N 88-11724/2021
г. Кемерово 2 августа 2021 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Гусева Д.А.
рассмотрел гражданское дело N 2-11/2021 (УИД 24MS0003-01-2020-003788-45) по иску Зубарева Александра Александровича к Министерству социальной политики Красноярского края, территориальному отделению Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения" по г. Ачинску о возмещении материального и морального вреда, по кассационной жалобе Зубарева Александра Александровича на решение мирового судьи судебного участка N 3 в г. Ачинске Красноярского края от 18 января 2021 г. и апелляционное определение Ачинского городского суда Красноярского края от 19 апреля 2021 г,
УСТАНОВИЛ:
Зубарев Александр Александрович (далее по тексту - Зубарев А.А, истец) обратился в суд с исковым заявлением к Министерству социальной политики Красноярского края, территориальному отделению Краевого государственного казённого учреждения "Управление социальной защиты населения" по г. Ачинску (далее по тексту - КГКУ "УСЗН" г. Ачинска, ответчик) о возмещении материального и морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что 8 июля 2020 г. Зубарев А.А. обратился в территориальное отделение Краевого государственного казённого учреждения "Управление социальной защиты населения" по г. Ачинску с заявлением о компенсации проезда на автобусе по маршруту "адрес" и обратно 7 июля 2020 г, в размере 849 рублей. Заявление Зубарев А.А. обосновал положениями пункта "д" статьи 16 Федерального закона N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий". Однако КГКУ "УСЗН" г. Ачинска в выплате компенсации проезда отказал, чем причинил истцу материальный вред в размере 849 руб. и моральный вред, в размере 180 000 руб.
В дальнейшем Зубарев А.А. уточнял исковые требования - увеличивал требования в части компенсации проезда по маршруту "адрес" и обратно, за периоды помимо 7 июля 2020 г, а именно 7 августа 2020 г, 27 октября 2020 г, 16 ноября 2020 г, 30 ноября 2020 г. В окончательной редакции исковые требования Зубарева А.А. заключались во взыскании с ответчиков в его пользу материального вреда в виде компенсации проезда в указанные даты по маршруту "адрес" и обратно, в размере 4245, 00 рублей, морального вреда, причинённого вследствие незаконных отказов в выплате указанной компенсации, в размере 180000 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка N 3 в г. Ачинске Красноярского края от 18 января 2021 г. отказано в удовлетворении исковых требований Зубарева А. А. к Министерству социальной политики Красноярского края, КГКУ "УСЗН" г. Ачинска о возмещении материального и морального вреда.
Апелляционным определением Ачинского городского суда Красноярского края от 19 апреля 2021 г. решение мирового судьи судебного участка N 3 в г. Ачинске Красноярского края от 18 января 2021 г. оставлено без изменения.
Зубаревым А. А. подана кассационная жалоба на указанные решение мирового судьи судебного участка N 3 в г. Ачинске Красноярского края от 18 января 2021 г. и апелляционное определение Ачинского городского суда Красноярского края от 19 апреля 2021 г, как незаконные.
На кассационную жалобу письменных возражений не поступало.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу не усматривается и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не имеется оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ Зубарев А.А. является "данные изъяты" и имеет право на льготы, установленные статьей 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Согласно свидетельству о перемене фамилии Д.А.А, переменил фамилию на Зубарев с ДД.ММ.ГГГГ
Представленной в материалы дела справкой о "данные изъяты", выданной УВД Пермской области 19 июня 1996 г. подтверждается, что Д.А.А. (отец истца), в "данные изъяты". был выселен из "адрес" как "данные изъяты", снят с учета ДД.ММ.ГГГГ, "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ ИЦ УВД Пермской области.
Вместе с отцом "данные изъяты" сын Д.А.А... На основании пункта "в" статьи 3 Закона РФ от 18 октября 1991 г. "О реабилитации жертв политических репрессий" гражданин Д.А.А. "данные изъяты".
Согласно представленному в материалы дела протоколу назначения N N от 9 июля 2020 г на 1 июня 2020 г. на основании заявления и представленных билетов, подтверждающих проезд на автобусе 8 июня 2020 г. по маршруту "адрес" и обратно по 424, 50 руб. за каждый проезд, Зубареву А.А. назначена адресная помощь на компенсацию расходов гражданам по государственной программе в виде компенсации реабилитированным стоимости проезда по территории РФ один раз в год (вид 008) в сумме 849 рублей, которая была перечислена КГКУ "УСЗН" на личный банковский счет Зубарева А.А. 19 июня 2020 г. и 10 июля 2020 г.
Оценив указанные обстоятельства, мировой судья установил, что КГКУ "УСЗН" г. Ачинска произведена оценка права истца на компенсацию проезда по территории Российской Федерации один раз в год в соответствии с действовавшим законодательством в настоящее время, в связи с чем доводы истца о компенсации на проезд всех поездок по территории Российской Федерации для реабилитированных лиц Красноярского края основаны на неверном толковании норм материального права.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом мирового судьи, указав, что он основан на правильно примененных и истолкованных положениях материального закона, регулирующих спорные отношения сторон, подтверждается имеющимися в деле и исследованными в суде доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции полагает, что при вынесении обжалуемых судебных постановлений судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений норм материального и процессуального права и оснований для отмены судебных постановлений не имеется.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся в том числе социальная защита, включая социальное обеспечение.
Частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законом противоречить не могут.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в том числе, в виде направления на спецпоселение.
Согласно пункту 3.4.4.2 Подпрограммы "Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности" (Приложение N 1 к государственной программе Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. N 507-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан"), Мероприятие 2.5 перечня мероприятий заключается в предоставлении адресной материальной помощи на компенсацию расходов на проезд, совершенный один раз в течение календарного года, по территории Российской Федерации к месту следования и обратно реабилитированным лицам и осуществляется в соответствии с Порядком предоставления адресной материальной помощи на компенсацию расходов на проезд, совершенный один раз в течение календарного года, по территории Российской Федерации к месту следования и обратно реабилитированным лицам (Приложение N к Подпрограмме "Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности") (далее по тексту - Порядок)
Согласно пункту 3 Порядка предоставление адресной материальной помощи на компенсацию расходов на проезд осуществляется в размере фактической стоимости проезда железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, но не более 12000 рублей, а заявителям, совершившим поездки в населенные пункты Российской Федерации, в которые (из которых) невозможно доехать (выехать) иным видом транспорта, кроме воздушного или водного, адресная материальная помощь на компенсацию расходов на проезд производится в размере фактической стоимости проезда, но не более 25000 рублей, при условии обращения заявителя, его законного представителя либо уполномоченного им на основании доверенности представителя (далее - представитель) не позднее шести месяцев со дня, следующего за днем окончания поездки.
В соответствии с пунктом 14 Порядка основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении адресной материальной помощи на компенсацию расходов на проезд являются:
1) заявитель не относится к лицам, имеющим право на адресную материальную помощь на компенсацию расходов на проезд в соответствии с пунктом 2 Порядка;
2) непредставление заявителем или представителем документов, указанных в пунктах 5, 6 Порядка (за исключением документов, предусмотренных в подпунктах 3, 5 пункта 5 Порядка);
3) обращение по истечении шести месяцев со дня, следующего за днем окончания поездки;
4) предоставление заявителю в текущем году адресной материальной помощи на компенсацию расходов на проезд, совершенный в течение текущего года по территории Российской Федерации к месту следования и обратно, в соответствии с Порядком.
Разрешая спор по существу, мировой судья, исследовав представленные сторонами объяснения, пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком при рассмотрении и разрешении указанных обращений истца об оказании ему мер социальной поддержки в виде компенсации проезда из "адрес" и обратно, не допущено нарушений действующего законодательства, принятые КГКУ "УСЗН" г. Ачинска решения о выплате Зубареву А.А. компенсации за проезд по указанному маршруту 8 июня 2020 г. в размере 849, 00 рублей, а также отказы в выплате компенсаций за поездки из "адрес" и обратно 7 июля 2020 г, 7 августа 2020 г, 27 октября 2020 г, 16 ноября 2020 г, 30 ноября 2020 г. полностью соответствуют положениям нормативных актов Российской Федерации и Красноярского края.
В связи с изложенным, вопреки доводам кассационной жалобы Зубарева А.А, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает правомерным выводы судов первой и апелляционной инстанции о применении норм законодательства, действовавшего на момент возникновения у истца права на компенсацию расходов на проезд, поскольку акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Учитывая, что с заявлениями о компенсации расходов на проезд Зубарев А.А. стал обращаться с июня 2020 г, то подлежит применению законодательство, действующее на дату обращения.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана надлежащая правовая оценка. Иное мнение заявителя жалобы относительно того, как должен быть разрешен спор судом, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права.
Принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального либо процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судья не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 3 в г. Ачинске Красноярского края от 18 января 2021 г. и апелляционное определение Ачинского городского суда Красноярского края от 19 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Зубарева Александра Александровича - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.