Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Жудова Н.В, Смирновой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Якубенкова Игоря Петровича - Шаповалова М.П. на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 19 января 2021 г. (дело N 2а-329/2021), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 13 апреля 2021 г. г. (дело N 33а-1157/2021), вынесенные по административному делу по административному иску ИФНС России по г. Смоленску к Якубенкову Игорю Петровичу о взыскании недоимки и пени по налогам, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России по г. Смоленску, уточнив административные исковые требования, просила взыскать с Якубенкова И.П. недоимку по налогам и пени, указав, что административный ответчик в 2015, 2017 г. являлся собственником зарегистрированных транспортных средств. В связи с несвоевременной оплатой транспортного налога, у административного ответчика образовалась задолженность по указанному виду налога за 2015, 2017 гг. в размере 3 729 руб, пени в сумме 39 руб. 09 коп. Кроме того, административный ответчик в 2017 г. являлся владельцем земельных участков в Демидовском (2 земельный участка), Смоленском (718 земельных участков) районах Смоленской области, а также двух земельных участков в г. Смоленске. При этом административным ответчиком за указанный период времени не в полном объеме уплачен земельный налог, в результате чего у Якубенкова И.П. образовалась задолженность по указанному виду налога за 2017 г. в размере 124 748 руб. 40 коп, а также пени в размере 2 287 руб. 76 коп.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 19 января 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 13 апреля 2021 г, административный иск удовлетворен, с Якубенкова И.П. взыскан транспортный налог за 2015, 2017 гг. в размере 3 729 руб, пени в сумме 39 руб. 09 коп, земельный налог за 2017 г. в размере 124 748 руб. 40 коп, а также пени в размере 2 287 руб. 76 коп.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 9 июня 2021 г, представитель административного ответчика Якубенкова И.П. - Шаповалов М.П. ставит вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований. Полагает, что судами допущена ошибка в применении норм процессуального права, срок обращения в суд с иском административным истцом пропущен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации, зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
На основании п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.., зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 387 НК РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Как следует из материалов дела, Якубенков И.П. в 2015 г, 2017 г. являлся собственником зарегистрированных транспортных средств " "данные изъяты"", госномер N; " "данные изъяты"", госномер N; " "данные изъяты"", госномер N; " "данные изъяты"", госномер N; " "данные изъяты"", госномер N; " "данные изъяты"", госномер N
Также, административный ответчик в 2017 г. являлся владельцем объектов недвижимости - земельных участков в Демидовском (2 земельный участка в д. Минаки), Смоленском (718 земельных участков в д. Дачная-1, д. Борок, с. Катынь, д. Шпаки, д. Барщевщина, д. Савенки, д. Архиповка, д. Тверитино, д. Семиречье, д. Жуково, д. Заборье, д. Пенеснарь, д. Лубня, д. Вербилово) районах Смоленской области, а также двух земельных участков в г. Смоленске (по "адрес", а также по "адрес").
Налоговым органом 23 июня 2018 г. начислен транспортный и земельный налог, направлено в адрес Якубенкова И.П. налоговое уведомление N 4097142 об уплате транспортного налога за 2015, 2017 г.г. в размере 3729 руб, земельного налога за 2017 г. 366 847, 36 рублей, сроком уплаты 3 декабря 2018 г.
В связи с наличием у Якубенкова И.П. задолженности по указанным видам налогов, в соответствии со ст.69, 70 НК РФ ответчику направлено требование об уплате налога, пени N 4 от 14 января 2019 г, сроком исполнения до 12 февраля 2019 г.
Уведомление и требование об уплате задолженности по налогам и пени направлены налоговым органом в адрес административного ответчика в установленном порядке, в подтверждение чего административным истцом представлены списки почтовых отправлений.
Ввиду неисполнения налоговой обязанности налоговой орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа. 20 июня 2019 г. мировым судьей судебного участка N 53 в г. Смоленске вынесен судебный приказ о взыскании с Якубенкова И.П. недоимки по земельному и транспортному налогам, который отменен мировым судом 20 июня 2019 г. в связи с возражениями должника.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пункт 2 статьи 48 НК РФ предусматривает аналогичный порядок исчисления срока для обращения в суд, если иное не предусмотрено данным пунктом.
На основании пункта 3 пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
ИФНС России по г. Смоленску обратилась в суд с административным иском 3 апреля 2020 г, административное исковое заявление поступило в суд 7 апреля 2020 г.
Удовлетворяя административный иск, и восстановив пропущенный срок для обращения в суд, суды обеих инстанций пришли к выводу, что административным ответчиком обязательства по уплате налогов своевременно исполнены не были, в связи чем имеются основания для взыскания недоимки по налогам и пени.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие, что взыскание недоимки по налогам осуществлялось налоговым органом с соблюдением установленных процедур, правильность расчета задолженности по транспортному и земельному налогам не оспорена, действующее законодательство предусматривает возможность взыскания пени одновременно с уплатой налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что административным истцом нарушена процедура взыскания налога, пропущен срок обращения в суд, судебной коллегией отклоняются, как противоречащие нормам действующего законодательства.
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Направление налогоплательщику налогового уведомления от 23 июня 2018 г. по уплате налога за 2015, 2017 гг. сроком уплаты 3 декабря 2018 г, не противоречит закону.
Налоговое законодательство связывает возможность взыскания налогов с направлением налогоплательщику требования об уплате налога.
По общему правилу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Срок направления требования N 4 от 14 января 2019 г. налоговым органом не пропущен.
В рассматриваемом деле, к мировому судье налоговый орган обратился в шестимесячный срок.
Исходя из смысла положений ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
Судебный приказ отменен 20 июня 2019 г, при этом в суд административный истец обратился 3 апреля 2020 г, то есть с пропуском шестимесячного срока.
С учетом положений части 4 пункта 2 статьи 48 НК РФ, суд обоснованно пришел к выводу о восстановлении срока обращения в суд, поскольку копия определения об отмене судебного приказа получена налоговым органом несвоевременно - 02.03.2020, документов свидетельствующих об иной дате уведомления истца об отмене судебного приказа в материалах дела не представлено. Административный иск предъявлен в суд 03 апреля 2020 г, т.е. в течение 1 месяца с момента получения определения об отмене судебного приказа.
Учитывая, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога, в связи с чем в подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск, принимая во внимание несовременность получения копии определения об отмене судебного приказа, судебная коллегия не находит оснований сомневаться в правильности выводов судебных инстанций о восстановлении пропущенного срока обращения в суд.
Иные доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, нарушений, которые повлияли на исход дела, не допущено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 19 января 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 13 апреля 2021 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Якубенкова Игоря Петровича - Шаповалова М.П. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в мотивированной форме изготовлено 9 августа 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.