N88-7017/2021
г. Кемерово 30 апреля 2021 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Кравченко Н.Н, рассмотрев гражданское дело 55MS0081-01-2020-002900-31 по иску ФИО1 к открытому акционерному обществу "Уральские авиалинии" о защите прав потребителей, по кассационной жалобе ФИО1 на решение и.о. мирового судьи судебного участка N81 в Советском судебном районе в г. Омске мирового судьи судебного участка N110 в Советском судебном районе в г. Омске от 14 августа 2020 г, апелляционное определение Советского районного суда г. Омска от 10 декабря 2020 г,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ОАО АК "Уральские авиалинии" о защите прав потребителей.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 11.02.2020 приобрела авиабилеты авиаперевозчика ОАО АК "Уральские авиалинии" на трех человек, для себя, своей матери и своей дочери. Общая стоимость трех билетов составила 55 494 рублей и оплачена полностью. Дата вылета была определена 06.06.2020, направление: "адрес" Дата обратного вылета 30.06.2020, направление: "адрес".
17.05.2020 обратилась к ответчику с заявлением об обмене или возврате стоимости билетов, так как поездка невозможна по причине введения режима самоизоляции из-за угрозы распространения короновирусной инфекции. 18.05.2020 от ответчика поступил запрос на дополнительную недостающую информацию. После этого никакой информации от ответчика не было.
25.05.2020 истец вновь обратилась к ответчику с заявлением об обмене или возврате стоимости билетов. 26.05.2020 от ответчика поступил ответ, из которого следует, что обмен и возврат стоимости билетов невозможен.
Просила взыскать денежные средства по договору 55494 рубля, компенсацию морального вреда 100000 рублей, расходы на оплату юридических услуг 28320 рублей, штраф.
Решением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N81 в Советском судебном районе в городе Омске мирового судьи судебного участка N110 в Советском судебном районе в городе Омске от 14 августа 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Советского районного суда города Омска от 10 декабря 2020 г, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к открытому акционерному обществу "Уральские авиалинии" о защите прав потребителей, отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене судебных постановлений.
Письменных возражений по доводам кассационной жалобы от ответчика не поступило.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что основания для отмены судебных постановлений, по доводам жалобы, отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений норм материального и процессуального права не было допущено при рассмотрении настоящего дела судом первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, ООО "АвиаГрупп" действует по соглашению о продаже авиаперевозок N от 19.01.2016, заключенному с ООО "Клуб Путешествий "КРЫЛЬЯ". По условиям данного соглашения ООО "Клуб Путешествий "КРЫЛЬЯ" поручает, а комиссионер ООО "Авиагрупп" обязуется по поручению Клуба за вознаграждение осуществлять оформление, бронирование и продажу авиаперевозок на внутренние и международные рейсы Авиакомпаний, посредством использования Системы билетооформления. Стороны настоящего соглашения не отвечают по обязательствам друг друга перед третьими лицами за исключением случаев, установленных Соглашением и законом.
Пунктом 6.1 Соглашения установлено, что аннуляция выписанных билетов осуществляется согласно правилам применения тарифов Перевозчика.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 14.08.2020 учредителем ООО "Клуб путешествий "Крылья" является ОАО АК "Уральские авиалинии".
Согласно материалам дела, 11.02.2020 на имя ФИО2, ФИО1 и ФИО3 были приобретены авиабилеты N, N, N по маршруту 06.06.2020 "адрес" 30.06.2020 "адрес", тариф 11559 рублей, 11559 рублей и 11171 рублей, с указанием, что тариф "возврату не подлежит". В тексте билета даны разъяснения, что полный текст договора воздушной перевозки доступен на сайте Международной Ассоциации Воздушного Транспорта - IATA (international Air Transport Association): www.iatatravelcentre.com/tickets, Правила возврата и обмена билета определяются перевозчиком.
В соответствии с текстом представленных в материалы дела авиабилетов, договор авиаперевозки заключен с пассажирами от имени перевозчика ОАО АК "Уральские авиалинии", посредством указания рейса U6-388 Уральские авиалинии А321.
Заблаговременно, а именно 17.05.2020 ФИО1 обратилась по вопросу возврата денег или обмена авиабилетов авиакомпании Уральские авиалинии. Вылет (Омск-Домодедово-Геленджик) 06.06.2020 рейс N
Из текста ответа, датированного 26.05.2020, следует, что тариф невозвратный, за информацией по обмену билета рекомендовано обратиться в колл-центр.
29.05.2020 истец обратилась к ОАО АК "Уральские авиалинии" и ООО "Авиагрупп" с претензией по поводу возврата стоимости приобретенных билетов, выплате компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, а также компенсации расходов на юридические услуги в размере 28 320 рублей. Претензии получены адресатами, что подтверждено почтовыми уведомлениями с отметками о вручении.
Ответ же ОАО АК "Уральские авиалинии" был дан 22.07.2020, которым ФИО1 было разъяснено право на обращение с заявлением о возврате стоимости билетов, а также воспользоваться суммой ранее оплаченной провозной платы в случае отказа пассажира от перевозки в связи с пандемией новой короновирусной инфекции, в соответствии с Положением об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
Согласно размещенной на официальном сайте ОАО "АК "Уральские авиалинии", тариф "Промо", именно по которому истец приобрела билеты, содержит запрет на возврат билета, а изменение даты и времени возможно при уплате штрафа в сумме 3 000 рублей за билет.
При заключении договора перевозки истец ФИО1 была уведомлена о его условиях в части невозвратности тарифа.
Более того, могла ознакомиться подробнее с условиями тарифа, размещенными в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Разрешая заявленные требования судебные инстанции, руководствуясь положениями п.1 ст.421, ст.786 ГК РФ, ст. ст.103, 116, 102 Воздушного кодекса Российской Федерации, п.235, 81 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса РФ N82 от 28.06.2007, п.93.1 Правилам формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008 N 155 пришли к выводу, что при заключении договора перевозки истец ФИО1 была уведомлена о его условиях в части невозвратности тарифа и могла ознакомиться подробнее с условиями указанного тарифа.
При этом суды учли, что Федеральным законом от 08.06.2020 N166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятая неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" в Воздушный кодекс Российской Федерации внесена статья 107.2, устанавливающая, что в случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. При этом, в указанной ситуации Правительство Российской Федерации вправе также установить особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, определенные Правительством Российской Федерации.
Правительством РФ от 06.07.2020 N991 принято постановление "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части".
Указанное постановление вступило в силу 07.07.2020.
Названное Положение устанавливает особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения.
Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с 01.02.2020 по международным воздушным перевозкам с "адрес", с 18.03.2020 - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 01.05.2020.
Оценив названные положения закона, судебные инстанции, учитывая, что договор воздушной перевозки заключен 11.02.2020, а истец обосновывает свои требования тем, что отказ от договора перевозки обусловлен распространением коронавирусной инфекции и опасением за жизнь и здоровье близких, пришли к выводу о том, что вышеназванное Положение распространяется и на рассматриваемые правоотношения и подлежит применению при разрешении названного спора.
В соответствии с указанным Положением перевозчик имеет право: изменить условия договора (в части даты, времени, маршрута); отказаться от исполнения договора и возвратить уплаченную провозную плату.
В связи отменой рейсов или отказом пассажиров от воздушной перевозки по причине внесения изменений в условия договора воздушной перевозки, пассажир имеет право:
воспользоваться оплаченной суммой в счет оплаты услуг Перевозчика (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете. При этом пассажиру необходимо направить Перевозчику уведомление, в котором указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) пассажира, реквизиты документа, удостоверяющего личность, дата и место рождения, номер бронирования и (или) номер билета, способ информирования пассажира, дата направления уведомления.
по истечении 3 лет с даты отправления рейса получить денежные средства, неиспользованные для оплат услуг Перевозчика.
Соответственно названным Положением изменен порядок возврата денежных средств за неиспользованные по назначению авиабилеты.
В соответствии с п.п. 5, 6 Положения авиакомпания обязана принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика, в случае, если денежные средства не будут истрачены, то они, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.
При этом на денежные средства, не использованные для оплаты услуг перевозчика, подлежат начислению проценты за пользование денежными средствами. Размер процентов за пользование денежными средствами определяется ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в соответствующие периоды. Проценты за пользование денежными средствами начисляются по день возврата суммы этих средств пассажиру, но не позднее окончания 4-летнего срока с даты отправления рейса, указанного в билете. На сумму оплаченной провозной платы, использованной для оплаты услуг перевозчика, проценты не начисляются.
Статья 4 ГК РФ прямо предусматривает, что действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это не предусмотрено законом. В данном случае это условие соблюдено.
Учитывая, что новым правовым регулированием срок исполнения обязательств по возможности реализации приобретенных авиабилетов продлен на срок три года с даты отправления рейса, указанного в билете, то есть в рассматриваемом случае с 06.06.2020 и еще не истек, соответственно, по мнению судебных инстанций, у истца не наступило права требовать возврата указанных денежных средств, как и отказаться от исполнения договора, в связи с чем требования истца к авиаперевозчику об отказе от исполнения договора и о возврате денежных средств за приобретенные авиабилеты не подлежат удовлетворению, так как указанные требования заявлены преждевременно.
Судья кассационной инстанции соглашается с выводами судебных инстанций о том, что оснований для возврата истцу денежных средств до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, у ответчика не имелось. К категории граждан, для которых установлен иной срок возврата (пункт 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства N991), истец не относится.
Доводы кассационной жалобы о существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм материального права.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 данного кодекса (пункт 2).
В статье 422 названного кодекса закреплено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Статья 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, наделяющая Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению в отдельных случаях, перечисленных в этой статье, на всей территории Российской Федерации либо на ее части особенностей исполнения договора воздушной перевозки пассажира, введена в действие Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" (статья 6).
Согласно пункту 3 статьи 24 указанного закона особенности исполнения и расторжения договоров перевозки пассажиров, предусмотренные статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, применяются к договорам перевозки пассажиров, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г.
Таким образом, из вышеназванного закона прямо следует, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров воздушной перевозки пассажиров (подлежащих исполнению с 1 февраля 2020 г.).
С учетом изложенного судебными инстанциями сделан обоснованный вывод о том, что абзац второй пункта 1 Положения, в силу которого данный нормативный правовой акт применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с "адрес", с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г, согласуется с приведенными выше нормами действующего законодательства, поскольку билеты истца были приобретены 11 февраля 2020 г. на 6 июня 2020 г. и на 30 июня 2020 г.
С учетом приведенных норм материального права судебные инстанции правомерно исходили из того, что Положение, устанавливающее особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения, принято Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему федеральным законодателем полномочий.
Судебными инстанциями верно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения данного спора, правильно применен материальный закон, нарушений процессуального закона не допущено.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу, тогда как в силу положений ст.390 ГПК РФ суд кассационной инстанции правом на переоценку исследованных доказательств не наделен.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах, судья кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение и.о. мирового судьи судебного участка N81 в Советском судебном районе в городе Омске мирового судьи судебного участка N110 в Советском судебном районе в городе Омске от 14 августа 2020 г, апелляционное определение Советского районного суда города Омска от 10 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Судья
Н.Н. Кравченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.