Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Никулиной И.А, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, поданную через суд первой инстанции 6 апреля 2021 г, на апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 21 октября 2020 г, по административному делу Nа-1630/2020 по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к администрации Минусинского района о понуждении к действиям.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, выслушав пояснения представителя администрации Минусинского района и МУП "ЖКХ" Минусинского района Малей И.Ф, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Минусинского района, в котором просило обязать административного ответчика срок до 1 сентября 2021 г.:
1) получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (водозаборных скважин, эксплуатируемых МУП "ЖКХ" "адрес"): 1) "адрес", территория больницы, "адрес", N скважины N; 2) "адрес", N скважины N; 3) "адрес", в конце "адрес", N скважины N; 4) "адрес" (законсервирована), N; 5) "адрес", "адрес", N скважины N; 6) "адрес", N скважины N 7) "адрес", "адрес" ("адрес"), N скважины N; 8) д. "адрес", "адрес", N скважины N; 9) "адрес", "адрес", N скважины N; 10) д "адрес", "адрес", N скважины N; 11) "адрес", "адрес" "адрес", N скважины N; 12) "адрес", N скважины N 13) "адрес", N скважины N; 14) "адрес", б "адрес"; 15) "адрес", N скважины N; 16) "адрес", н/д; N) "адрес", на острове "адрес" N "адрес" N, N скважины N; 18) "адрес", на острове "адрес" N м "адрес" N, N скважины N; 19) "адрес", на острове "адрес" "адрес", N скважины N; 20) "адрес", "адрес", N скважины N; 21) "адрес", "адрес" N скважины N; 22) "адрес", "адрес", N скважины N; 23) "адрес", N скважины N; 24) "адрес", "адрес", N скважины N; 25) "адрес" за домом N, б/н; 26) "адрес", "адрес", N скважины N; 27) "адрес", "адрес", N 28) "адрес", "адрес" скважины N; 29) "адрес", "адрес"), N скважины N; 30) "адрес", "адрес" N скважины N 31) "адрес" "адрес"), N скважины N; 32) "адрес", N скважины N; 33) "адрес", "адрес"), N скважины "адрес" 34) "адрес", "адрес"), N скважины N; 35) "адрес" "адрес"), N скважины N; 36) "адрес", N скважины N; 37) "адрес", N; 38) "адрес", "адрес"; N скважины N; 39) "адрес", N скважины N4); 40) "адрес", "адрес" "адрес" для водоснабжения "адрес", N скважины N 41) "адрес", в N "адрес" "адрес" для водоснабжения "адрес", N скважины N; 42) "адрес", б/н; 43) "адрес" ("адрес") "адрес", N скважины N; 44) "адрес" "адрес", N скважины N; 45) "адрес", "адрес" N скважины N; 46) "адрес", "адрес", N скважины N; 47) "адрес", "адрес", N скважины N); 48) "адрес", N скважины N 49) "адрес", N скважины N 50) "адрес", N скважины N;
51) "адрес", N скважины N); 52) "адрес", N скважины N 53) "адрес", N скважины N; 54) "адрес", "адрес" N скважины N; 55) "адрес", "адрес", N скважины N; 56) "адрес", N скважины N 57) "адрес", "адрес" N скважины N 58) "адрес", "адрес", N скважины N 59) "адрес", хутор, N скважины N; 60) "адрес", в районе хутора, н/д; 61) "адрес" (у клуба), N скважины N; 62) "адрес", N скважины N); 63) "адрес", N скважины N); 64) "адрес", N скважины N); 65) "адрес", N скважины N; 66) д "адрес", "адрес", N скважины N 67) д "адрес", "адрес", N скважины N; 68) "адрес", "адрес" N скважины N 69) "адрес", N скважины N; 70) "адрес", территория котельной, "адрес", N скважины N 71) "адрес" строение N, N скважины N 72) "адрес" на территории котельной, "адрес"1, N скважины N; 73) "адрес", N скважины N; 74) промбаза, "адрес", "адрес" N скважины N 75) "адрес", "адрес" "адрес" в "адрес", N скважины N; 76) "адрес", N скважины N; 77) "адрес"; 78) "адрес", "адрес" скважины N
2. Разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводных сооружений (водозаборных скважин, эксплуатируемых МУП "ЖКХ" "адрес"): 1) "адрес", территория больницы, "адрес", N скважины 278; 2) "адрес", N скважины N; 3) "адрес", в конце "адрес", N скважины N 4) "адрес" (законсервирована), б/н; 5) "адрес", N скважины N; 6) "адрес", "адрес", N скважины N; 7) "адрес", "адрес", N скважины N) "адрес", "адрес", N скважины "адрес"; 9) д.
Быстрая, "адрес", N скважины N; 10) "адрес", N скважины N; 11) "адрес", N скважины N; 12) "адрес", б "адрес", б/н; 13) "адрес", N скважины N; 14) "адрес", н/д; 15) "адрес", "адрес", N скважины N; 16) "адрес", "адрес", N скважины N; 17) "адрес", "адрес" N скважины N; 18) "адрес", "адрес" N скважины N 19) "адрес", "адрес", N скважины N; 20) "адрес", N скважины N; 21) "адрес", "адрес" N скважины N 22) "адрес" "адрес" N, б/н; 23) "адрес", "адрес", N скважины N 24) "адрес", "адрес", б/н; 25) "адрес", "адрес" N скважины N 26) "адрес", 1 "адрес", N скважины N; 27) "адрес"), N скважины N; 28) "адрес" "адрес" N скважины N; 29) "адрес", N скважины N; 30) "адрес", "адрес" N скважины N 31) "адрес", "адрес", N скважины N; 32) "адрес" (район гаража), N скважины N; 33) "адрес", N скважины N; 34) "адрес", III- N; 35) "адрес", "адрес" N скважины N; 36) "адрес", N скважины N 37) "адрес", "адрес" "адрес" для водоснабжения "адрес", N скважины N; 38) "адрес", "адрес" "адрес" для водоснабжения "адрес", N скважины N 39) "адрес", б/н; 40) "адрес" (центр села) "адрес", N скважины N; 41) "адрес" "адрес" N скважины N; 42) "адрес", "адрес" "адрес"), N скважины 144; 43) "адрес", "адрес" за "адрес", N скважины N 44) "адрес", "адрес" "адрес", N скважины N); 45) "адрес", N скважины N(N); 46) "адрес", N скважины N); 47) "адрес", N скважины N; 48) "адрес", N скважины N); 49) "адрес", N скважины N); 50) "адрес", N скважины N; 51) "адрес", "адрес", N скважины N; 52) "адрес", "адрес", N скважины N; 53) "адрес", N скважины N 54) "адрес", "адрес" скважины N; 55) "адрес", "адрес", N скважины N; 56) "адрес", "адрес" скважины N; 57) "адрес", "адрес", н/д; 58) д. Солдатово, "адрес", N скважины N; 59) д.
Солдатово, "адрес", N скважины N; 60) "адрес", "адрес", N скважины N 61) "адрес", N скважины N; 62) "адрес", "адрес", "адрес", N скважины N; 63) "адрес" "адрес" 5, N скважины N; 64) "адрес" "адрес", "адрес"1, N скважины N; 65) "адрес", N скважины N; 66) промбаза, "адрес", "адрес" N скважины N 67) "адрес", N скважины N; 68) "адрес"; 69) "адрес", "адрес" N скважины N
3.
Получить санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводных сооружений: 1) "адрес", "адрес", "адрес", N скважины N; 2) "адрес", N скважины N; 3) "адрес", в конце "адрес", N скважины N; 4) "адрес" (законсервирована), б/н; 5) "адрес", N скважины N 6) д. "адрес", "адрес", N скважины N; 7 "адрес", "адрес", N скважины N; 8) д "адрес", "адрес", N скважины N; 9) д "адрес", "адрес" в "адрес", N скважины N; 10) "адрес", N скважины N; 11) "адрес", N скважины N; 12) "адрес", б "адрес", б/н; 13) "адрес", N скважины N; 14) "адрес", н/д; 15) "адрес", на острове "адрес" "адрес", N скважины N; 16) "адрес", на острове "адрес" м "адрес" N скважины 1811; 17) "адрес", на острове "адрес" "адрес", N скважины N; 18) "адрес", "адрес" строение N, N скважины N; 19) "адрес", "адрес" "адрес", N скважины N; 20) "адрес"2-а, N скважины 2041; 21) "адрес", "адрес" 1, N скважины N 22) "адрес" за домом N, б/н; 23) "адрес", "адрес", N скважины N 24) "адрес", 200 м юго-восточнее села, б/н; 25) "адрес"), N скважины 6; 26) "адрес", "адрес" N скважины N; 27) "адрес", "адрес"), N скважины N 28) "адрес" ("адрес" N скважины N; 29) "адрес", N скважины N; 30) "адрес", "адрес"), N скважины N 31) "адрес", "адрес"), N скважины N; 32) "адрес" ("адрес"), N скважины 4574; 33) "адрес", N скважины N; 34) "адрес", N; 35) "адрес", "адрес"; N скважины N 36) "адрес", N скважины N); 37) "адрес", "адрес" для водоснабжения "адрес", N скважины N; 38) "адрес", "адрес" "адрес" для водоснабжения "адрес", N скважины N 39) "адрес", б/н; 40) "адрес" (центр села) "адрес", N скважины N; 41) "адрес", N скважины N; 42) "адрес", "адрес"), N скважины N; 43) "адрес", "адрес", N скважины N; 44) "адрес", "адрес", N скважины N 45) "адрес", N скважины N); 46) "адрес", N скважины N); 47) "адрес", N скважины N; 48) "адрес", N скважины N); 49) "адрес", N скважины N); 50) "адрес", N скважины N 51) "адрес", "адрес", N скважины N; 52) "адрес", 160 м "адрес" N скважины N 53) "адрес", N
скважины 1368; 54) "адрес", "адрес" скважины N 55) "адрес", "адрес", N скважины N 56) "адрес", хутор, N скважины N; 57) "адрес", "адрес", н/д; 58) "адрес" (у клуба), N скважины N 59) "адрес", N скважины N); 60) "адрес", N скважины N); 61) "адрес", N скважины N); 62) "адрес", N скважины N; 63) д. "адрес", "адрес", N скважины N; 64) "адрес", "адрес", N скважины N; 65) "адрес", "адрес", N скважины N; 66) "адрес", N скважины N; 67) "адрес", территория котельной, "адрес", N скважины N; 68) "адрес" строение N N скважины N; 69) "адрес" на "адрес", "адрес"1, N скважины N 70) "адрес", N скважины N; 71) промбаза, "адрес", "адрес", N скважины 1; 72) "адрес", N скважины N; 73) "адрес"; 74) "адрес", строение N N скважины N
4. Оборудовать твердым покрытием дорожки к водозаборным сооружениям на территории первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения, эксплуатируемых МУП "ЖКХ" "адрес": 1) скважина N - "адрес", "адрес" 2) скважина N - "адрес", "адрес"; 3) скважина N "адрес", "адрес"А; 4) скважина N - "адрес", "адрес"А; 5) скважина N по адресу: "адрес"; 6) скважина N б/н по адресу: "адрес"; 7) скважина N (4) по адресу: "адрес"; 8) скважина N по адресу: "адрес"А; 9) скважина N по адресу: "адрес", "адрес"
5. Огородить территорию первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения, эксплуатируемых МУП "ЖКХ" "адрес": 1) скважина N - д. Солдатово, "адрес"А; 2) скважина N по адресу: "адрес"; 3) скважина N по адресу: "адрес"А; 4) скважина N по адресу: "адрес";
6. Получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (река Туба) в целях сброса сточных вод санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта;
7. Обеспечить герметизацию оголовка скважины водозаборного сооружения, расположенного в первом поясе зоны санитарной охраны (скважина N по адресу: "адрес", "адрес").
В обоснование требований указало, что вышеуказанные сооружения, расположенные на территории Минусинского района, являются муниципальной собственностью Минусинского района, с 2012 года неоднократно передавались в управление разным юридическим лицам, с 2014 года переданы в оперативное управление МУП "ЖКХ" Минусинского района. На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю N от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка соблюдения МУП "ЖКХ" Минусинского района на указанных сооружениях требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека, предупреждения вредного воздействия на человека факторов среды обитания и профилактики инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения. В результате проверки были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и действующих санитарных правил.
Так, проверкой установлено, что в нарушение:
п. 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 декабря 2013 г. N 65) и ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии ряда водозаборных скважин, эксплуатируемых МУП "ЖКХ" Минусинского района действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования;
п.п. 1.6, 1.11, 1.13. Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 10 от 14 марта 2002 г.) отсутствуют разработанные проекты зон санитарной охраны ряда источников водоснабжения и водопроводных сооружений, эксплуатируемых МУП "ЖКХ" Минусинского района;
п.п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны ряда водозаборных скважин;
п.п. 3.2.1.1, п.3.2.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствуют дорожки к сооружениям с твердым покрытием на территории первого пояса зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) ряда источников водоснабжения;
п.п. 3.2.1.1, п. 3.2.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 не проведено целостное ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны ряда водозаборных сооружений;
п. 3 ст. 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (река Туба) в целях сброса сточных вод санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта;
п. 1.4, п. 1.5, п. 1.15. п. 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 не обеспечена герметизация оголовка скважины водопроводного сооружения, расположенного на первом поясе зоны санитарной охраны (скважина N по адресу: "адрес", "адрес").
В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ административным истцом вынесено в отношении МУП "ЖКХ" Минусинского района предписание устранить нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП "ЖКХ" Минусинского района составлен протокол N об административном правонарушении, а ДД.ММ.ГГГГ МУП "ЖКХ" Минусинского района, как юридическое лицо, было привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа. Выявленные нарушения действующего санитарного законодательства создают реальную угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных, неинфекционных заболеваний (отравлений), что может повлечь за собой ряд последствий, негативно влияющих на жизнь и здоровье людей.
Решением Минусинского городского суда Красноярского края от 22 июня 2020 г. административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 21 октября 2020 г. решение Минусинского городского суда Красноярского края от 22 июня 2020 г. отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю ставит вопрос об отмене апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 21 октября 2020 г, просит оставить в силе решение Минусинского городского суда Красноярского края от 22 июня 2020 г.
В судебном заседании представитель администрации Минусинского района и МУП "ЖКХ" Минусинского района Малей И.Ф. против удовлетворения кассационной жалобы возражала.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судом апелляционной инстанции.
Из положений п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения относится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении") предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе принятие мер организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1).
Указанные полномочия на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1 ст. 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении")
В силу статьи 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенности предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1); органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечь условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляют холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установлении требованиям (ч. 2).
Судами установлено и следует из материалов дела, что указанные выше объекты водоснабжения (водозаборные скважины) находятся в собственности муниципального образования Минусинский район.
Согласно распоряжению администрации Минусинского района N-р от ДД.ММ.ГГГГ, договору о закреплении муниципального имущества за МУП "ЖКХ" Минусинского района на праве хозяйственного ведения N от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительному соглашению к нему N от ДД.ММ.ГГГГ, акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, администрация Минусинского района передала МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" на праве хозяйственного ведения объекты коммунальной инфраструктуры, согласно приложению N к договору от ДД.ММ.ГГГГ В перечень объектов, закрепленных на праве хозяйственного ведения за МУП "ЖКХ" включены, в том числе спорные объекты водоснабжения (водозаборные скважины).
Пунктом 2.1 договора о закреплении муниципального имущества за МУП "ЖКХ" Минусинского района на праве хозяйственного ведения N от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что с момента передачи имущества на предприятие переходит обязанность по учету, инвентаризации и сохранности закрепленного за ним имущества.
Пунктом 3.1 данного договора согласовано, что МУП "ЖКХ" обязуется пользоваться имуществом по прямому назначению для осуществления уставной деятельности; осуществлять капитальный и текущий ремонт муниципального имущества; не допускать ухудшения технического состояния имущества, за исключением случаев, связанных с нормативным износом этого имущества в процессе эксплуатации; эффективно использовать имущество в соответствии с его целевым назначением.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю N от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица - МУП "ЖКХ" Минусинского района, с целью соблюдения этим юридическим лицом требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека, предупреждений вредного воздействия на человека факторов среды обитания и профилактике инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения.
В результате проверки установлены нарушения санитарных норм и правил, указанные в административном исковом заявлении.
По результатам проверки составлен акт N от ДД.ММ.ГГГГ, МУП "ЖКХ" Минусинского района в тот же день выдано предписание N об устранении указанных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходя из того, что МУП "ЖКХ" Минусинского района не имеет собственных средств для приведения спорных сооружений в состояние, соответствующее требованиям СанПиН, обеспечение населения качественной питьевой водой является конечной целью выполнения требования санитарного законодательства и должно являться одним из приоритетных направлений деятельности органа местного самоуправления, пришел к выводу о том, что обязанность по приведению сооружений в это соответствие необходимо возложить на собственника в лице администрации Минусинского района.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что организацией, осуществляющей водоснабжение населения Минусинского района из скважин, перечисленных в решении суда, является МУП "ЖКХ" Минусинского района, владеющее спорными скважинами на праве хозяйственного ведения, которое несет ответственность за их эксплуатацию, обеспечение безопасности и соответствие качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям, следовательно, оснований для возложения указанных обязанностей на администрацию Минусинского района в данном случае не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции преждевременными.
Оказание услуг по водоснабжению и водоотведению относится к регулируемым видам деятельности (ст. 31 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении").
Из статьи 32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" следует, что расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки (ч. 1); при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности (ч. 5).
Статьей 40 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления (ч. 1);
Инвестиционная программа должна содержать, в том числе объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования (п. 3 ч. 3);
Инвестиционная программа включает планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды (ч. 4);
Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы (ч. 5).
Делая вывод о том, что оснований для возложения на администрацию Минусинского района обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства не имеется, суд апелляционной инстанции не выяснил, утверждены ли для МУП "ЖКХ" Минусинского района инвестиционная программа, тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, включены ли в эту инвестиционную программу и тарифы расходы на мероприятия, направленные на устранение установленных судами нарушений санитарного законодательства.
В силу положений части 2 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.
По смыслу положений, закрепленных в статье 59 и части 4 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
При принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению (часть 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В нарушение требований указанных норм процессуального закона судом первой инстанции при рассмотрении административного дела не были установлены обстоятельства, выяснение которых необходимо для правильного разрешения возникшего между сторонами спора. Суд апелляционной инстанции указанные нарушения не устранил.
Также судом апелляционной инстанции не дана правовая оценка доводам сторон о том, что решением Минусинского городского суда Красноярского края от 5 апреля 2017 г. по делу N на администрацию Минусинского района уже была возложена обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении объектов: "адрес" (у клуба), N скважины N "адрес", N скважины N); "адрес", N скважины N); "адрес", N скважины N а также не установлено, осуществляется ли принудительное исполнение данного решения суда.
С учетом характера допущенного судом апелляционной инстанции существенного нарушения норм процессуального права, апелляционное определение подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 21 октября 2020 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 июня 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.