Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С, судей Артамоновой Т.А. и Печуриной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-118/2021 (УИД 05OS0000-01-2020-000409-97) по апелляционной жалобе Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 15 февраля 2021 г. об удовлетворении административного искового заявления Эрзихановой Гулизар Мирзабалаевны о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175 "Об утверждении Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2020 годы" в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. N 219 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175".
Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С, заключение прокурора Кондрашовой И.В, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175 утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 гг. (далее также - Региональная программа).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. N 396 "О внесении изменений в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2020 годы" (далее - постановление от 23 декабря 2016 г. N 396) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Дагестан, г. Каспийск, ул. Ленина, д. 29, включен в региональную программу на 2014-2040 гг. с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2017 - 2019 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (шифр работ - 1), газоснабжения (шифр работ - 2), водоснабжения (шифр работ - 4), работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, работ по ремонту лифтовых шахт (шифр работ - 6); в плановый период 2029 - 2031 гг. - работ по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (шифр работ - 8); в плановый период 2032 - 2034 гг. - работ по утеплению и ремонту фасада (шифр работ - 10); в плановый период 2035 - 2037 гг. - работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (шифр работ - 11); плановый период 2038 - 2040 гг. -работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (шифр работ - 1), газоснабжения (шифр работ - 2), теплоснабжения (шифр работ - 3), водоснабжения (шифр работ - 4), подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (шифр работ - 9).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. N 10 "О внесении изменений в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2020 годы" (далее - постановление от 28 января 2020 г. N 10) изменены следующие сроки и виды ремонтных работ вышеуказанного многоквартирного жилого дома: в плановый период 2020 - 2022 гг. - работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного негодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт (шифр работ - 6), в плановый период 2029 - 2031 гг. - работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (шифр работ - 1), в плановый период 2032 - 2034 гг. - работ по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (шифр работ - 8).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. N 219 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175" (далее - постановление от 14 октября 2020 г. N 219) изменены следующие сроки и виды ремонтных работ вышеуказанного многоквартирного жилого дома: в плановый период 2020 - 2022 гг. - работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного негодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт (шифр работ - 6), в плановый период 2029 - 2031 гг. - работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (шифр работ - 1), в плановый период 2032 - 2034 гг. - работ по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (шифр работ - 8), в плановый период 2035 - 2037 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения (шифр работ - 2), работ по утеплению и ремонту фасада (шифр работ - 10), в плановый период 2038 - 2040 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения (шифр работ - 3), водоснабжения (шифр работ - 4), водоотведения (шифр работ - 5) и подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (шифр работ - 9).
Эрзиханова Г.М. обратилась в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением, с учетом уточнения, о признании постановления Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175 "Об утверждении Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2020 годы" в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. N 219 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175" недействующим в части переноса установленных сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Каспийск, ул. Ленина, д. 29, собственником квартиры N 57 которого она является.
В обоснование иска указано на то, что необоснованное увеличение сроков выполнения работ по капитальному ремонту произведено с нарушением положений части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в отсутствие решения общего собрания собственников многоквартирного дома.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 15 февраля 2020 г. административные исковые требования удовлетворены, признаны недействующими со дня принятия столбцы 13, 14, 15 строки 1084 подраздела "город Каспийск" Перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации Региональной программы, Приложения к Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы (далее также - Перечень), утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175, в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. N 219, в части переноса работ:
по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2029-2031 гг. (столбец 13);
- по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8) из планового периода 2029-2031 гг. на плановый период 2032 - 2034 гг. (столбец 14);
- по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) из планового периода 2017-2019 гг, работ по утеплению и ремонту фасада (10) из планового периода 2032-2034 гг. на плановый период 2035-2037 гг. (столбец 15), и исключения из этого планового периода работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11) (столбец 15) многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Каспийск, ул. Ленина, д. 29. На Правительство Республики Дагестан возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные судом недействующими части оспариваемого нормативного правового акта и опубликовать сообщение о принятии решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Дагестанская правда".
В апелляционной жалобе Правительство Республики Дагестан просит об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном установлении имеющих значение для дела обстоятельств, принятии по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований, указывает на то, что судом первой инстанции не дана оценка сведениям о проценте износа конструктивных элементов многоквартирного дома, позволяющая провести перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества на более поздний период без наличия соответствующего решения общего собрания собственников помещений в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Кондрашова И.В. полагала решение суда не подлежащим отмене.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к которым относится жилищное законодательство (пункт "к" части 1 статьи 72), издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В силу пункта 11.1 части 1 статьи 4 ЖК РФ жилищные отношения, в том числе отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулируются ЖК РФ.
Согласно пункту 8.3 статьи 13, части 1 статьи 167 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесены определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации
Частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии с частью 6 статьи 168 ЖК РФ порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 2.2 регулирующего отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Дагестан Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан" (далее - Закон от 9 июля 2013 г. N 57) утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется Правительством Республики Дагестан.
В целях реализации данных полномочий постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175 утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы с Перечнем многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества.
Постановлениями Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. N 396, 28 января 2020 г. N 10, 14 октября 2020 г. N 219 внесены изменения в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что нормативный правовой акт в оспариваемой редакции принят в пределах полномочий Правительства Республики Дагестан, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя соответствие содержания нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается.
Из материалов административного дела следует, что административный истец является собственником квартиры N 57, расположенной в многоквартирном доме по адресу: Республика Дагестан, г. Каспийск, ул. Ленина, д. 29.
Оспариваемым нормативным правовым актом в региональную программу внесены изменения, согласно которым в Перечне многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту, перенесены сроки работ в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Дагестан, г. Каспийск, ул. Ленина, д. 29:
по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2029-2031 гг. (столбец 13);
- по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8) из планового периода 2029-2031 гг. на плановый период 2032 - 2034 гг. (столбец 14);
- по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) из планового периода 2017-2019 гг, работ по утеплению и ремонту фасада (10) из планового периода 2032-2034 гг. на плановый период 2035-2037 гг. (столбец 15) и исключения из этого планового периода работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11) (столбец 15).
Анализируя содержание приведенных нормативных актов, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемым постановлением Правительства Республики Дагестан увеличены сроки проведения запланированных ремонтных работ.
Давая правовую оценку доводам административного истца о нарушении предусмотренных законом условий для принятия оспариваемого нормативного правового акта, увеличившего сроки проведения работ по капитальному ремонту, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят с нарушением предусмотренных положениями статьи 168 ЖК РФ условий.
В силу части 5 статьи 168 ЖК РФ и части 11 статьи 11 Закона от 9 июля 2013 г. N 57 региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, которая осуществляется путем внесения в нее изменений.
Частью 11 статьи 11 Закона от 9 июля 2013 г. N 57 предусмотрено, что актуализация программы капитального ремонта осуществляется в порядке, предусмотренном частями 6 - 10 данной статьи.
Согласно частям 6 - 10 Закона от 9 июля 2013 г. N 57 процедура формирования региональной программы капитального ремонта начинается с ежегодного предоставления лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в органы местного самоуправления информации о многоквартирных домах. После получения и обобщения поступившей информации орган местного самоуправления направляет ее в орган государственного жилищного надзора Республики Дагестан, который подготавливает предложения, необходимые для разработки проекта региональной программы капитального ремонта, и направляет их в уполномоченный орган; уполномоченный орган на основании поступивших предложений подготавливает проект региональной программы капитального ремонта и направляет его на утверждение в правительство Республики Дагестан, которое утверждает региональную программу капитального ремонта.
Частью 4 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:
1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;
2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;
3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;
5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Аналогичные положения предусмотрены в части 8 статьи 15 Закона от 9 июля 2013 г. N 57.
Из материалов дела следует, что решения о переносе срока проведения работ по капитальному ремонту собственниками многоквартирного дома не принималось, фактических оснований для переноса срока ремонта общего имущества дома не имеется.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нормативный правовой акт в оспариваемой части принят с нарушением установленных федеральным законом правил, нарушает права административного истца на проведение ранее запланированных Региональной программой ремонтных работ, в связи с чем на основании положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ правомерно удовлетворил заявленные требования.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции приняты во внимание сведения о проценте износа основных конструктивных элементов дома, содержащиеся в формах предоставления информации о многоквартирных домах, предназначенных для формирования региональных программ капитального ремонта общего имущества в этих домах в Республике Дагестан.
Внесение в региональную программу капитального ремонта изменений не обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для переноса срока выполнения работ по капитальному ремонту в отношении вышеуказанного многоквартирного дома в связи с необходимостью проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонтом лифтовых шахт в иных многоквартирных домах, судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании положений пункта 5 части 4 статьи 168 ЖК РФ.
Доводы Правительства Республики Дагестан о наличии предусмотренных пунктом 5 части 4 статьи 158 ЖК РФ обстоятельств, судебной коллегией признаются несостоятельными. В ходе судебного разбирательства административным ответчиком не представлено доказательств наличия таких фактических обстоятельств.
Произвольное изменение сроков ремонта внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонта, замены, модернизации лифтов, ремонта лифтовых шахт, машинных и блочных помещений не является основанием для переноса сроков проведения иных запланированных работ по капитальному ремонту.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о несоответствии оспариваемой нормы требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" судом первой инстанции возложена на Правительство Республики Дагестан обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт в рамках ежегодной актуализации программы капитального ремонта в связи с недостаточной правовой урегулированностью спорных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Судебный акт отвечает требованиям пункта 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" N 23 от 19 декабря 2003 г. - принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об относимости и допустимости, проверенными и оценёнными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о незаконности судебного решения и необходимости его отмены, судебная коллегия находит выводы суда не подлежащими переоценке. С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно признал нормативный правовой акт недействующим в оспариваемой части, что соответствует положениям части 2 статьи 215 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Верховного Суда Республики Дагестан от 15 февраля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 августа 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.