Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Колпаковой А.В, судей Гылкэ Д.И. и Солдатовой С.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Учадзе Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Верховного Суда Республики Калмыкия административное дело N 3а-30/2021 (УИД 08OS0000-01-2021-000033-02) по административному исковому заявлению Бадмаева Валерия Антоновича об оспаривании решения Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 11 августа 2021 г. N 173-/817-6 "Об отказе Бадмаеву Валерию Антоновичу в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва" по апелляционной жалобе административного истца Бадмаева Валерия Антоновича на решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 17 августа 2021 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В, объяснения административного истца Бадмаева В.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Избирательной комиссии Республики Калмыкия Шовуновой М.Н, просившей об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кондрашовой И.В, полагавшей решение суда не подлежащим отмене,
УСТАНОВИЛА:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 г. N 367 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва на 19 сентября 2021 года.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 г. N 4/28-8 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Республика Калмыкия - Калмыцкий одномандатный избирательный округ N 15" возложены на Избирательную комиссию Республики Калмыкия.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021 г. N 9/74-8 "О вопросах, связанных с оформлением, приемом и проверкой окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва" определено количество подписей избирателей, собираемых в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, необходимое для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу "Республика Калмыкия - Калмыцкий одномандатный избирательный округ N 15", составляющее 6 412 подписей, определено максимальное количество подписей избирателей, представляемых в окружную избирательную комиссию по названному одномандатному округу, составляющее 6 732 подписи.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 11 августа 2021 г. N 173/817-6 (далее также избирательная комиссия) Бадмаеву Валерию Антоновичу, выдвинувшему свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, представившему 3 855 подписей избирателей, собранных в поддержку самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Республика Калмыкия - Калмыцкий одномандатный избирательный округ N 15" на основании пункта 7 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", ввиду представления недостаточного количества достоверных подписей избирателей.
Бадмаев В.А. обратился в Верховный Суд Республики Калмыкия с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить постановление Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 11 августа 2021 г. N 173/817-6, возложить на Избирательную комиссию Республики Калмыкия обязанность по регистрации его кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Республика Калмыкия - Калмыцкий одномандатный избирательный округ N 15". В обоснование своих требований сослался на невозможность представления необходимого количества подписей избирателей по независящим от него обстоятельствам, обусловленным необходимостью соблюдения действующих мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), на неблагоприятные погодные условия, на непринятие в условиях сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановки органами государственной власти, Избирательной комиссией Республики Калмыкии действенных мер, направленных на обеспечение нормальных условий для сбора подписей, указав, что место для сбора подписей, предоставленное ему 28 июля 2021 г. по его обращению в избирательную комиссию от 16 июля 2021 г, было предоставлено к окончанию срока их сбора, оказалось вдали от оживленных мест и неудобным для размещения соответствующего пункта. Полагает, что принятое при таких обстоятельствах оспариваемое решение Избирательной комиссии Республики Калмыкия указывает на проявление дискриминации его пассивного избирательного права в сравнении с кандидатами, выдвинутыми политическими партиями, к регистрации которых требование о сборе подписей избирателей законом не предъявляется.
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 17 августа 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Бадмаев В.А. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, приводя в ее обоснование доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения суда не установила.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 41 Федерального закона Российской Федерации от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ) гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, вправе выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы.
Самовыдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу осуществляется в течение 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ предусмотрено, что на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
Пунктом 1 статьи 44 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ установлено, что необходимым условием регистрации федерального списка кандидатов, кандидата является поддержка их выдвижения избирателями, наличие которой определяется по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения.
Согласно пунктам 1, 9 статьи 45 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ подписи, собираемые в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидата, вносятся в подписные листы, которые изготавливаются по форме согласно приложениям 2, 3 и 4 к настоящему Федеральному закону. Сбор подписей избирателей осуществляется по месту жительства и в других местах, где проведение предвыборной агитации и сбор подписей не запрещены федеральным законом.
Пунктами 1-4 части 2 статьи 47 Федерального закона Российской Федерации от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ установлено, что одним из условий регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу, является представление: подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата, пронумерованных и сброшюрованных в виде папок; протокола об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленного в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 15 статьи 45 настоящего Федерального закона; списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленного в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 8 статьи 45 настоящего Федерального закона; копии документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов.
Частью 1 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ установлено, что проверка соблюдения требований закона при самовыдвижении кандидатов и представлении ими документов, в том числе требований к сбору подписей избирателей и оформлению подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, осуществляется окружной избирательной комиссией, которая не регистрирует кандидата, если количества представленных им подписей избирателей за вычетом подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, недостаточно для регистрации (часть 20 статьи 49 названного Федерального закона).
В силу пункта 7 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ и подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, представившего подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самодвижения), является основанием для отказа в регистрации этого кандидата.
Из системного анализа приведенных положений федеральных законов следует, что законодателем установлен ряд требований, в том числе по сбору подписей в количестве, необходимом для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, и представлению подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения), соблюдение которых является обязательным условием для реализации гражданином пассивного избирательного права, при этом несоблюдение указанных требований влечет возникновение для кандидата негативных правовых последствий, в частности в виде отказа в его регистрации.
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов административного дела, что Бадмаев В.А, официально уведомив 9 июля 2021 г. Избирательную комиссию Республики Калмыкия о самовыдвижении кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Республика Калмыкия - Калмыцкий одномандатный избирательный округ N 15", 4 августа 2021 г. представил в избирательную комиссию документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты, в том числе подписные листы с 3 855 подписями избирателей, собранными в поддержку его самовыдвижения.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 11 августа 2021 г. N 173/817-6 Бадмаеву В.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва ввиду представления недостаточного количества достоверных подписей избирателей.
Оценивая законность оспариваемого решения Избирательной комиссии Республики Калмыкия, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021 г. N 9/74-8 утвержден Порядок приема и проверки окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, и иных связанных с ними документов, проведения случайной выборки подписных листов.
Пунктом 1.3 указанного Порядка определено, что подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны в количестве не менее трех процентов от указанного в Федеральном законе "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее трех тысяч подписей избирателей.
В избирательном округе "Республика Калмыкия - Калмыцкий одномандатный избирательный округ N 15" число избирателей, зарегистрированных в одномандатном избирательном округе, в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2015 г. N 300-ФЗ "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" составляет 213 717 человек. Количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата - 6 412 (строка 15 Приложения N 3 к постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021 г. N 9/74-8).
Исследовав в судебном заседании представленные Бадмаевым В.А. в Избирательную комиссию Республики Калмыкия документы, содержание и объем которых не оспаривались сторонами, установив фактические обстоятельства административного дела, руководствуясь приведенными нормами федерального законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемого постановления Избирательной комиссии Республики Калмыкия, исходя из того, что административным истцом не выполнено одно из законодательно закрепленных требований по сбору подписей, в количестве, необходимом для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу.
Доводы административного истца, приведённые в обоснование административного искового заявления, являющиеся аналогичными изложенным в апелляционной жалобе, о наличии не зависящих от него обстоятельств, препятствовавших ему в сборе подписей избирателей в необходимом количестве, о дискриминации его избирательных прав получили правильную оценку в решении суда, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Необходимость соблюдения действующих на территории Российской Федерации, в том числе на территории Республики Калмыкия, мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи распространением новой коронавирусной инфекции, на которую сослался административный истец, не обуславливает создание таких условий, которые бы исключали, при их соблюдении, для административного истца, находящегося в равном положении с иными кандидатами в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинувшимися в порядке самовыдвижения, возможность осуществить сбор подписей избирателей в свою поддержку, равно как и не указывает, вопреки изложенной позиции административного истца, на дискриминацию его избирательных прав по сравнению с кандидатами, выдвинутыми политическими партиями, к регистрации которых требование о сборе подписей избирателей законом не предъявляется.
В ходе судебного разбирательства не установлено обстоятельств, свидетельствовавших бы о неисполнении органами исполнительной власти Республики Калмыкия, органами местного самоуправления, либо Избирательной комиссией Республики Калмыкия возложенных на них действующим законодательством обязанностей, которое повлекло для административного истца невозможность сбора необходимого количества подписей избирателей, равно как и указывающих на воспрепятствование с их стороны в осуществлении административным истцом сбора подписей избирателей.
По обстоятельствам административного дела установлено и подтверждается объяснениями сторон, что административному истцу при участии Избирательной комиссии Республики Калмыкия и органа местного самоуправления было оказано содействие в организации специального пункта сбора подписей.
Позиция административного истца о противоречиях отдельных положений федерального законодательства друг другу, подлежащих применению при реализации гражданами их избирательных прав, в силу норм процессуального закона, регламентирующих подсудность дел об оспаривании нормативного правового акта и порядок производства по таким делам, не является предметом судебной оценки по настоящему административному делу (главы 2, 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 17 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Бадмаева Валерия Антоновича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы, кассационного представления через Верховный Суд Республики Калмыкия в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 августа 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.