрес скан заполненного акцепта (приложение) и расписание уроков (наименование организации, даты урока, время начала урока и количество участников); указано, что к началу урока каждый учащийся регистрируется и присоединяется к текущей игре, продолжительностью урока 45 минут; разъяснен порядок регистрации участников, указана горячая телефонная линия.
Сообщалось, что уроки проводятся на безвозмездной, благотворительной основе. Участие заключается в завладении контрольным пакетом выставленного денежного гранта. Денежные гранты предоставлены участниками финансового рынка России: коммерческими банками, брокерскими конторами, ПИФ, НПФ, страховыми обществами, ПАО.
На данное письмо Департаментом общего образования Томской области подготовлен ответ от 29 мая 2020 года N 57-2446 о нецелесообразности заключения в настоящее время с Благотворительным региональным молодежным общественны движением "Уроки финансовой и юридической грамотности" соглашения о межсекторном партнерстве ввиду того, что на территории Томской области созданы условия для внедрения финансовой грамотности в образовательных организациях системы общего образования Томской области; Департаментом общего образования Томской области совместно с Департаментом финансов Томской области и Региональным центром финансовой грамотности Томской области с 2014 года проводится системная работа в области повышения финансовой грамотности населения, в том числе, организовано повышение квалификации педагогов образовательных организации, разработаны образовательные программы, проводятся научно-методические конференции мастер-классы, деловые игры, тренинги, во все образовательные организации представлены учебно-методические комплекты, включающие уроки, в том числе, по перечисленным в письме административного истца направлениям.
Данный ответ направлен в адрес административного истца Почтой России и по адресу электронной почты и получен адресатом.
Полагая, что Департаментом общего образования Томской области нарушены сроки предоставления ответа на обращение, предусмотренные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", административный истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с указанными выводами судов, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ), в силу пункта 3 статьи 5 которого гражданин имеет право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Порядок и сроки рассмотрения обращений регламентированы статьями 10 и 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ обращение гражданина - это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Предложением признается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявлением - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц, жалобой - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц (пункты 2, 3, 4 статьи 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф3 "О рекламе" социальная реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресован неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 17.3 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 11 2018 N 1425, которым в частности утверждены общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтер) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями (далее Общие требования к порядку взаимодействия).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 N 1425 утвержден Перечень видов деятельности, в отношении которых органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, к которым относиться: содействие в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь (пункт 1); содействие в оказании социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания (пункт 2); содействие в оказании социальных услуг в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 3); содействие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (пункт 4).
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Исходя из пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Нарушение прав и свобод административного истца является необходимым основанием для удовлетворения иска о признании незаконным бездействия публичного органа.
Между тем, по настоящему делу судами такая совокупность названных условий судами не установлена.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суды исходили из того, что, что административный ответчик действовал в пределах своей компетенции и предоставленных ему действующим законодательством полномочий, нарушений и бездействия допущено не было, поскольку письмо административного истца, не является предложением, заявлением или жалобой, оно не содержит каких либо рекомендаций по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности органа местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; не содержит просьбу о содействии в реализации чьих- либо конституционных прав и свобод, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критики деятельности указанных органов и должностных лиц; не содержит просьбу о восстановлении или защите чьих-либо нарушенных прав, свобод или законных интересов. В тексте письма предлагается определить форму и сроки взаимодействия с подведомственными учреждениями, приводится информация о целях и методах работы общественного движения, о способах направления предложений, порядке регистрации учащихся, порядке проведения уроков; мероприятие такого характера не содержатся в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 N 1425, вследствие чего данное обращение не подлежало рассмотрению в указанном порядке, как и в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 59-ФЗ, поскольку носит рекламный характер. Поскольку бездействия со стороны Департамента общего образования Томской области и нарушения прав и интересов административного истца не установлено, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска.
Установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судами нижестоящих инстанции применительно к нормам материального права, подтверждают правомерность их выводов об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку они сделаны при правильно определенном характере правоотношений, возникшем между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статья 84 упомянутого Кодекса, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, правильном распределении бремени их доказанности.
В силу пункта 1 части 9, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного истца возложено бремя доказывая обстоятельств нарушения его прав.
Между тем, каких-либо негативных последствий в результате направления Департаментом общего образования Томской области ответа на письмо от 16 сентября 2019 года для административного истца, доказательств обратного в материалы дела не представлено
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, лишены бесспорных аргументов, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлиять на правильность применения судами норм материального и процессуального права. При этом аналогичные доводы были тщательно проверены на стадии апелляционного рассмотрения дела, обоснованно отвергнуты как несостоятельные с приведением убедительных мотивов в апелляционном определении.
Каких-либо новых доводов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
При рассмотрении дела судами нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе и тех, что указаны в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда года Томска от 18 марта 2021 года и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 4 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.