Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А, судей Жудова Н.В, Репиной Е.В, с участием прокурора Смирновой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ООО "Водоканалсервис" Хряпиной Н.В. на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 21 октября 2020 г. (дело N 2а- 710/2020), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 8 февраля 2021 года (дело N 33а-155/2021), вынесенные по административному делу по административному иску ООО "Водоканалсервис" к администрации городского округа город Шарья о признании недействующим постановления администрации городского округа город Шарья от 10 июля 2020 года N 568 "Об утверждении нормативов состава сточных вод, отводимых абонентам в системы канализации городского округа город Шарья" и обязании установить нормативы состава сточных вод в соответствии с представленными расчетами, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением администрации городского округа город Шарья от 19 февраля 2014 г. N 168 "Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации городского округа город Шарья" установлены перечень и допустимая концентрация загрязняющих веществ, принимаемых в бассейны канализования городского округа город Шарья.
ООО "Водоканалсервис", как организация, оказывающая услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на территории городского округа г. Шарья Костромской области, направила в администрацию городского округа город Шарья обращения об установлении нормативов состава сточных вод, отводимых в системы канализации городского округа город Шарья, в соответствии с представленными Обществом расчетами.
23 июня 2020 г. администрация г.о. Шарья Костромской области сообщила о необходимости предоставления расчета эффективности удаления загрязняющих веществ ОС Шарьинского представительства ООО "Водоканалсервис" и копий утвержденных для ООО "Водоканалсервис" нормативов допустимого сброса в реку Шолешку.
25 июня 2020 г. ООО "Водоканалсервис" представлена декларация о воздействии на окружающую среду сроком действия с 7 декабря 2019 г, в состав которой входит расчет нормативов допустимых сбросов и представлен расчет эффективности удаления загрязняющих веществ в сточных водах.
Письмом от 30 июня 2020 г. ООО "Водоканалсервис" уведомлено администрацией городского округа город Шарья об отказе в установлении нормативов состава сточных вод по представленным расчетам по причине того, что оснований для пересмотра утвержденных ранее показателей не имеется, так как нормативы допустимых сбросов для ООО "Водоканалсервис" не изменились.
Постановлением администрации городского округа г. Шарья от 10 июля 2020 г. N 568 утверждены нормативы состава сточных вод, отводимых абонентами в системы канализации городского округа город Шарья. Пунктом 2 данного постановления признано утратившим силу постановление администрации городского округа город Шарья N 168 от 14 февраля 2014 г.
ООО "Водоканалсервис" обратилось в суд с административным иском о признании недействующим постановления администрации городского округа г. Шарья от 10 июля 2020 г. N 568, мотивируя требования тем, что для установления нормативов состава сточных вод общество предоставило администрации рассчитанные значения нормативов состава сточных вод, однако администрация в установлении нормативов по этим расчетам отказала, и оспариваемым постановлением не установиланормативы состава сточных вод в соответствии с направленными обществом расчетами. Ранее расчет допустимых концентраций загрязняющих веществ производился в соответствии с приказом Минжилкомхоза РСФСР от 02 марта 1984 г. N 107 "Правила приема производимых сточных вод в системы канализации населенных пунктов". Постановлением N 728 установлен иной порядок расчета нормативов состава сточных вод и этот расчет должен производиться в соответствии с пунктами 176-177 Правил N 644. Ссылаясь на то, что оспариваемое постановление N 568 противоречит правилам N 644 в редакции постановления N 728, просит признать его недействующим и обязать администрацию установить нормативы состава сточных вод в соответствии с представленными расчетами.
Решением Шарьинского районного суда Костромской области от 21 октября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 8 февраля 2021 г, в удовлетворении административного иска ООО "Водоканалсервис" отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 25 мая 2021 г, представитель административного истца ООО "Водоканалсервис" ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, указывая на неверное применение норм процессуального и материального права. Ссылается на необоснованный отказ администрации в установлении нормативов состава сточных вод на основании расчетов Общества, поскольку, применяя при расчете эффективности очистных сооружений квартальные анализы проб сточной воды за 2019 год, Общество произвело расчет в соответствии с требованиями законодательства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства судами допущено не было.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно части 11 статьи 7 названного Федерального закона горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими, в том числе, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в том числе с учетом видов таких систем (пункт 3); порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод (пункт 8.1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, в приложении N 5 к которым установлен перечень максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
При этом установление нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод и расчет допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в системы канализации населенных пунктов, до принятия оспариваемого в настоящем деле постановления осуществлялось органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией в порядке, предусмотренном Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 167 от 12 февраля 1999 г, и Правилами приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 02 марта 1984 г. N 107.
Частями 1 и 2 статьи 30.1 названного Федерального закона, вступившей в действие с 1 января 2019 года, предусмотрено, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод. Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644, дополнены разделом XIII "Порядок установления нормативов состава сточных вод, в том числе порядок расчета показателей эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, и особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ", который введен в действие с 03 июня 2020 года.
При этом пунктом 2 этого же Постановления органам местного самоуправления городских округов рекомендовано установить нормативы состава сточных вод в соответствии с требованиями данного постановления со сроком начала их действия не позднее 1 июля 2020 года.
Этим же Постановлением Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 167 от 12 февраля 1999 г, признаны утратившими силу с 01 июля 2020 года.
Таким образом, действующим федеральным законодательством с 03 июня по 01 июля 2020 года был установлен переходный период, в течение которого муниципальные нормативные правовые акты об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод должны быть приведены в соответствие с требованиями Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 644 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22 мая 2020 г. N 728).
Разрешая заявленные требования, суды двух инстанций, проанализировав Постановление Правительства РФ от 22 мая 2020 г. N 728, указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан администрацией во исполнение пункта 2 Постановления Правительства РФ от 22 мая 2020 г. N 728, нормативы состава сточных вод утверждены в тех же значениях, что и действовавшие до его издания, при этом у органа местного самоуправления отсутствовала безусловная обязанность утверждения нормативов состава сточных вод, рассчитанных организацией, осуществляющей водоотведение, так как федеральным законодателем предусмотрена возможность отказа в установлении предложенных указанной организацией нормативов в случае их несоответствия установленному порядку.
Судебная коллегия считает указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Согласно пункту 171 Правил холодного водоснабжения и водоотведения основаниями для установления нормативов состава сточных вод являются установление (расчет, представление) нормативов допустимых сбросов или установление (корректировка) технологических нормативов для объектов централизованных систем водоотведения организации, осуществляющей водоотведение.
Нормативы состава сточных вод рассчитываются организацией, осуществляющей водоотведение, и представляются в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, не позднее 30 календарных дней со дня представления организацией, осуществляющей водоотведение, декларации о воздействии на окружающую среду, или выдачи организации, осуществляющей водоотведение, комплексного экологического разрешения, получения ею разрешения на сброс загрязняющих веществ (внесения в них соответствующих изменений), или установления нормативов допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения (172).
В пункте 173 этих же Правил определено, что орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, обязан в течение 30 календарных дней со дня представления рассчитанных значений нормативов состава сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, установить нормативным правовым актом нормативы состава сточных вод или уведомить организацию, осуществляющую водоотведение, об отказе в установлении нормативов состава сточных вод (для загрязняющих веществ, в отношении которых имеются основания для принятия решения об отказе в установлении органом, уполномоченным на установление нормативов состава сточных вод, нормативов состава сточных вод) с указанием оснований для такого отказа (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления организацией, осуществляющей водоотведение).
По смыслу приведенных норм Правил основанием для установления или изменения (корректировки) нормативов состава сточных вод являются соответственно установление или изменение нормативов допустимых сбросов или изменение показателя эффективности удаления соответствующего загрязняющего вещества, подтвержденное соответствующими данными.
При этом в случае подачи организацией, осуществляющей водоотведение, декларации о воздействии на окружающую среду значения нормативов допустимых сбросов принимаются согласно поданной декларации.
Отказывая в установлении нормативов состава сточных вод, администрация исходила из того, что нормативы допустимых сбросов согласно представленной декларации о воздействии на окружающую среду не изменились, данных об изменении показателя эффективности удаления загрязняющего вещества очистными сооружениями по итогам 12 календарных месяцев подряд более чем на 10 % не представлено.
Данных о нормативах допустимого сброса и показателях эффективности удаления загрязняющих веществ, которые были бы установлены и рассчитаны в соответствии с приведенными выше нормами, Обществом в администрацию представлено не было, установленный норматив допустимых сбросов в декларации от 5 декабря 2019 г,, представленной в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области в соответствии со статьей 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 октября 2018 г. N 509, фактически не изменился по сравнению с данными, содержащимися в разрешении на сбросы N 085 от 8 декабря 2017 г.
С целью расчета показателя эффективности удаления загрязняющего вещества очистными сооружениями организации, осуществляющей водоотведение, требования к расчету коэффициентов (1.усредненное значение концентрации i-го загрязняющего вещества в сточных водах, поступающих на очистные сооружения организации, осуществляющей водоотведение (мг/дм3); 2.усредненное значение концентрации i-го загрязняющего вещества в сточных водах на выпуске сточных вод в водный объект с очистных сооружений организации, осуществляющей водоотведение (мг/дм3), предусмотренные пунктом 177 Правил, обществом не выполнены.
Расчет должен был быть осуществлен за период с 1 июня 2019 по 1 июня 2020 г, вместе с тем протоколы результатов анализов проб предоставлены за февраль, май, август, ноябрь 2019 г.
Учитывая изложенное, суды пришли к верному выводу, что представленные обществом расчеты нормативов состава сточных вод не соответствовали действующему законодательству, а утвержденные администрацией нормативы состава сточных вод в оспариваемом постановлении, не противоречит установленному разделом XIII Правил N 644 Порядка установления нормативов состава сточных вод в целом.
При отсутствии данных об изменении нормативов допустимых сбросов и показателей эффективности удаления загрязняющих веществ, отсутствии расчетов показателей эффективности удаления загрязняющих веществ, произведенных в соответствии с пунктом 177 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, оспариваемое постановление об утверждении нормативов состава сточных воды в значениях, равных прежним показателям допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, не может считаться противоречащим действующему законодательству и нарушающим права и интересы административного истца.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что нормативы состава сточных вод рассчитаны по разным методикам, судебной коллегией отклоняются, поскольку из установленных по делу обстоятельств следует, что значения нормативов состава сточных вод, утвержденные оспариваемым постановлением, представляют собой значения, исчисленные по формуле, содержащейся в пункте 176 Правил, с применением показателей нормативов допустимого сброса и эффективности удаления загрязняющих веществ, указанных Обществом в декларации о воздействии на окружающую среду от 05 декабря 2019 г..
Ссылка в кассационной жалобе на неприменение расчетов эффективности очистных сооружений, квартальных анализов проб сточной воды за 2019 г, судебной коллегией отклоняется как основанная на неверном толковании норм материального права.
Доводы кассационной жалобы о допущенных судом нарушениях норм процессуального права, выразившихся в рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца, неполное исследование доказательств по делу, использование недопустимых доказательств, не влекут отмены состоявшихся судебных актов.
Ходатайство представителя административного истца об отложении рассмотрения дела надлежащим образом рассмотрено, причины неявки не признаны уважительными, в связи с чем судом на основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося участника процесса. Данных свидетельствующих о недопустимости полученных доказательств материалы дела не содержат.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем, основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Шарьинского районного суда Костромской области от 21 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 8 февраля 2021 года - оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Водоканалсервис" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 2 августа 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.