Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жудова Н.В, судей Рахманкиной Е.П, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Алешина Юрия Анатольевича на решение Зеленоградского районного суда города Москвы от 16 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16 ноября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Солнечногорску Московской области к Алешину Юрию Анатольевичу о взыскании задолженности по земельному налогу (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-229/2020 г.)
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, объяснения Алешина Ю.А, поддержавшего жалобу, судебная коллегия
установила:
инспекция Федеральной налоговой службы России по "адрес" (далее - ИФНС, налоговый орган) обратилась в Зеленоградский районный суд города Москвы с административным иском, уточнив который, просила взыскать с Алешина Ю.А. задолженность по земельному налогу за 2016-2017 годы в размере N руб. и пени в размере N руб.
В обоснование заявленных требований налоговым органом указано на то, что административным ответчиком требование об уплате налога в установленный срок не исполнено, в связи с чем имеются предусмотренные законом основания для взыскания образовавшейся налоговой задолженности в судебном порядке.
Решением Зеленоградского районного суда города Москвы от 16 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16 ноября 2020 года, постановлено взыскать с Алешина Ю.А. в пользу ИФНС земельный налог за 2016 год в размере N, за 2017 год в размере N. С Алешина Ю.А. кроме того в доход бюджета г.Москвы взыскана государственная пошлина в размере N.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Алешин Ю.А. просит судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в требованиях административного иска.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия определиларассмотреть дело без их участия.
Выслушав участника процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и поступившие на нее возражения налогового органа, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие основания имеются.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусматривает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45, пунктом 2 статьи 52 и пунктом 4 статьи 397 НК РФ обязанность по уплате земельного налога должна быть выполнена налогоплательщиком - физическим лицом в срок, установленный законодательством о налогах и сборах на основании налогового уведомления налогового органа.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно положениям пункта 2 статьи 52 НК РФ, при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налогов, указанных в пункте 3 статьи 13, пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, налоговым органом учитываются имеющиеся у налогоплательщика на дату формирования налогового уведомления суммы излишне уплаченных таких налогов и (или) пеней по таким налогам путем уменьшения суммы указанных налогов, подлежащих уплате, последовательно начиная с меньшей суммы, если до наступления такой даты налоговым органом не получено заявление налогоплательщика о зачете (возврате) указанных сумм излишне уплаченных налогов.
Налоговым кодексом Российской Федерации закреплено, что земельный налог относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с поименованным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 15, статья 387 названного кодекса).
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (пункт 2 статьи 17 НК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 56 НК РФ, льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах).
Как следует из материалов дела, Алешин Ю.А. до августа 2017 года являлся собственником 3/10 доли в праве собственности на земельный участок, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", д.Гончары.
Налоговым органом в адрес Алешина Ю.А. направлено налоговое уведомление от 13 сентября 2018 года, в котором рассчитан в том числе земельный налог за указанный земельный участок за 2016 -2017 годы в размере N. за 2016 г.), с указанием срока уплаты налога - не позднее 3 декабря 2018 года.
Поскольку Алешин Ю.А. налог не уплатил, то налогоплательщику инспекцией было выставлено требование N об уплате земельного налога в размере N руб. и пени в сумме N, предоставлен срок для уплаты задолженности до 10 января 2019 года.
В связи с неисполнением данного требования ИФНС обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Алешина Ю.А. налоговой задолженности.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка N8 района Крюково г.Москвы от 20 февраля 2020 года судебный приказ от 31 января 2020 года о взыскании с Алешина Ю.А. задолженности по налогу отменен в связи с возражениями должника.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из отсутствия у административного ответчика суммы излишне уплаченного налога, подлежащей учету на дату формирования налогового уведомления в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 52 НК РФ.
С этим выводом согласилась судебная коллегия по административным делам Московского городского суда.
Данный вывод судов является верным, так как соответствует установленным по делу обстоятельствам и основан на правильном применении норм материального права.
Повторенные в кассационной жалобе доводы о наличии переплаты по земельному налогу являлись предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отвернуты, как не нашедшие своего подтверждения.
Вместе с тем, вывод судов о необходимости удовлетворения уточненных требований налогового органа в полном объеме сделан без должного анализа подлежащих установлению для правильного рассмотрения настоящего административно-правового спора юридически значимых обстоятельств.
Как следует из материалов дела, налоговый орган в ходе рассмотрения дела уменьшил размер заявленных требований по земельному налогу за 2016 налоговый период до N руб, поскольку Алешин Ю.А. в соответствии с пунктом 4.7 Положения о земельном налоге в сельском поселении Пешковское, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения Пешковское Московской области от 2 октября 2007 года N, подтвердил свое право на льготу по уплате земельного налога за указанный налоговый период в размере 50%.
Применительно к 2017 налоговому периоду, суды отклоняя возражение административного ответчика о необходимости перерасчета земельного налога с учетом названной льготы, сослались на отсутствие факта обращения Алешина Ю.А. с соответствующим заявлением о предоставлении льготы, как того требует упомянутое Положение.
Однако административный ответчик представил в дело скриншот из личного кабинета налогоплательщика (оборот л.д.54), который по его мнению подтверждает факт обращения в налоговый орган с соответствующим заявлением и свидетельствует о соблюдении им установленного Положением порядка получения льготы по земельному налогу, которое подлежало учету при определении подлежащей уплате суммы налога за 2017 год.
Указанные обстоятельства со стороны судов надлежащей правовой оценки не получили.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что суды преждевременно пришли к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в соответствующей части, в связи с чем судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зеленоградского районного суда города Москвы от 16 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16 ноября 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 5 июля 2021 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.