Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Котченко Д.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-351/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Профиль" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, по апелляционной жалобе комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя на решение Ставропольского краевого суда от 30 апреля 2021 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения представителя административного истца Аксельрод А.В, судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Профиль" (далее - ООО "Профиль", административный истец) обратилось в Ставропольский краевой суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты". В обоснование требований указано, что кадастровая стоимость земельных участков существенно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как арендатора указанных земельных участков, арендная плата за которые рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.
Обжалуемым решением Ставропольского краевого суда от 30 апреля 2021 г. заявленный административный иск удовлетворен. По состоянию на 1 января 2019 г. установлена кадастровая стоимость в размере рыночной в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", равная 7 199 000 руб, в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", равная 4 033 000 руб.
Заинтересованным лицом комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя подана апелляционная жалоба на решение суда, в которой Комитет просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска. Выражает несогласие с результатами проведенной по делу судебной экспертизы. Указывает на некорректный подбор объектов-аналогов при определении рыночной стоимости объектов недвижимости.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца представлены письменные возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителя административного истца, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, земельные участки находятся в аренде у административного истца, расчет арендной платы за который осуществляется из кадастровой стоимости земельных участков.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 г. N 1175 утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 1 января 2019 г.
Согласно представленным выпискам из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 1 января 2019 г. определена кадастровая стоимость земельных участков: с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 13 400 973, 18 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 7 019 665, 52 руб.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
В обоснование доводов о том, что кадастровая стоимость земельных участков является завышенной, административный истец представил отчет от ДД.ММ.ГГГГ N выполненный оценщиком ООО Консалтинговая компания "Аргус" ФИО8 согласно которому по состоянию на 1 января 2019 г. определена рыночная стоимость земельных участков с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 6 196 000 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 3 554 000 руб.
В ходе судебного разбирательства в целях определения достоверной рыночной стоимости земельных участков на основании ходатайства представителя административного истца определением суда первой инстанции от 27 января 2021 г. по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Юридическое агентство "Аргумент".
Согласно заключению эксперта ООО "Юридическое агентство "Аргумент" ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ. N по состоянию на 1 января 2019 г. определена рыночная стоимость земельных участков с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 7 199 000 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 4 033 000 руб.
Оценив данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований не доверять выводам эксперта не имеется.
Экспертом приведено описание объектов экспертизы, их местоположения, качественных и количественных характеристик, проанализирован рынок недвижимости, изложен краткий обзор основных характеристик рынка недвижимости "адрес" приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объектов исследования; выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; расчет рыночной стоимости земельных участков полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, отказ от затратного и доходного подходов обоснован; приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
Экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Все примененные корректировки, в том числе на площадь, местоположение, передаваемые имущественные права, на условия рынка (торг), вопреки доводам апелляционной жалобы исследованы и описаны экспертом в экспертном заключении в разделах "Обоснование вносимых корректировок" в отношении каждого земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством РФ, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.
Экспертом обоснованно, с учетом указанных положений пункта 3 ФСО N 4, объекты оценки рассматривались как принадлежащие на праве собственности, в связи с чем к объектам-аналогам N 1-3 на праве краткосрочной аренды применены повышающие корректировки.
Отсутствие корректировок на дату предложения объектов-аналогов (сентябрь и ноябрь 2018 г.) обосновано экспертом со ссылкой на средний срок экспозиции земель производственного назначения 6-12 месяцев.
Иных доказательств, которые опровергли бы названную рыночную стоимость объектов недвижимости, лицами, участвующими в деле не представлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 30 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 17 августа 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.