Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Анфаловой Е.В, судей Печуриной Ю.А. и Рассказовой Г.В, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зверевой А.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-70/2021 (УИД N) по административному исковому заявлению Самосюка Владимира Вениаминовича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения суда в разумный срок, по апелляционной жалобе администрации города Феодосии Республики Крым на решение Верховного Суда Республики Крым от 19 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Печуриной Ю.А, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Самосюк В.В. обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 22 октября 2018 года в разумный срок, которым административное исковое заявление прокурора г. Феодосии удовлетворено; признанно незаконным бездействие администрации города Феодосии Республики Крым в части непринятия мер по обеспечению муниципальной "адрес" "адрес", переданной по договору социального найма жилого помещения N 94 от 23 марта 2016 года Самосюку Владимиру Вениаминовичу и членам его семьи в бессрочное владение и пользование, необходимыми коммунальными услугами по газоснабжению и теплоснабжению; на администрацию города Феодосии Республики Крым возложена обязанность обеспечить указанную муниципальную квартиру необходимыми коммунальными услугами по газоснабжению и теплоснабжению.
20 марта 2019 года Самосюку В.В. выдан исполнительный лист ФС N, который 27 марта 2019 года передан на принудительное исполнение. До момента обращения с административным иском решение суда не исполнено, в связи с чем, Самосюк В.В. просит взыскать компенсацию за нарушение права на исполнение решения суда в разумный срок в сумме 801 000 рублей.
19 мая 2021 года Верховным Судом Республики Крым вынесено решение, которым административное исковое заявление Самосюка В.В. удовлетворено частично. С муниципального образования город Феодосия Республики Крым в лице администрации города Феодосия за счет средств местного бюджета города Феодосия Республики Крым в пользу Самосюка В.В. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40 000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На указанное решение администрацией города Феодосии Республики Крым подана апелляционная жалоба, в обосновании которой указано, что исполнение решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 22 октября 2018 года невозможно по причине отсутствия технической возможности по установке газового отопительного оборудования, а также отсутствия дымового канала, отсутствия согласия собственников помещений на устройство коллективного дымохода на фасаде здания, отсутствия доступа в квартиру административного истца. Просит решение Верховного Суда Республики Крым от 19 мая 2021 года отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Административный истец Самосюк В.В. и администрация города Феодосии Республики Крым просили рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Из содержания части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) следует, что граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, могут обращаться в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
Согласно частям 2, 3 статьи 1 Закона о компенсации, компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта (часть 8 статьи 3 Закона N 68-ФЗ). Аналогичные положения закреплены в частях 1 и 4 статьи 250 КАС РФ.
Из разъяснений, данных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" следует, что согласно части 8 статьи 3 Закона о компенсации, части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подается в течение шести месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Как следует из материалов дела, прокурор г. Феодосии, действуя в защиту прав и законных интересов Самосюка Владимира Вениаминовича, в порядке статьи 39 КАС РФ обратился в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации города Феодосии Республики Крым в части непринятия мер по обеспечению муниципальной "адрес" необходимыми коммунальными услугами по газоснабжению и теплоснабжению, согласно требованиям части 2 статьи 65 ЖК РФ, обязать администрацию города Феодосии Республики Крым обеспечить муниципальную "адрес" "адрес" необходимыми коммунальными услугами по газоснабжению и теплоснабжению, согласно требованиям части 2 статьи 65 ЖК РФ.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 22 октября 2018 года по административному делу N, оставленным без изменений апелляционным определением от 6 февраля 2019 года, административное исковое заявление прокурора г. Феодосии удовлетворено, признанно незаконным бездействие администрации г. Феодосии Республики Крым в части непринятия мер по обеспечению муниципальной "адрес", переданной по договору социального найма жилого помещения N 94 от 23 марта 2016 года истцу и членам его семьи в бессрочное владение и пользование, необходимыми коммунальными услугами по газоснабжению и теплоснабжению; на администрацию г. Феодосии Республики Крым возложена обязанность обеспечить указанную муниципальную квартиру необходимыми коммунальными услугами по газоснабжению и теплоснабжению.
После вступления решения по административному делу N в законную силу по заявлению истца от 19 февраля 2019 года Феодосийским городским судом Республики Крым 20 марта 2019 года выдан исполнительный лист ФС N, который 27 марта 2019 года передан на принудительное исполнение в отдел судебных приставов по г. Феодосии Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым (далее ОСП по г. Феодосии).
Постановлением судебного пристава ОСП по г. Феодосии от 1 апреля 2019 года возбуждено исполнительное производство N-ИП по принудительному исполнению исполнительного листа ФС N, выданного Феодосийским городским судом Республики Крым, администрации г. Феодосии - должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Судебным приставом ОСП по г. Феодосии 20 мая 2019 года вынесено постановление о назначении нового срока исполнения, в соответствии с которым администрации г. Феодосии установлен новый срок для исполнения исполнительного листа ФС N - до 10 июня 2019 года.
Судебным приставом ОСП по г. Феодосии 20 мая 2019 года принято постановление о взыскании с администрации г. Феодосии исполнительского сбора.
Судебным приставом ОСП по г. Феодосии 4 июня 2019 года вынесено постановление о назначении нового срока исполнения, в соответствии с которым администрации г. Феодосии установлен новый срок для исполнения исполнительного листа ФС N - до 17 июня 2019 года.
Начальником отдела-старшим судебным приставом ОСП по г. Феодосии 4 октября 2019 года принято постановление N, которым администрация г. Феодосии за неисполнение в срок до 26 сентября 2019 года, установленный для исполнения требований исполнительного листа ФС N до 17 июня 2019 года, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, на неё наложен штраф в размере 30 000 рублей.
Судебным приставом ОСП по г. Феодосии 18 марта 2020 года вынесено постановление о назначении нового срока исполнения, в соответствии с которым администрации г. Феодосии установлен новый срок для исполнения исполнительного листа ФС N - до 16 апреля 2020 года.
Администрация г. Феодосии обратилась с заявлением о разъяснении решения по делу N от 22 октября 2018 года 14 декабря 2020 года.
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 21 января 2021 года отказано в удовлетворении заявления администрации г. Феодосии о разъяснении решения суда по делу N от 22 октября 2018 года.
При рассмотрении настоящего дела администрацией г. Феодосии представлена копия плана мероприятий по исполнению Апелляционного определения по делу N от 6 февраля 2019 года по газификации и обеспечению теплоснабжения муниципальной "адрес" составленного МКУ "Управление городского хозяйства и природопользования администрации города Феодосии Республики Крым" и утвержденного 1 октября 2019 года главой администрации г. Феодосия.
Согласно указанному документу определены мероприятия, проведение которых является необходимым для обеспечения указанной муниципальной квартиры коммунальными услугами по газоснабжению и теплоснабжению.
Представителем администрации г. Феодосии предоставлены доказательства того, что муниципальная "адрес", переданная по договору социального найма жилого помещения N 94 от 23 марта 2016 года истцу и членам его семьи в бессрочное владение и пользование, необходимыми коммунальными услугами по газоснабжению обеспечена только в декабре 2019 года.
Материалы дела свидетельствуют о том, что администрацией г. Феодосии для осуществления мероприятий по исполнению оговоренного выше плана, составленного МКУ "Управление городского хозяйства и природопользования администрации города Феодосии Республики Крым" и утвержденного 1 октября 2019 года главой администрации г. Феодосия, в период времени с июля по август 2020 года предпринимались попытки согласования с истцом вопроса доступа специалистов в переданную ему по договору социального найма муниципальную "адрес" с целью исполнения решения Феодосийского городского суда Республики Крым по делу N 2а-1770/2018 от 22 октября 2018 года в части ее обеспечения необходимыми коммунальными услугами по теплоснабжению.
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела установлено, что на момент обращения истца в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 22 октября 2018 года по делу N в разумный срок указанный судебный акт в части обеспечения муниципальной "адрес" необходимыми коммунальными услугами по теплоснабжению не исполнен.
При этом материалы дела не содержат доказательств того, что ответчиками с сентября 2020 года предпринимались какие-либо действия по исполнению решения Феодосийского городского суда Республики Крым по делу N от 22 октября 2018 года в части обеспечения муниципальной "адрес" необходимыми коммунальными услугами по теплоснабжению.
Как справедливо указал суд первой инстанции, в материалах дела отсутствуют доказательства наличия объективных препятствий по исполнению решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 22 октября 2018 года по административному делу N, в части обеспечения муниципальной "адрес" необходимыми коммунальными услугами по теплоснабжению.
При этом длительность исполнения решения Феодосийского городского суда не связана с наличием каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых в данных условиях обстоятельств (непреодолимая сила), которые объективно делали бы невозможным своевременное его полное исполнение, в свою очередь, материалы исполнительного производства N-ИП подобных документов также не содержат.
Материалы дела также не содержат доказательств того, что длительность исполнения решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 22 октября 2018года по административному делу N стала следствием каких-либо действий истца, направленных на затягивание исполнения указанного судебного акта.
Судом, установлено, что исполнительный лист ФС N выдан 22 марта 2019 года Феодосийским городским судом Республики Крым по результатам рассмотрения заявления истца от 19 февраля 2019 года, следовательно, на момент рассмотрения дела в суде продолжительность неисполнения решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 22 октября 2018 года составляет 2 года 1 месяц и 10 дней (с 19 февраля 2019 года по 1 апреля 2021 года).
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действия администрации г. Феодосии по исполнению указанного судебного акта нельзя признать достаточными и эффективными, а общий срок исполнения решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 22 октября 2018 года по административному делу N не отвечает требованию разумности, вследствие чего, имеет место факт нарушения права истца на исполнение судебного акта в разумный срок.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что при должном отношении к служебной дисциплине и обязанностям, связанным с исполнением вступившего в законную силу судебного акта, сотрудники администрации имели объективную возможность исполнить судебное решение.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в том, что право административного истца на исполнение должником в разумный срок обязанности, возложенной на него вступившим в законную силу судебным актом, принятым в целях восстановления нарушенного права Самосюка В.В. на обеспечение жильем с необходимыми коммуникациями, по смыслу статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ, не может быть поставлено в зависимость исключительно от особенностей того или иного вида финансирования и реализации соответствующих мероприятий.
При таком положении суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку на день подачи административного искового заявления решение суда не исполнено, шестимесячный срок, установленный частью 4 статьи 250 КАС РФ истек, в то время как по делу установлены обстоятельства, подтверждающие нарушение права Самосюка В.В. на исполнение судебного акта в разумный срок, он имеет право на присуждение компенсации.
Суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для частичного удовлетворения административного иска.
При этом суд первой инстанции учел разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные в пункте 1 Постановления от 29 марта 2016 года N 11 о том, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда.
Исходя из части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок определен судом на основании требований заявителя, обстоятельств гражданского дела, продолжительности нарушения и значимости его последствий для административного истца, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, проверенными и оцененными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о незаконности судебного постановления, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Исходя из изложенного и, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 19 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев с момента вынесения настоящего определения.
Председательствующий Е.В. Анфалова
Судьи
Ю.А. Печурина
Г.В. Рассказова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.