Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Пушкаревой Н.В, Евтифеевой О.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, поданную через суд первой инстанции 23 марта 2021 г, на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 ноября 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 10 февраля 2021 г, по административному делу N 2а-2749/2020 по административному исковому заявлению Абаевой Лейлы Арменовны к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю об оспаривании решения об отклонении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Абаева Л.А. обратилась в суд с административным иском к ГУ МВД России по Алтайскому краю, в котором просила признать незаконным решение административного ответчика об отклонении заявления о приеме в гражданство в упрощенном порядке, возложить на миграционную службу обязанность дать заключение о принятии в гражданство Российской Федерации.
В обоснование требований указала, что родилась в ДД.ММ.ГГГГ, однако гражданства Грузии, паспорт гражданина Грузии и заграничный паспорт не получала, имеет паспорт гражданина СССР образца 1974 года, в 2001 году вместе с мужем Абаевым З.Я. приехала на постоянное место жительства в "адрес", решением суда установлен факт ее постоянного проживания в Российской Федерации с 2001 года по настоящее время. При обращении в ГУ МВД России по Алтайскому краю с заявлением о приеме в гражданство в упрощенном порядке ее заявление было отклонено на основании п. "д" ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" в связи с предоставлением подложной справки об отсутствии у нее гражданства Грузии. О принятом решении она узнала 1 октября 2020 г. Данное решение считает незаконным, поскольку при подаче заявления сообщила все сведения о себе достоверно, представленные документы соответствовали требованиям закона, в миграционном органе отсутствует информация о ее гражданстве Грузии, предоставление заявителем справки об отсутствии гражданства другого государства законом не предусмотрено.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 10 февраля 2021 г, административные исковые требования удовлетворены частично, постановлено:
Признать незаконным и отменить решение ГУ МВД России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении заявления Абаевой Л.А. о приеме в гражданство Российской Федерации;
Обязать ГУ МВД России по Алтайскому краю повторно, в установленном законом порядке рассмотреть поданное Абаевой Л.А. ДД.ММ.ГГГГ г. заявление о приеме в гражданство Российской Федерации;
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать;
Взыскать с ГУ МВД России по Алтайскому краю в пользу Абаевой Л.А. судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 300 руб.
В кассационной жалобе ГУ МВД России по Алтайскому краю ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации") иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;
б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
в) имеют законный источник средств к существованию;
д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" лица, указанные в части первой статьи 41.1 названного Федерального закона, принимаются в гражданство Российской Федерации без учета требования о соблюдении ими условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, без представления разрешения на временное проживание и вида на жительство при отсутствии оснований отклонения заявлений, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.
Пунктом "а" части 1 статьи 41.1 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" к указанной категории лиц отнесены дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.
Согласно п. "д" ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, которые использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения.
В силу п. 9 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325, представление заявителем подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений является основанием для отклонения заявления (абз. 2).
Пунктом 9.1 указанного Положения установлено, что решение об отклонении заявления по основанию, предусмотренному абзацем вторым пункта 9 настоящего Положения, принимается полномочным органом в случае:
а) представления заявителем документов, содержащих недостоверную информацию о заявителе (подложных документов), или сообщения им заведомо ложных сведений о себе (фамилия, имя, отчество, дата, место рождения, гражданство либо отсутствие гражданства);
б) представления заявителем подложных документов о наличии установленных Федеральным законом оснований и соблюдении условий приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации либо сообщения заявителем заведомо ложных сведений об этом.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ г. Абаева Л.А. обратилась в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Алтайскому краю с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на основании статьи 41.3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".
При подаче заявления должностному лицу наряду с другими документами была представлена справка Секции интересов Грузии Посольства Швейцарии в Российской Федерации N N от ДД.ММ.ГГГГ о том, что согласно информации Агентства гражданского реестра Министерства Юстиции Грузии она не является гражданкой Грузии, справка подписана от имени консула.
В ходе проведения проверки по заявлению Абаевой Л.А. административным ответчиком запрошена информация о подтверждении подлинности справки. Согласно полученному ответу от 1 мая 2020 г. Секцией интересов Грузии Посольства Швейцарии в Российской Федерации справка за N N от ДД.ММ.ГГГГ Абаевой Л.А. не выдавалась.
Решением ГУ МВД России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ заявление Абаевой ЛА. о приеме в гражданство отклонено на основании пункта "д" части 1 статьи 16 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Отклоняя заявление, ГУ МВД России по Алтайскому краю указало из того, что представленный документ, подтверждающий отсутствие гражданства иностранного государства, не соответствует действительности, поскольку справка Секции интересов Грузии Посольства Швейцарии в Российской Федерации об отсутствии гражданства Грузии Абаевой Л.А. не выдавалась, а также у заявительницы отсутствуют документальные подтверждения условий, предусмотренных статьей 41.1 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".
Частично удовлетворяя административные исковые требования и признавая решение ГУ МВД России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ г. незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что заявление Абаевой Л.А. о приеме в гражданство Российской Федерации отклонено преждевременно, поскольку сведения об отсутствии у Абаевой Л.А. гражданства другого государства миграционным органом фактически не проверялись. Ответ посольства на запрос миграционного органа не содержит информации о том, что Абаева Л.А. является гражданкой Грузии.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, полагая их обоснованными. Кроме того, указал, что справка N N от ДД.ММ.ГГГГ г. Секции интересов Грузии Посольства Швейцарии в Российской Федерации в качестве документа, подлинность которого бы подтверждалась подписью Абаевой Л.А, в заявлении не указана. При этом при обращении с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации на основании статьи 41.3 Закона о гражданстве представление заявителем документа об отсутствии у него гражданства иного государства обязательным не являлось. На момент предъявления справки прошло более трех лет с момента указанной в ней даты выдачи. При таком положении получение ГУ МВД России по Алтайскому краю сообщения от 1 мая 2020 г. Секции интересов Грузии Посольства Швейцарии в Российской Федерации о том, что справка N N от ДД.ММ.ГГГГ на имя Абаевой Л.А. не выдавалась, само по себе не могло послужить основанием для вывода о представлении заявителем подложных документов и повлечь отклонение заявления о приеме в гражданство Российской Федерации. Поскольку у заявителя документальное подтверждение выполнения условий, предусмотренных статьей 41.1 Закона о гражданстве, отсутствовало, на административном ответчике лежала обязанность проверить обстоятельства, с которыми названный Закон связывает выполнение условий приобретения гражданства, и осуществить сбор и проверку материалов в установленном законом порядке. Получение сведений о невыдаче справки от проверки этих обстоятельств орган внутренних дел не освобождало.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с указанными выводами судов.
Из материалов дела следует, что факт предоставления с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации справки Секции интересов Грузии Посольства Швейцарии в России N N ДД.ММ.ГГГГ г. Абаева Л.А. в процессе рассмотрения дела не отрицала.
Указанная справка органом, от имени которого она составлена, не выдавалась, что подтверждается официальным ответом Секции интересов Грузии Посольства Швейцарии в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. N N на запрос начальника УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю, направленный в рамках проведения проверочных мероприятий. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что справка Секции интересов Грузии Посольства Швейцарии в России N N от ДД.ММ.ГГГГ г. является подложным документом.
Отсутствие у заявителя гражданства иностранного государства является одним из условий приема в гражданство Российской Федерации по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 41.3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Соответственно, указанная справка была предоставлена в подтверждение соблюдения условий приобретения гражданства Российской Федерации.
Согласно п. "д" ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", п. 9 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325, представление заявителем подложных документов является основанием для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации.
Выводы судов о том, что миграционному органу следовало также проверить наличие у Абаевой Л.А. гражданства другого государства, Судебная коллегия находит неправильными, так как представление заявителем подложных документов является самостоятельным основанием для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации.
Поскольку оспариваемое решение ГУ МВД России по Алтайскому краю от 24 сентября 2020 г. об отклонении заявления Абаевой Л.А. о приеме в гражданство Российской Федерации соответствует требованиям нормативных правовых актов, оно является законным.
При таких данных выводы судов первой и апелляционной инстанций являются ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права, а потому решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежат отмене.
Учитывая, что судами допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Абаевой Л.А. отказать.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 ноября 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 10 февраля 2021 г. отменить, принять новое решение.
В удовлетворении административных исковых требований Абаевой Лейлы Арменовны к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю об оспаривании решения об отклонении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, возложении обязанности - отказать.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 июня 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.