Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой Е.О, судей Войтко Е.Н, Захарова Е.И, при секретаре Таран И.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-17/2021) по административному исковому заявлению Абдурахманова К.А. об оспаривании постановления Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия Окружной избирательной комиссии избирательного округа N 8, от 1 августа 2021 года N 21/139 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Абдурахманова К.А.", по апелляционной жалобе Абдурахманова К.А. на решение Камчатского краевого суда от 13 августа 2021 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, пояснения административного истца Абдурахманова К.А, его представителя Лаптевой Д.В, представителя Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии Манзату Н.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 16 июня 2021 года N 1155 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва на 19 сентября 2021 года.
Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края N 135/797 от 17 июня 2021 года полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа N 8 по подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва возложены на Петропавловск-Камчатскую городскую территориальную избирательную комиссию (далее - Избирательная комиссия).
Постановлением Избирательной комиссии от 1 августа 2021 года N 21/139 отказано в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Абдурахманова К.А.
9 августа 2021 года Абдурахманов К.А. обратился в Камчатский краевой суд с административным иском о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии от 1 августа 2021 года N 21/139.
В обоснование своих требований административный истец указал, что 29 июля 2021 года он получил от избирательной комиссии уведомление о том, что при проведении проверки подписных листов выявлены недостоверные и недействительные подписи избирателей. При этом комиссия о времени и месте проведения подписей его не известила. 31 июля 2021 года административным истцом в адрес избирательной комиссии направлены возражения на итоговый протокол проверки подписных листов, которые комиссией не рассматривались. Отсутствуют доказательства наличия у эксперта ФИО2 полномочий на проведение почерковедческих экспертиз. Полагает, что проверка подписей с привлечением эксперта-почерковеда в отношении других кандидатов в депутаты не проводилась. Ссылается на расхождение сведений о количестве недостоверных и недействительных подписей, указанных в ведомости проверки подписных листов, в итоговом протоколе проверки подписных листов от 29 июля 2021 года и в оспариваемом постановлении избирательной комиссии от 01 августа 2021 года. Допущенные комиссией нарушения свидетельствуют о несоблюдении комиссией установленной законом процедуры проведения регистрации кандидатов в депутаты.
Решением Камчатского краевого суда от 13 августа 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с решением суда, Абдурахмановым К.А. подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда, исковые требования удовлетворить, признать незаконным постановление от 01 августа 2021 года N 21/139, обязать ответчика рассмотреть вопрос о регистрации его в качестве кандидата в депутаты. Полагает, что вывод суда о том, что окончательным документом, в котором содержится подробная и мотивированная информация о выявленных недействительных подписях, является постановление от 01 августа 2021 года N 21/139, не основан на нормах права. Не согласен с выводом суда об отсутствии нарушений прав истца при проведении проверки подписей, включая его право на личное присутствие. Как пояснил представитель ответчика и свидетель ФИО2, проверка проводилась не 23 июля 2021 года (дата на которую он был извещен), а в течение 10 дней. Считает несостоятельным вывод суда о том, что Методические рекомендации, утвержденные Постановлением ЦИК России от 09 июня 2021 года освобождает избирательные комиссии от обязанности рассматривать возражения кандидата, поскольку это напрямую лишает его возможности на реализацию прав, связанных с процедурой сбора, приема и проверки подписных листов. Указывает на нарушение ответчиком принципа равенства кандидатов. Считает, что заключение проверки подписей должно быть составлено в отношении всех кандидатов. Ответчиком не представлено данных, каким способом эксперт, либо рабочая группа избирательной комиссии осуществляли проверку подписей ФИО3 и каким документом подтверждается отсутствие у кандидата ФИО3 выявленных нарушений. Действительными должны быть признаны подписи избирателей в количестве 44 подписи, которые признаны недействительными на основании представленных недостоверных сведений с Управления миграции УМВД России по Камчатскому краю от 27 июля 2021 года, поскольку данные сведения официальной справкой не являются.
В дополнениях к апелляционной жалобе представитель административного истца также ставит вопрос об отмене оспариваемого постановления.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного ответчика представлены возражения, в которых просит решение оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции административный истец Абдурахманов К.А, его представитель Лаптева Д.В. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика Манзату Н.В. считает, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля ФИО4, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
На основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 1 статьи 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием отказа в регистрации кандидата в силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Согласно пункту 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона Камчатского края от 14 марта 2011 N 565 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края" количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 60 подписей.
Пунктом 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно. Если избиратель, участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения.
При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.
На основании подпунктов "в", "е", "з", "л" пункта 6.4 статьи Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительными признаются:
подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке;
подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке;
все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;
подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке.
Аналогичные положения содержатся в подпунктах 3, 6, 8, 11 пункта 4 статьи 39 Закона Камчатского края от 14 марта 2011 N 565 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края".
Согласно подпункту "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, подпункту 6(1) пункта 4 статьи 40 Закона Камчатского края от 14 марта 2011 N 565 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края" основаниями для отказа в регистрации кандидата, в том числе являются: если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Постановлением Избирательной Комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года N 135/802 установлено, что для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу N 8, на основании подписей избирателей необходимо представить в окружную избирательную комиссию соответствующего избирательного округа не менее 495 и не более 544 подписей.
В соответствии с постановлением Избирательной Комиссии Камчатского края от 24 июня 2021 года N 135/859 количество подписей, подлежащих проверке согласно требованиям части 3 статьи 39 Закона Камчатского края от 14 марта 2011 N 565 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края" при проведении проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных для регистрации кандидата, для избирательного округа N 8 составляет 371 подписей.
Из материалов дела следует, что 8 июля 2021 года Абдурахмановым К.А. в избирательную комиссию подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 8 избирательным объединением "Региональное отделение в Камчатском крае Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ".
23 июля 2021 года Абдурахмановым К.А. в Избирательную комиссию представлен пакет документов для регистрации кандидата, в том числе подписные листы с подписями избирателей в количестве 138 листов, пронумерованных и сформированных в 2 папки, в которых содержалось 541 подпись избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва.
29 июля 2021 года, по результатам проверки 371 представленных Абдурахмановым К.А. подписей избирателей, проведенной рабочей группой, составлен итоговый протокол, в котором подведены итоги проверки и установлено, что из общего количества отобранных подписей избирателей признаны недействительными и недостоверными 107 подписи, что соответствует 28, 8 % процентам от общего количества подписей, отобранных для проверки.
30 июля 2021 года Абдурахамановым К.А. на итоговый протокол поданы возражения, в которых он выражает свое несогласие с ним.
01 августа 2021 года избирательной комиссией издано оспариваемое постановление, из которого следует, что недостоверными и (или) недействительными признаны 99 подписей.
С целью проверки доводов административного истца суд первой инстанции с учетом результатов исследования эксперта и данных УВМ УМВД России по Камчатскому краю исследовал подлинные подписные листы, установил, что недействительными являются 98 подписей.
При этом суд, проверив подписной лист 34 строка 2 в папке 1, не согласился с выводом избирательной комиссии о признании подписи недействительной. Посчитал, что из подписного листа с очевидностью не следует, что избиратель неправильно указал свою фамилию.
Установив, что по результатам проверки выявлено 26 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего числа подписей, отобранных для проверки, суд первой инстанции согласился с решением Избирательной комиссии об отказе административному истцу в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления ввиду нарушения процедуры проведения случайной выборки подписей, представленных для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года N 135/807 "О порядке приема окружными избирательными комиссиями подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва и иных, связанных с ними документов, проведения случайной выборки подписей избирателей и их проверки" (Приложение N 2).
Так, единицей случайной выборки является папка с подписными листами (пункт 3 вышеназванной процедуры).
Согласно пункту 6 приведенного приложения, если в комиссию представлено более одной папки с подписями избирателей случайная выборка подписей избирателей проводится в соответствии со следующей процедурой:
-перед началом жеребьевки все карточки представляются для визуального ознакомления всем присутствующим при проверке подписных листов;
-руководитель Рабочей группы, в присутствии не менее двух членов Рабочей группы, а также присутствующих при проверке кандидатов, уполномоченных представителей или доверенных лиц кандидатов, путем жребия вытаскивает карточки, случайным образом определяя номера папок с подписными листами, подлежащих проверке, и последовательно суммирует количество подписей, содержащихся в выбранных папках до достижения установленного для проверки количества подписей;
-жеребьевка прекращается, когда количество подписей в определенных путем жребия подписных листах будет составлять 20 процентов от количества подписей необходимых для регистрации кандидата. Если в последней выбранной папке содержится большее количество подписей избирателей, чем это необходимо для достижения установленного количества, проверке подлежат те подписи, которые содержатся в подписных листах данной папки, начиная с первого, в количестве, необходимом для достижения вышеуказанного объема случайной выборки.
В соответствии с пунктом 2.3.9 Постановления ЦИК России от 9 июня 2021 года N 9/75-8 "О методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации" единицей случайной выборки может быть либо вся папка с подписными листами, что предполагает последующую проверку всех подписей в папке, отобранной для проверки, либо отдельный подписной лист, в этом случае проверяются отдельные подписные листы из папки.
Как следует из материалов дела, показаний допрошенной в суде апелляционной инстанции в качестве свидетеля председателя городской территориальной избирательной комиссии ФИО4, Избирательной комиссией была избрана иная единица случайной выборки, в результате которой осуществлялась выборка подписных листов во всех представленных кандидатом папках с подписями избирателей, без учета правового регулирования, предусмотренного региональным и федеральным законодательством, в соответствии с которым не подлежали проверке все папки с подписями избирателей, представленные кандидатом.
При таких обстоятельствах, доводы административного ответчика о том, что данная выборка не повлекла нарушение прав административного истца, состоятельной признана быть не может, поскольку является прямым нарушением принципа равенства всех кандидатов в их правах и обязанностях, установленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Поскольку городской территориальной избирательной комиссией, осуществляющей полномочия Окружной избирательной комиссии избирательного округа N 8, нарушен установленный вышеуказанными нормами порядок проверки подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата, оспариваемое постановление об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Абдурахманова К.А. нельзя признать законным.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 указанного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом.
Указанное выше свидетельствует о допущенных судом существенных нарушениях норм материального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов Абдурахманова К.А, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Согласно части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает оспариваемое решение незаконным, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене с принятием нового решения о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия Окружной избирательной комиссии избирательного округа N 8, и возложении на административного ответчика обязанности разрешить вопрос о регистрации административного истца кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва после повторной проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения указанного кандидата.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камчатского краевого суда от 13 августа 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным и отменить постановление Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия Окружной избирательной комиссии избирательного округа N 8, от 1 августа 2021 года N 21/139 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Абдурахманова К.А, ".
Возложить на Петропавловск-Камчатскую городскую территориальную избирательную комиссию, осуществляющую полномочия Окружной избирательной комиссии избирательного округа N 8, по выборам депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва обязанность разрешить вопрос о регистрации Абдурахманова К.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 8 после повторной проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения Абдурахманова К.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Камчатский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 30 августа 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.