Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В.
судей Латушкиной С.Б, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-191/2020, УИД 38RS0027-01-2020-000007-89 по иску Брюханова Александра Геннадьевича и Брюхановой Надежды Владимировны к МКУ "Администрация Балтуринского муниципального образования" о признании незаконным заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом; о признании незаконным распоряжения администрации Балтуринского муниципального образования от 21 января 2020 года N 4 о.д. "О признании многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Балтуринского муниципального образования, подлежащими капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области"; о признании жилого помещения непригодным для проживания, об обязании МКУ "Администрация Балтуринского муниципального образования" включить жилое помещение в перечень жилых домов, подлежащих сносу, и признании права на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения, по кассационной жалобе представителя истцов Брюханова Александра Геннадьевича и Брюхановой Надежды Владимировны - Гордилежа Алексея Александровича, действующего на основании доверенности, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 9 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Брюханов А.Г. и Брюханова Н.В, обратились в суд с иском к МКУ "Администрация Балтуринского муниципального образования", просили признать жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", принадлежащее им на праве собственности, непригодным для проживания и утраченным в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г..на территории Иркутской области; обязать администрацию Балтуринского муниципального образования в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г..N 47, издать распоряжение о признании указанного жилого помещения непригодным для проживания в течение пяти рабочих дней со дня обращения решения суда к исполнению; признать за Брюхановым А.Г. и Брюхановой Н.В. право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г..на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем" в части признания их собственниками жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г..на территории Иркутской области; признать незаконными заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,
садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 16 января 2020 г..N 1, составленное межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Балтуринского муниципального образования от 6 июля 2019 г..N 44 и распоряжение администрации Балтуринского муниципального образования от 21 января 2020 г..N 4 о.д. "О признании многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Балтуринского муниципального образования, подлежащими капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г..на территории Иркутской области".
В обоснование заявленных требований Брюханов А.Г. и Брюханова Н.В. указали, что в их общей совместной собственности находится жилое помещение, расположенное по адресу "адрес", кадастровый N. Они проживают постоянно в указанном жилом помещении. В июне 2019 года указанное жилое помещение пострадало от паводка и было включено в границы подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (постановление Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года N 558-пп). В результате паводка было затоплено подполье, в результате воздействия вод произошло разрушение фундамента, растрескивание цоколя, разрушение отмостки, из-под дома вымыло грунт, у дома повело стены, просел и разрушился пол, из-за сырости развилась плесень. Ежедневно техническое и санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения ухудшается, что в любой момент может привести к его разрушению. Сложившиеся жилищные условия представляют реальную угрозу для жизни и здоровья. Таким образом, указанное жилое помещение перестало отвечать требованиям, которым должно отвечать жилое помещение в силу пунктов 10, 15, 16 и 32 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г..N 47. Несмотря на эти обстоятельства, свидетельствующие о непригодности жилого помещения истцов для проживания, в порядке, предусмотренном Положением N 47, межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрацией Балтуринского муниципального образования от 6 июля 2019 г..N 44 (далее - межведомственная комиссия), жилое помещение истцов не было признано непригодным для проживания.
Распоряжением администрации Балтуринского муниципального образования от 30 августа 2019 г..N 43 "О признании многоквартирных домов, расположенных на территории Балтуринского муниципального образования, подлежащими капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области" (далее - распоряжение N 43) было принято решение о необходимости проведения капитального ремонта квартиры истцов. Вступившим в законную силу решением Чунского районного суда Иркутской области от 18 ноября 2019 г..по административному делу N 2а-1290/2019 распоряжение N 43 признано незаконным, суд обязал межведомственную комиссию провести оценку соответствия жилого помещения, расположенного по адресу "адрес", принадлежащего Брюханову А.Г. и Брюхановой Н.В. на праве собственности, установленным требованиям не позднее одного месяца со дня обращения решения суда к исполнению. Между тем до настоящего времени указанное решение Чунского районного суда Иркутской области фактически не исполнено. Заключение межведомственной комиссии в соответствии с Положением N 47 не принято, отсутствует решение администрации Балтуринского муниципального образования о признании жилого помещения непригодным для проживания.
В соответствии с протоколом межведомственной комиссии от 12 декабря 2019 года истцам рекомендовано за свой счёт обратиться в специализированную организацию для проведения оценки жилого помещения и обратиться в суд с исковым заявлением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания на основании технического отчета специализированной организации. Таким образом, межведомственной комиссией и администрацией Балтуринского муниципального образования не исполняется решение суда, а также обязанности, предусмотренные Положением N 47.
Сложившаяся ситуация препятствует реализации ими права на получение социальной поддержки в качестве пострадавших от чрезвычайной ситуации - паводка, предусмотренного статьёй 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в частности на получение социальной выплаты на приобретение жилья в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём". Кроме того, сложившаяся ситуация нарушает их конституционное право на жилище.
В отсутствие надлежащим образом принятого в соответствии с Положением N 47 решения о признании жилого помещения непригодным для проживания они не имеют возможности в порядке, предусмотренном Постановлением N 556-пп, обратиться за получением соответствующей социальной выплаты. При обращении с заявлением о предоставлении социальной выплаты в Областное государственное казённое учреждение "Управление социальной защиты населения по Чунскому району" им было устно отказано в принятии заявления в связи с отсутствием решения о признании их жилого помещения непригодным для проживания.
По их заказу специализированной организацией - ООО "МНСЭ" проведена независимая строительно-техническая экспертиза жилого помещения, по результатам которой оформлено заключение. Экспертами установлено, что жилое помещение находится в аварийном состоянии, требуется провести работы по демонтажу здания. Таким образом, с учётом выявленных в результате экспертизы дефектов, а также с учётом установленных названным выше решением Чунского районного суда Иркутской области обстоятельств, свидетельствующих о непригодности жилого помещения истцов для проживания, которые в силу части 2 статьи 61 ГПК РФ не подлежат оспариванию, жилое помещение истцов не отвечает требованиям, установленным Положением N 47, и подлежит признанию непригодным для проживания.
Такое состояние жилого помещения явилось прямым следствием затопления в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.
Ввиду наличия оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания, а также учитывая причины возникновения данных оснований, указанное жилое помещение является утраченным в результате чрезвычайной ситуации в смысле, определяемом Постановлением N 556-пп. Таким образом, они имеют право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения при соблюдении иных, предусмотренных Постановлением N 556-пп условий, после обращения с заявлением о предоставлении социальной выплаты. Необходимым условием для реализации данного права в сложившейся ситуации при бездействии администрации Балтуринского муниципального образования является решение суда о признании права истцов на социальную выплату.
Решением Чунского районного суда Иркутской области от 11 февраля 2020 г. исковые требования Брюханова А.Г. и Брюхановой Н.В. удовлетворены.
Признано незаконным заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 16 января 2020 г. N 1, составленное межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Балтуринского муниципального образования от 6 июля 2019 г. N 44.
Признано незаконным распоряжение администрации Балтуринского муниципального образования от 21 января 2020 года N 4 о.д. "О признании многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Балтуринского муниципального образования, подлежащими капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области".
Жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", кадастровый N, принадлежащее Брюханову А.Г. и Брюхановой Н.В. на праве собственности, признано непригодным для проживания и утраченным в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.
МКУ "Администрация Балтуринского муниципального образования" обязано в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, издать распоряжение о признании жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N, непригодным для проживания в течение пяти рабочих дней со дня обращения решения суда к исполнению.
Признано право Брюханова А.Г. и Брюхановой Н.В. на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем" в части признания их собственниками жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.
Решение суда обращено к немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 9 ноября 2020 г. решение Чунского районного суда Иркутской области от 11 февраля 2020 г. отменено.
Принято по делу новое решение, которым исковые требования Брюханова А.Г. и Брюхановой Н.В. к МКУ "Администрация Балтуринского муниципального образования" о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 16 января 2020 г. N 1, признании незаконным распоряжения администрации Балтуринского муниципального образования от 21 января 2020 г. N 4 о.д. удовлетворено.
Признано незаконным заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, от 16 января 2020 г. N 1, составленное межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Балтуринского муниципального образования от 6 июля 2019 г. N 44.
Признано незаконным распоряжение администрации Балтуринского муниципального образования от 21 января 2020 г. N 4 о.д. "О признании многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Балтуринского муниципального образования, подлежащими капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области".
На межведомственную комиссию администрации Балтуринского муниципального образования возложена обязанность в течение 45 дней со дня вынесения настоящего апелляционного определения рассмотреть вопрос о пригодности (непригодности) жилого помещения расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего на праве собственности Брюханову А.Г. и Брюхановой Н.В, для постоянного проживания и принять решение в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
В удовлетворении исковых требований Брюханова А.Г. и Брюхановой Н.В. о признании жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", непригодным для проживания и утраченным в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, о возложении на МКУ "Администрация Балтуринского муниципального образования" обязанности издать распоряжение о признании жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", непригодным для проживания, о признании права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем", отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Брюханова А.Г. и Брюхановой Н.В. - Гордилежа А.А. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 9 ноября 2020 г.
Относительно доводов кассационной жалобы Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением мэра Чунского районного муниципального образования N 159 от 29 июня 2019 г. в связи с наводнением с 29 июня 2019 г. введён режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 558-пп (в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 30 декабря 2019 года N 1147-пп) утверждено описание границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области в границах населённых пунктов муниципальных образований Иркутской области. В соответствии с указанным Постановлением деревня Тахтамай Балтуринского муниципального образования в Чунском районном муниципальном образовании включена в зону подтопления (затопления) чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области. Согласно описаниям границ деревня Тахтамай указана, в том числе, в границах "адрес".
Брюханов А.Г, Брюханова Н.В. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N.
29 июля 2019 г. Брюханова Н.В. обратилась в межведомственную комиссию по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, расположенного на территории Балтуринского муниципального образования, с заявлением о проведении оценки соответствия жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённого постановлением Правительством Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
Согласно заключению об оценке соответствия помещения от 30 августа 2019 г. N 45, межведомственная комиссия по результатам рассмотрения документов, в том числе акта межведомственной комиссии, пришла к заключению об отсутствии оснований для признания многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес", аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Распоряжением главы Балтуринского муниципального образования от 30 августа 2019 г. N 43 многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес", признан подлежащим капитальному ремонту в связи с необходимостью проведения ремонтно-восстановительных работ.
7 октября 2019 г. Брюхановой Н.В. и Брюханову А.Г. оформлено свидетельство на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения N. Указанное свидетельство истцами не получено, оплата не производилась.
Вступившим в законную силу решением Чунского районного суда Иркутской области от 18 ноября 2019 г. признано незаконным распоряжение Балтуринского муниципального образования от 30 августа 2019 г. N 43 "О признании многоквартирных домов, расположенных на территории Балтуринского муниципального образования, подлежащим капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области" в части признания необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес". На межведомственную комиссию, назначенную постановлением администрации Балтуринского муниципального образования от 6 июля 2019 г. N 44, возложена обязанность провести оценку соответствия жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего Брюханову А.Г. и Брюхановой Н.В. на праве собственности, установленным требованиям, не позднее одного месяца со дня обращения решения к исполнению.
Для определения причин образования дефектов жилого помещения по адресу: "адрес", Брюханова Н.В. обратилась в ООО "МНСЭ".
Заключением строительно-технической экспертизы N от 14 декабря 2019 г, составленным ООО "МНСЭ", установлено, что у объекта, расположенного по адресу: "адрес", установлены следующие дефекты, снижающие эксплуатационные и прочностные характеристики здания: деформация фундамента здания, деформация и просадки перекрытий здания, трещины и прогиб стен, разрушение конструкций подполья, дефекты отделки стен, потолков и полов дома, деформация печи, перекос дверных блоков. Объект обследования находится в аварийном состоянии, требуется провести работы по демонтажу здания.
16 января 2020 г. межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Балтуринского муниципального образования от 6 июля 2019 г. N 44, с выездом на место проведено обследование жилого помещения истцов. В этот же день состоялось заседание межведомственной комиссии, на котором принято заключение от 16 января 2020 г. N 1 о соответствии жилого помещения истцов требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту.
Распоряжением администрации Балтуринского муниципального образования от 21 января 2020 г. N 4 о.д. "О признании многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Балтуринского муниципального образования, подлежащими капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области", признана необходимость проведения ремонтно-восстановительных работ в многоквартирном доме, расположенном по адресу "адрес".
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований Брюхановых о признании жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", непригодным для проживания и утраченным в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019 г. на территории Иркутской области, о возложении обязанности на МКУ "Администрация Балтуринского муниципального образования" издать распоряжение о признании указанного жилого помещения непригодным для проживания, признании за истцами права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 558-пп, признании незаконными заключения межведомственной комиссии от 16 января 2020 г. N 1 и распоряжения администрации Балтуринского муниципального образования от 21 января 2020 г. N 4 о.д, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе судебного заседания доказан факт непригодности жилого помещения, принадлежащего истцам, для проживания.
Исходя из выводов представленного экспертного заключения ООО "МНСЭ" и доказательств, представленных истцами, состояние жилого помещения, которое оценено как аварийное, при этом возможности для приведения в работоспособное состояние аварийного здания, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N, отсутствуют, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания, поскольку межведомственной комиссией жилое помещение, в котором проживают истцы, было обследовано без учёта всей совокупности обстоятельств, свидетельствующих о непригодности данного жилого помещения для проживания в нём.
Суд первой инстанции пришёл к выводу, что заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 16 января 2020 г. N 1, составленное межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Балтуринского муниципального образования от 6 июля 2019 г. N 44 и распоряжение администрации Балтуринского муниципального образования от 21 января 2020 года N 4 о.д. "О признании многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Балтуринского муниципального образования, подлежащими капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области" не могут быть признаны законными.
Также суд первой инстанции пришёл к выводу, что при обращении в органы местного самоуправления истцы не смогли реализовать своё право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в результате возникновения чрезвычайной ситуации, а установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о бездействии МКУ "Администрация Балтуринского муниципального образования".
Принимая во внимание необходимость получения истцами мер социальной поддержки ввиду чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019 года на территории Чунского района Иркутской области, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что действия МКУ "Администрация Балтуринского муниципального образования" при решении вопроса о признании жилого помещения истцов подлежащим капитальному ремонту являются незаконными, а требования истцов о признании жилого помещения по адресу: "адрес", кадастровый N, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019 года на территории Чунского района Иркутской области, непригодным для проживания - обоснованными, дающими право истцам Брюхановым на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации (паводка) в июне 2019 г. в Чунском районе Иркутской области в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации (паводка) в июне 2019г. в Чунском районе Иркутской области при соблюдении истцами иных условий, предусмотренных положением Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём".
Проверяя законность принятого решения в апелляционном порядке, суд второй инстанции перешёл к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
Разрешая спор, по существу, суд апелляционной инстанции, сославшись на положения статей 11, 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г..N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указ Губернатора Иркутской области N 134-уг от 27 июня 2019 г.."О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области", Указ Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г..N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области", постановление Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г..на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём", постановление Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N 558-пп (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 30 декабря 2019 г..N 1147-пп), постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г..N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Брюхановых о признании жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", непригодным для проживания и утраченным в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, о возложении на МКУ "Администрация Балтуринского муниципального образования" обязанности издать распоряжение о признании жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", непригодным для проживания, о признании права на получение социальной выплаты на приобретение или
строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем".
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что решение о признании жилого помещения непригодным для проживания является исключительной компетенцией межведомственной комиссии, заключение которой является основанием для последующего принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о предоставлении меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья.
Вместе с тем, установив, что администрацией Балтуринского муниципального образования не обеспечена надлежащая работа межведомственной комиссии, истцы, как собственники жилого помещения, о заседании межведомственной комиссии на котором рассматривался вопрос об определении перечня документов, необходимых для проведения оценки жилого помещения и необходимости проведения обследования жилого помещения, о привлечении экспертов к работе межведомственной комиссии, не извещались, в акте обследования жилого помещения отсутствуют сведения об аттестации привлечённых экспертов ООО "Драфт", в работе межведомственной комиссии не участвовали представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора, государственного контроля и надзора в сферах экологической и иной безопасности, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в акте обследования жилого помещения не приведены фактические показатели и описания конкретных несоответствий жилого помещения установленным требованиям, сделаны выводы общего характера без указания конкретных пунктов Положения, в которых закреплены требования, которым должно соответствовать жилое помещение, при проведении обследования, составлении заключения межведомственной комиссии от 16 января 2020 г..N 1 и издании распоряжения администрации Балтуринского муниципального образования от 21 января 2020 г..N 4 о.д. не проведены необходимые исследования, не получены документы соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение межведомственной комиссии принято на основании незаконного акта обследования, с существенным нарушением процедуры, с вынесением одновременно двух взаимоисключающих решений, которые не основаны на фактических обстоятельствах, межведомственной комиссией не установлена экономическая целесообразность проведения восстановительных работ в жилье истцов, не определён перечень и методы проведения работ по
капитальному ремонту, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истцов о признании незаконными заключения межведомственной комиссии от 16 января 2020 г..N 1, распоряжения администрации Балтуринского муниципального образования от 21 января 2020 г..N 4 о.д. и возложения на межведомственную комиссию администрации Балтуринского муниципального образования обязанности в течение 45 дней со дня вынесения апелляционного определения рассмотреть вопрос о пригодности (непригодности) жилого помещения расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего на праве собственности Брюханову А.Г. и Брюхановой Н.В, для постоянного проживания и принять решение в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г..N 47.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.
Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Согласно статье 2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как указано в пункте "в" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьёй 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи закона).
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Положение от 17 июля 2019 г. N 556-пп).
Пунктом 6 указанного Положения предусмотрено, что предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий, в том числе являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учётной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесённым к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издаёт распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, удовлетворяя требования истцов и признавая принадлежащее им жилое помещение не пригодным для проживания, фактически разрешилвопрос, относящийся к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что в силу части 4 статьи 15 ЖК РФ, пунктов 7, 42, 51, 52 Положения решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания отнесено к исключительной компетенции межведомственных комиссий, принятие решения производится в порядке, установленном Положением.
Установив, что при осмотре жилого помещения и принятия межведомственной комиссией решения о признании жилого помещения, принадлежащего истцам, подлежащим капитальному ремонту, нарушена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в пункте 44 Положения требованиям, вывод комиссии о возможности проведения капитального ремонта и его целесообразности каким-либо документом не подтверждается, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу о незаконности заключения межведомственной комиссии от 16 января 2020 г. N 1 и распоряжения администрации Балтуринского муниципального образования от 21 января 2020 г N 4 о.д.
Удовлетворяя заявление о признании незаконным решения межведомственной комиссии, суд апелляционной инстанции правомерно возложил на межведомственную комиссию обязанность в определённый срок провести оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям, не предрешая её существа, поскольку решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьёй 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Вопросы признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления.
Выражая несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, заявитель приводит доводы, которые, по существу, направлены на неверное толкование закона и переоценку выводов суда апелляционной инстанции, не могут повлечь отмену обжалуемого апелляционного определения.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка им фактических обстоятельств, равно как и отличное от суда толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Ссылка в кассационной жалобе о допущенных судом апелляционной инстанции нарушениях норм процессуального права, выразившихся, по мнению заявителя, в необоснованном принятии к рассмотрению апелляционной жалобы лица, не привлечённого к участию в деле -министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, поданной с нарушением установленного срока на подачу апелляционной жалобы, отмену апелляционного определения не влечёт.
В силу части 4 статьи 13 и части 3 статьи 320 ГПК РФ лица, не привлечённые к участию в деле, вправе обжаловать в апелляционном порядке решение суда первой инстанции в случае, если данным решением разрешён вопрос об их правах и обязанностях, то есть они лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности.
В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утверждённого Постановление Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития).
Поскольку решением суда за Брюхановым А.Г. и Брюхановой Н.В. признано право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданами в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, следовательно решение суда затрагивает права, законные интересы и обязанности министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области как уполномоченного органа по предоставлению гражданам социальных выплат, в связи с чем министерство вправе обжаловать решение Чунского районного суда Иркутской области от 11 февраля 2020 г.
Вступившим в законную силу определением Чунского районного суда Иркутской области от 10 августа 2020 г. министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области восстановлен пропущенный срок на подачу апелляционной жалобы на решение Чунского районного суда Иркутской области от 11 февраля 2020 г, в связи с чем доводы жалобы о необоснованном рассмотрении апелляционной жалобы министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области инстанции, поданной с пропуском срока на подачу апелляционной жалобы, несостоятельны.
Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 9 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Брюханова Александра Геннадьевича и Брюхановой Надежды Владимировны - Гордилежа Алексея Александровича - без удовлетворения
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи С.Б. Латушкина
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.