Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре Крикуновой Е.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-495/2021 по административному исковому заявлению Громатского Э.С. о признании незаконным и отмене решения Иркутской городской N 1 территориальной избирательной комиссии (Ленинский округ) от 06 августа 2021 года N 19/131 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 3 Григория Игоревича Резникова", с апелляционной жалобой административного истца на решение Иркутского областного суда от 12 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, объяснения представителя административного истца Громатского Э.С. - Шободоева В.Е, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика Резникова Г.И. - Жук Е.Ф, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Громатский Э.С. 19 июля 2021 года решением Иркутской городской N 1 территориальной избирательной комиссии (Ленинский округ) N 15/101 зарегистрирован в качестве кандидата на дополнительных выборах в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 3.
Решением названной избирательной комиссии от 06 августа 2021 года N 19/131 по тому же избирательному округу в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области зарегистрирован Резников Г.И. Не согласившись с данным решением, Громатский Э.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Иркутской городской N 1 территориальной избирательной комиссии (Ленинский округ) о признании его незаконным.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кандидат Резников Г.И. скрыл сведения о своей судимости, в частности, он не указал наименование статей, по которым был осужден, а также скрыл сведения о датах погашения судимостей. В связи с чем, Громатский Э.С. просил суд отменить состоявшееся в отношение Резникова Г.И. решение избирательной комиссии.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом первой инстанции к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Резников Г.И.
Решением Иркутского областного суда от 12 августа 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование доводов утверждает о необоснованности вывода суда первой инстанции о том, что указание Резниковым Г.И. в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу вместо наименования статей 228 и 264 Уголовного кодекса Российской Федерации наименования частей указанных статей (составов преступлений), по которым он был осужден приговорами суда, не свидетельствует о сокрытии Резниковым Г.И. информации о судимости. Апеллянт полагает, что областной суд пришел к данному выводу без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного суда Российской Федерации, Пленума и Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Иркутской городской N 1 территориальной избирательной комиссией (Ленинский округ), административным ответчиком Резниковым Г.И, прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения, в которых они полагали решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата может обратиться, в том числе, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, оспариваемого решения.
Административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения (часть 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 16 июня 2021 года N 44/5-3С на 19 сентября 2021 года назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 2 и депутата Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 3.
В соответствие с постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 18 мая 2021 года N 112/916 полномочия окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 3 возложены на Иркутскую городскую N 1 территориальную избирательную комиссию (Ленинский округ) (далее - Избирательная комиссия).
19 июля 2021 года решением Избирательной комиссии N 15/101 в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 3 зарегистрирован Громатский Э.С, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение в Иркутской области Политической партии "Гражданская Платформа".
Решением Избирательной комиссии от 06 августа 2021 года N 19/131 в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 3 зарегистрирован Резников Г.И, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ".
Решение N 19/131 от 06 августа 2021 года принято правомочным составом Иркутской городской N1 территориальной избирательной комиссией (Ленинский округ), единогласно присутствующими на заседании членами комиссии с правом решающего голоса, что подтверждается копией протокола заседания Избирательной комиссии от 06 августа 2021 года N 19, опубликовано на официальном сайте административного ответчика в сети "Интернет", а также в периодическом печатном издании Иркутской области "Общественно - политическая газета "Областная".
При таких данных судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что административный истец на основании части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации был вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Избирательной комиссии от 06 августа 2021 года N 19/131, подав его 10 августа 2021 года, то есть в установленный законом срок.
Оспариваемое решение Избирательной комиссии вынесено в пределах компетенции государственного органа, а также с соблюдением порядка его принятия и опубликования.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Аналогичные положения содержатся в части 3 статьи 31, пункте 8 части 7 статьи 41 Закона Иркутской области от 06 апреля 2011 года N 18-03 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области".
Понятие сведений о судимости определено пунктом 58 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ, а именно это сведения о когда-либо имевшихся судимостях [кандидата] с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами административного дела, что 17 июля 2021 года Избирательная комиссия была уведомлена о выдвижении избирательным объединением Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Иркутской области кандидата на дополнительных выборах в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 3 Резникова Г.И.
В Избирательную комиссию Резниковым Г.И. были представлены необходимые документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 38, пунктами 2, 2.2, 3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, в том числе, заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В данном заявлении Резниковым Г.И. указаны сведения о судимости:
- часть 1 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации "Незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере", пункт "в" части 3 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации "Незаконные приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств и психотропных веществ в крупном размере", статья 69 Уголовного кодекса Российской Федерации "Назначение наказания по совокупности преступлений", статья 73 Уголовного кодекса Российской Федерации "Условное осуждение", судимость снята 09 апреля 2001 года;
- часть 2 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека", статья 73 Уголовного кодекса Российской Федерации "Условное осуждение", судимость снята 03 октября 2000 года.
В подтверждение сообщенных в заявлении сведений о судимости Резниковым И.Г. в Избирательную комиссию были представлены справки информационного центра Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области от 27 июня 2019 года N 038/39978-Е и от 05 июля 2021 года N 038/49233-Е, копия определения Первореченского районного суда г. Владивостока от 09 апреля 2001 года об отмене условного осуждения по приговору Первореченского районного суда г. Владивостока от 23 марта 1998 года и снятии судимости, а также постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2000 года N 399-Ш ГД "О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов".
Указанные Резниковым Г.И. в заявлении сведения о судимости согласуются с полученными Избирательной комиссией сведениями из справки Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области от 19 июля 2021 года N 6/26-3729.
Вместе с тем, при заполнении заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области Резниковым Г.И. вместо наименований статьей 228 и 264 Уголовного кодекса Российской Федерации были указаны наименования частей указанных статей (составов преступлений) по которым он был осужден.
Однако, вопреки утверждению автора апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что с учетом конституционно-правого смысла понятия "сведения о судимости" в избирательном процессе (сведения о вынесенном обвинительном приговоре) и цели указания таких сведений кандидатом (оценка его личности избирателями), данное обстоятельство не свидетельствует о сокрытии Резниковым Г.И. информации о судимости.
Кроме этого, указание даты погашения судимости по приговору Первореченского районного суда г.Владивостока от 23 марта 1998 года не с момента вступления в законную силу определения названного суда от 09 апреля 2001 года об отмене условного осуждения по этому приговору и снятии судимости, а с даты его вынесения, также не является сокрытием сведений о судимости кандидата, что согласуется, как верно указано судом первой инстанции, с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2017 года.
При этом, указанная Резниковым Г.И. в заявлении о согласии баллотироваться в депутаты дата снятия судимости 03 октября 2000 года, на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2000 года N 399-Ш ГД "О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов", по приговору Свердловского районного суда г. Иркутска от 16 июня 2000 года, соответствует сведениям, содержащимся в справке информационного центра Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области от 27 июня 2019 года N 038/39978-Е.
Таким образом, с учетом общих сведений о вынесении в отношении Резникова Г.И. обвинительных приговоров с указанием дат их вынесения, имевших место судимостях и датах их погашения, наличие приведенных ошибок, допущенных при заполнении заявления, избирательные права граждан не нарушаются и позволяют в полной мере оценить сведения о кандидате, в том числе сведения о наличии у него погашенных судимостей.
Доводы, приведенные административным истцом в апелляционной жалобе на указанное решение суда, полностью повторяют правовую позицию, изложенную им в административном исковом заявлении и его представителем в судах первой и апелляционных инстанций. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, основанными на правильном применении законодательства Российской Федерации о выборах и, вопреки утверждению апеллянта, с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации, судебная коллегия не установила.
В этой связи обжалуемое решение Иркутского областного суда является правильным, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иркутского областного суда от 12 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Громатского Э.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи кассационных жалоб, представления через Иркутский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 августа 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.