Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Колпаковой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-20/2021 по административному исковому заявлению избирательного объединения Региональное отделение Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Республике Ингушетия об оспаривании постановления Избирательной комиссии Республики Ингушетия от 13 августа 2021 г. N 141/660-6 "Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Народного Собрания Республики Ингушетия седьмого созыва, выдвинутого Региональным отделением Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Республике Ингушетия"
по апелляционной жалобе избирательного объединения Региональное отделение Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" на решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 27 августа 2021 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения представителя административного истца Тарабара М.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Калиниченко А.В, полагавшего необходимым судебный акт оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
постановлением Народного Собрания Республики Ингушетия от 15 июня 2021 г. N 297 назначены выборы депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия седьмого созыва на единый день голосования - 19 сентября 2021 г.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Ингушетия (далее также избирательная комиссия) от 18 июля 2021 г. N 128/588-6 заверен список кандидатов на выборы депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия, выдвинутый Региональным отделением Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Республике Ингушетия (далее также Региональное отделение).
Постановлением Избирательной комиссии Республики Ингушетия от 13 августа 2021 г. N 141/660-6 отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Народного Собрания Республики Ингушетия седьмого созыва, выдвинутого Региональным отделением, в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидатов.
Региональное отделение обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Республики Ингушетия от 13 августа 2021 г. N 141/660-6.
В обоснование заявленных требований Региональное отделение указывает на отсутствие правовых оснований для признания 136 подписей недействительными, поскольку эксперты-почерковеды не были включены в состав рабочей группы по проверке подписных листов. Нарушен принцип гласности деятельности избирательной комиссии, выразившийся в ограничении визуального контроля уполномоченных представителей Регионального отделения, возможности задавать вопросы или давать пояснения рабочей группе. Регламент деятельности рабочей группы принят и оглашен не был. В описательной части обжалуемого постановления содержатся сведения о неполноте и иных недостатках в документах и сведениях, представленных при регистрации списка, ряда кандидатов из списка Регионального отделения, при этом не отражены представленные этими кандидатами дополнения, а перечисленные в обжалуемом решении недостатки не были отмечены в соответствующем уведомлении кандидатов в установленном законом порядке. На основании данных проведенной административным истцом независимой почерковедческой экспертизы 103 подписи, признанные недействительными заключением экспертов, привлеченных к участию в рабочей группе, являются действительными и достоверными.
Решением Верховного Суда Республики Ингушетия от 27 августа 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления было отказано.
Представителями Регионального объединения Тарабара М.А, Сергеевым А.О. подана апелляционная жалоба на решение суда с просьбой о его отмене и принятии нового решения об удовлетворении административного иска. В обоснование доводов жалобы представители ссылаются на правовую позицию, занятую в суде первой инстанции, дополнительно указав на незаконность и необоснованность судебного акта, в основу которого положено заключение экспертов-почерковедов, опровергнутых представленной административным истцом комплексной почерковедческой экспертизой, показаниями допрошенных свидетелей. Выводы суда о недействительности подписей ФИО18, ФИО19 опровергнуты данными паспортов избирателей.
Относительно доводов апелляционной жалобы Избирательной комиссией Республики Ингушетия представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителя административного истца, заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) установлено, что регистрация списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного Федерального закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
В соответствии с пунктами 1 и 8 статьи 35.1 указанного Федерального закона необходимым условием регистрации списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации является поддержка выдвижения списка кандидатов, избирателями, что подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов в количестве, установленном статьей 37 этого же Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, в поддержку выдвижения списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0, 5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 данного Федерального закона.
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей (пункт 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 этого же Федерального закона).
Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей (пункт 6.3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Исчерпывающий перечень оснований для признания подписей избирателей недействительными предусмотрен пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Требования к форме подписных листов, порядку их заполнения и представления в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотрены пунктами 5 - 16 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, приложениями 4.1 и 5 к нему.
Перечень оснований для отказа в регистрации списка кандидатов установлен пунктом 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, в качестве которых федеральный законодатель предусмотрел, в том числе, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, участников референдума, представленных для регистрации списка кандидатов (подпункт "г").
Частью 1 статьи 31.1 Закона Республики Ингушетия от 13 ноября 2007 г. N 40-РЗ "О выборах депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия" предусмотрено, что в поддержку выдвижения списка кандидатов должны быть собраны подписи избирателей в количестве и с соблюдением условий, установленных статьей 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно постановлению Избирательной комиссии Республики Ингушетия от 17 июня 2021 г. N 117/497-6 "О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, и количестве подписей избирателей, подлежащих проверке на выборах депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия седьмого созыва" для регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, должно быть представлено не менее 1151 и не более 1266 подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов на основании сведений о численности избирателей, зарегистрированных на территории Республики Ингушетия по состоянию на 1 января 2021 г. - 230 292 чел.
В соответствии с частью 8 статьи 36 Закона Республики Ингушетия от 13 ноября 2007 г. N 40-РЗ "О выборах депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия", а также указанным постановлением Избирательной комиссии Республики Ингушетия от 17 июня 2021 г. проверке подлежат все представленные подписи.
Из материалов дела следует, что 4 августа 2021 г. Региональное отделение представило в избирательную комиссию подписные листы, содержащие 1266 подписей, сброшюрованные в 4 папки.
Из итогового протокола проверки подписных листов от 11 августа 2021 г. следует, что проверено 1266 подписей, выявлено 160 (12, 6 %) недостоверных (недействительных) подписей, в том числе:
95 подписей в связи с тем, что фамилия, имя, отчество указаны избирателем не собственноручно (код нарушения 18); 18 подписей в связи с тем, что дата внесения подписи избирателя проставлена им не собственноручно (код нарушения 14); 6 подписей в связи с неоговоренными исправлениями в сведениях об избирателе (код нарушения 15); 6 подписей в связи с неоговоренными исправлениями в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей (код нарушения 33); 5 подписей в связи с неоговорёнными исправлениями в дате внесения подписи избирателя (код нарушения 13); 5 подписей в связи с тем, что сведения об уполномоченном представителе, внесенные в подписной лист, не соответствуют действительности (код нарушения 38); 4 подписи - нет или не полный адрес места жительства избирателя (код нарушения 10); 4 подписи - подписной лист не заверен подписью лица, осуществившего сбор подписей избирателей и не указана дата заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей (код нарушения 22, 28); 4 подписи - неоговоренные исправления в дате внесения подписи уполномоченным представителем (код нарушения 34); 3 подписи - сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме (код нарушения 35); 3 подписи - сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не соответствует действительности (код нарушения 36); 2 подписи избирателя выполнены другим лицом (код нарушения 2); 2 подписи - нет или неполные фамилия, имя, отчество избирателя (код нарушения 7); 1 подпись - нет или неполные паспортные данные избирателя (код нарушения 9); 1 подпись в связи с несоответствием действительности сведений об избирателе (код нарушения 6); 1 подпись - не указан год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - число и месяц рождения) (код нарушения 8).
Суд первой инстанции, исследовав подлинные подписные листы, заключение эксперта ЭКЦ МВД по Республике Ингушетия ФИО20, допросив свидетелей ФИО22 ФИО23, ФИО24, ФИО25 ФИО26 ФИО27 эксперта ФИО28. обоснованно пришел к выводу, что общее количество недостоверных и недействительных подписей избирателей составляет 147 подписей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, правомерно исключившего из числа признанных Рабочей группой недействительными 13 подписей, в том числе: по коду нарушения 6 (сведения об избирателе не соответствуют действительности) подписи ФИО29 ФИО30 данные которых соответствуют данным, указанным в паспортах избирателей; подпись ФИО31. (код нарушения 10 - нет или не полный адрес места жительства избирателя), доказательства о несоответствии данных адреса в паспорте которой не представлено; 5 подписей по коду нарушения 38 в связи с тем, что данные о Тарабара М.А, являющегося уполномоченным представителем Регионального отделения, были внесены в подписные листы; 5 подписей по коду нарушения 33 (в связи с неоговоренными исправлениями в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей), поскольку незначительное обведение цифры "2" в начале даты года исключает неоднозначное толкование года проставление этой подписи папка 3 подписной лист 56 (стр.53 том N 2).
Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы в отношении подписи избирателя ФИО32, в отношении которой в подписном листе не проставлено отчество.
В силу пункта 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный на соответствующей странице паспорта гражданина Российской Федерации или в документе, заменяющем паспорт гражданина.
Согласно пункту 3.2.3.6. Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации", утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021 г. N 9/75-8, неуказание отчества избирателя в подписном листе не может служить основанием для признания подписи недействительной само по себе. В этом случае соответствующая подпись признается недействительной на основании официального ответа уполномоченного органа при условии наличия у данного избирателя отчества.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает обоснованным исключение данной подписи из общего числа подписей, поскольку при проверке сведений по данному избирателю сведениями уполномоченного органа ФМС подтверждено наличие у избирателя отчества - ФИО33
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания достоверной подписи в отношении избирателя ФИО34 (папка 4 лист 8 строка 3), написание имени, фамилии и отчества которого исключает их неоднозначное прочтение в связи с возможным указанием вместо буквы как буквы "э", цифры "2", иных букв.
На количество достоверных подписей, необходимых для регистрации списка, данные доводы о подписях ФИО35 и ФИО36 не влияют.
Таким образом, суд первой инстанции, признав, что избирательной комиссией правомерно признано недостоверными и недействительными 1119 подписей (1266 - 147 +13), которых не достаточно (менее 1151), пришел к правомерному выводу о принятии Избирательной комиссией Республики Ингушетия законного постановления об отказе в регистрации кандидатов в депутаты Народного Собрания Республики Ингушетия седьмого созыва, выдвинутого Региональным отделением, в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов.
Относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности оценивается судом (статья 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При проверке подписей суд правомерно принял во внимание заключение эксперта-почерковеда ЭКЦ МВД по Республике Ингушетия, который был привлечен избирательной комиссией в установленном законом порядке к проверке подписей избирателей, при этом не посчитав достаточным опровергающим доказательством показания свидетелей, а также представленное административным истцом экспертного заключение. Составленные экспертом-почерковедом ЭКЦ МВД по Республике Ингушетия заключения по результатам исследования подписей не вызывали сомнений в их правильности, в связи с чем должны были быть приняты во внимание избирательной комиссией при принятии оспариваемого решения и могли быть положены в основу выводов суда по настоящему делу. Сомневаться в объективности выводов эксперта у судебной коллегии оснований не имеется.
Доводы административного иска о нарушении порядка проверки подписей проверялись судом путем изучения материалов видеофиксации хода проверки, им дана соответствующая оценка в оспариваемом решении, оснований не согласиться с данным выводом не имеется, по указанным доводам решение суда не обжалуется.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене или изменению не подлежит.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 27 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу избирательного объединения Региональное отделение Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Республике Ингушетия - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда российской Федерации через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 3 сентября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.