Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Евтифеевой О.Э, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хусенова Рахмонали Ашуралиевича, поданную через суд первой инстанции 12 апреля 2021 г, на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 8 июля 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 15 октября 2020 г, по административному делу N 2а-1903/2020 по административному исковому заявлению Хусенова Рахмонали Ашуралиевича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, Управлению по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, Министерству юстиции Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ангарскому городскому округу о признании незаконными распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, решения о депортации.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хусенов Р.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по Иркутской области, УВМ ГУ МВД России по Иркутской области, Минюсту России, ФСИН России, УМВД по Ангарскому городскому округу, в котором просил признать незаконными распоряжение о нежелательности его пребывания в Российской Федерации от 19 февраля 2020 г. и решение о его депортации от 9 мая 2020 г.
В обоснование требований указал, что приговором Невского районного суда г. Санкт-Петербурга от 19 июня 2019 г. он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ с назначением наказания в виде 2 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В период отбывания наказания в отношении административного истца 19 февраля 2020 г. вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина N-рн, с которым он не был ознакомлен. Копию распоряжения он получил лишь 19 мая 2020 г, в связи с чем процессуальный срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании распоряжения им не пропущен.
На основании распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина 9 мая 2020 г. начальником ГУ МВД России по Иркутской области принято решение о его депортации за пределы Российской Федерации. Считает решение о депортации незаконным, поскольку оно вынесено в нарушение пп. б п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", из которого следует, что в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства не принимаются решения о депортации.
Распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и решение о депортации нарушают права административного истца, приняты без учета его родственных и семейных связей, поскольку Хусенов Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в официальном браке с гражданкой Российской Федерации ФИО10 и в настоящее время проживает на территории города Санкт-Петербурга. От брака имеется совместный ребенок ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая имеет гражданство Российской Федерации и проживает в г. Санкт-Петербурге совместно с матерью и старшей сестрой. В распоряжении о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ не указано основание принятия решения. Считает, что его нахождение на территории Российской Федерации не угрожает обороноспособности и безопасности Российской Федерации, не создает угрозы общественному порядку.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 8 июля 2020 г. административные исковые требования удовлетворены частично, признано незаконным решение ГУ МВД России по Иркутской области, УВМ ГУ МВД России по Иркутской области, УМВД России по Ангарскому городскому округу от 9 мая 2020 г. о депортации Хусенова Р.А.; в удовлетворении требований Хусенова Р.А. к Министерству юстиции Российской Федерации, ФСИН России о признании незаконным распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации от 19 февраля 2020 г. N 362-рн отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 15 октября 2020 г. решение Кировского районного суда г. Иркутска от 8 июля 2020 г. отменено в части, в отмененной части принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Хусенова Р.А. о признании незаконным решения ГУ МВД России по Иркутской области, УВМ ГУ МВД России по Иркутской области, УМВД России по Ангарскому городскому округу от 9 мая 2020 г. о депортации Хусенова Р.А, гражданина Республики Таджикистан, отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Хусенов Р.А. ставит вопрос об отмене решения Кировского районного суда г. Иркутска от 8 июля 2020 г. в части оставления без удовлетворения требования Хусенова Р.А. к Минюсту России, ФСИН России о признании незаконным распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации от 19 февраля 2020 г. N 362-рн, и апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 15 октября 2020 г, просит его требования удовлетворить.
В обоснование жалобы указывает, что суды не дали надлежащей правовой оценки его доводам о том, что оспариваемые решение о депортации и распоряжение о его нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации нарушают его право на семейную жизнь. Кроме того, суды не учли, что в распоряжении о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации не указано основание принятия решения, а также при вынесении указанного распоряжения не соблюден порядок рассмотрения материалов, утвержденный приказом ФСИН России от 23 декабря 2019 г. N 1180, чем нарушено право Хусенова Р.А. на защиту. Кроме того, из ответа Минюста России от 18 июня 2020 г. следует, что распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерация Минюстом России не издавалось. Судом апелляционной инстанции не учтено, что решение о депортации вынесено в период действия Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274, который имеет императивный характер. На момент судебного заседания в суде апелляционной инстанции, назначенного на 15 октября 2020 г, он уже был депортирован из Российской Федерации, заявление о рассмотрении дела в его отсутствие не писал, тем самым было нарушено его право на судебную защиту.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, своих представителей в судебное заседание не направили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судом апелляционной инстанции.
В силу подпункта 3 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее также - Федеральный закон N 114-ФЗ) въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. N 199 утверждено Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее также - Положение о принятии решения о нежелательности пребывания) и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2019 г. N 581 "О внесении изменений в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения" Минюст России с 1 января 2020 г. исключен из перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. В перечень таких органов включена Федеральная служба исполнения наказаний.
Приказом ФСИН России от 23 декабря 2019 г. N 1180 утвержден Порядок представления и рассмотрения материалов, подтверждающих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия Федеральной службой исполнения наказаний решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, подлежащих освобождению из мест лишения свободы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Хусенов Р.А, гражданин Республики Таджикистан, совершил на территории Российской Федерации преступление, предусмотренное "данные изъяты" кодекс Российской Федерации, за что ДД.ММ.ГГГГ осужден приговором Невского районного суда г. Санкт-Петербурга и ему назначено наказание в виде 2 "данные изъяты".
19 февраля 2020 г. Федеральной службой исполнения наказаний вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации сроком на "данные изъяты" иностранного гражданина Хусенова Р.А, осужденного за совершение "данные изъяты", подлежащего освобождению из ФКУ N ГУФСИН России по Иркутской области, на основании ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
На основании принятого ФСИН России распоряжения Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области вынесено решение от 9 мая 2020 г. о депортации Хусенова Р.А. за пределы Российской Федерации.
Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что Хусенов Р.А. лояльности к правопорядку Российской Федерации не проявлял, законы Российской Федерации не соблюдал, совершил тяжкое умышленное преступление, степень общественной опасности которого свидетельствует о том, что пребывание (проживание) Хусенов Р.А. в Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, судимость административного истца не снята и не погашена. Наличие у Хусенов Р.А. супруги и малолетней дочери, которые являются гражданами Российской Федерации, не освобождает его от соблюдения законов Российской Федерации и от ответственности за их неисполнение. Оспариваемое распоряжение соответствует нормативным правовым актам и не влечет чрезмерное и неоправданное вмешательство государства в личную и семейную жизнь административного истца, служит правомерной цели защиты общественно значимых охраняемых законом интересов Российской Федерации.
Признавая решение ГУ МВД России по Иркутской области от 9 мая 2020 г. незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что решение принято в период запрета принятия решений о депортации, установленного Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID- 19)" и нарушает права административного истца, в связи с чем является незаконным.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации согласился, полагая их обоснованными. При этом указал, что оспариваемое распоряжение принято государственным органом - ФСИН России, который уполномочен принимать решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации с 1 января 2020 г. В материалах дела имеется опросный лист осужденного, сведения из органа МВД России, заключение, которые составлены в соответствии с действующей на момент их составления Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 августа 2007 г. N 171. Само распоряжение ФСИН России принято после 1 января 2020 г. Таким образом, порядок принятия распоряжения соблюден.
Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований о признании незаконным решения о депортации, суд апелляционной инстанции исходил из того, что решение о депортации Хусенова Р.А. было принято на основании распоряжения о нежелательности его пребывания на территории Российской Федерации от 19 февраля 2020 г, принятого до издания Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274. Решение о депортации, принятое в отношении Хусенова Р.А. 9 мая 2020 г, не нарушает его права ввиду того, что отсутствуют правовые основания нахождения его на территории Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов о законности распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Хусенова Р.А. правильными, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о наличии у Хусенова Р.А. на территории Российской Федерации семейных связей, о нарушении порядка принятия распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации повторяют позицию заявителя по спору, были предметом исследования судов двух инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлена возможность ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 5 марта 2014 г. N 628-О, семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни (пункт 1), не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц (пункт 2).
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что примененные к административному истцу ограничения соразмерны существующей угрозе общественному порядку в связи с совершенным им на территории Российской Федерации тяжким преступлением против здоровья населения и общественной нравственности в сфере незаконного оборота наркотических средств.
Вопреки доводам кассационной жалобы в распоряжении ФСИН России от 19 февраля 2020 г. о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина Хусенова Р.А. указаны основания его принятия.
Вместе с тем при отмене решения суда первой инстанции в части признания незаконным решения о депортации, судом апелляционной инстанции не было учтено следующее.
Исходя из положений подпункта "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (в редакции, действовавшей на момент принятия решения о депортации) в период с 15 марта по 15 июня 2020 года включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства не принимаются решения о депортации. Оспариваемое решение о депортации было принято административным ответчиком 9 мая 2020 года, т.е. в период действия прямого запрета принятия решений о депортации, установленного Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274.
Нормы материального права апелляционной коллегией применены неправильно, что является основанием для отмены апелляционного определения в части отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении требований Хусенова Р.А. о признании незаконным решения ГУ МВД России по Иркутской области от 9 мая 2020 г. о депортации Хусенова Р.А, и оставления в силе решения суда первой инстанции в указанной части, выводы которого относительно удовлетворения указанного требования административного истца являются правильными.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права не нашли своего подтверждения.
О судебном заседании суда апелляционной инстанции, назначенном на 15 октября 2020 г, в котором принято апелляционное определение, Хусенов Р.А. был уведомлен, о чем свидетельствует подписанное им дополнение к апелляционной жалобе, датированное 2 октября 2020 г, в котором указано о том, что судебное заседание в суде апелляционной инстанции назначено на 15 октября 2020 г. (т. 2 л.д. 72). Явка Хусенова Р.А. в судебное заседание судом апелляционной инстанции обязательной не признавалась. Обстоятельств, в связи с которыми необходимо было личное участие Хусенова Р.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции, которые могли бы повлиять на результат рассмотрения дела, Хусенов Р.А. не указал. Хусенов Р.А. не был лишен возможности направить в суд своего представителя, однако таким правом не воспользовался. При таких данных препятствий в рассмотрении административного дела судом апелляционной инстанции в отсутствие Хусенова Р.А. не имелось.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 15 октября 2020 г. отменить в части отмены решения Кировского районного суда г. Иркутская от 8 июля 2020 г. и отказа в удовлетворении административных исковых требований Хусенова Р.А. о признании незаконным решения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области от 9 мая 2020 г. о депортации Хусенова Р.А, в отмененной части оставить в силе решение Кировского районного суда г. Иркутска от 8 июля 2020 г. В остальной части судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 июля 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.