Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Жудова Н.В., Репиной Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 22 июня 2021 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя КОО "Дексберт Энетрпрайзис Лимитед", КОО "Блекстед Лтд.", КОО "Драстренд Лтд.", КОО "Промэргент Лтд." Веселкова Н.А. на решение Московского городского суда от 19 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 декабря 2020 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Акционерной компании "Дексберт Энетрпрайзис Лимитед", Акционерной компании "Блекстед Лтд.", Акционерной компании "Драстренд Лтд.", Акционерной компании "Промэргент Лтд." об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 3а-2649/2020).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
установила:
Акционерные компании "Дексберт Энетрпрайзис Лимитед", "Блекстед Лтд.", "Драстренд Лтд.", "Промэргент Лтд." обратились в суд с самостоятельными административными исковыми заявлениями об установлении по состоянию на 1 января 2018 года кадастровой стоимости принадлежащих им следующих объектов недвижимости в размере рыночной:
АК "Дексберт Энтерпрайзис лимитед" - отдельно стоящего здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г. Москва, район Хорошево-Мневники, линия Хорошевского Серебряного Бора, 4-я, д. 153, корп. 4, в размере 233 832 231 руб.;
АК "Блэкстед Лтд." - отдельно стоящего здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г. Москва, район Хорошево-Мневники, линия Хорошевского Серебряного Бора, 4-я, д. 153, корп. 2, в размере 217 807 319 руб.;
АК "Драстренд Лтд." - отдельно стоящего здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г. Москва, район Хорошево-Мневники, линия Хорошевского Серебряного Бора, 4-я, д. 153, корп. 3, в размере 195 340 418 руб.;
АК "Промэргент Лтд." - отдельно стоящего здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г. Москва, район Хорошево-Мневники, линия Хорошевского Серебряного Бора, 4-я, д. 153, корп. 3, в размере 211 449 161 руб.;
земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г. Москва, район Хорошево-Мневники, линия Хорошевского Серебряного Бора, 4-я, вл. 153, корп. 1, 2, 3, 4, 5, в размере 246 819 830 руб.
Требования мотивированы тем, что установленная на дату оценки кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровым номером N в размере 387 599 224 руб, с кадастровым номером N в размере 315 360 914 руб. 17 коп, с кадастровым номером N в размере 357 290 177 руб. 05 коп, с кадастровым номером N в размере 345 353 334 руб. 34 коп, с кадастровым номером N в размере 1 844 679 359 руб. 52 коп. значительно превышает их действительную рыночную стоимость, установленную отчетами ООО "Первая оценочная компания", чем нарушаются права и обязанности административных истцов, как плательщиков налога на имущество организаций и земельного налога, размер которых исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Определением Московского городского суда от 30 января 2020 года административные дела по вышеуказанным искам объединены в одно производство.
Решением Московского городского суда от 19 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 декабря 2020 года, постановлено:
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером N, общей площадью 1703, 4 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, линия Хорошевского Серебряного бора, 4-я, д. 153, корп. 2, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 347 018 351 рубля.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером N, общей площадью 1503, 5 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, линия Хорошевского Серебряного бора, 4-я, д. 153, корп. 3, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 311 305 689 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером N, общей площадью 1847, 9 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, линия Хорошевского Серебряного бора, 4-я, д. 153, корп. 4, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 372 492 290 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером N, общей площадью 1646, 5 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, линия Хорошевского Серебряного бора, 4-я, д. 153, корп. 1, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года в размере 336 911 770 рубля.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления АК "Промаргент Лтд" отказать.
В кассационной жалобе представителя административных истцов ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, административные истцы являются собственниками упомянутых выше объекта капитального строительства и земельного участка соответственно.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 кадастровая стоимость перечисленных объектов капитального строительства установлена по состоянию на 1 января 2018 года в размере:
с кадастровым номером N в размере 387 599 224 рублей;
с кадастровым номером N - 315 360 914 руб. 17 коп.;
с кадастровым номером N - 357 290 117 руб. 05 коп.;
с кадастровым номером N - 345 353 334 руб. 34 коп.;
земельного участка с кадастровым номером N - 1 844 679 359 руб. 52 коп.Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (п. 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции положил в основу своего решения заключение судебной экспертизы ООО "Ко-Инвест" от 29 мая 2020 года N ЭЗ-48/20, согласно которому отчеты об оценке ООО "Первая оценочная компания" от 17 июня 2019 года N 025/19-1/2, 025/19-1/1 не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности, определенная оценщиком в отчетах рыночная стоимость объектов недвижимости не подтверждается.
По состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость объектов недвижимости определена в следующих размерах:
с кадастровым номером N - 372 492 290 рублей;
с кадастровым номером N - 311 305 689 рублей;
с кадастровым номером N - 347 018 351 рубля;
с кадастровым номером N - 336 911 770 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N - 1 847 925 418 рублей.
Ввиду того, что рыночная стоимость земельного участка установлена в размере, большем, чем кадастровая стоимость, утвержденная распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы, а административный истец АК "Промаргент Лтд." настаивал на установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, определенной отчетом ООО "Первая оценочная компания", не соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, в удовлетворении его требования в части земельного участка отказано.
В суде первой инстанции был допрошен эксперт Табакова С.А, которая на все возражения административного истца дала пояснения, письменный текст которых имеется в материалах дела.
Судебная коллегия апелляционной инстанции согласилась с выводами суда первой инстанции.
При этом суды обеих инстанций исходили из того, что заключение судебной экспертизы выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, экспертом проведено исследование рынка недвижимости, обоснованно выбраны объекты-аналоги, подходы и применяемые в их рамках методы оценки, корректировки проведены обоснованно по наиболее существенным ценообразующим факторам, расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок.
В кассационной жалобе представителя административных истцов приводятся доводы о том, что судами обеих инстанций не осуществлено должное изучение представленных аргументов в Рецензионном исследовании экспертного заключения, приобщенном к материалам дела, а именно таких нарушений, как отсутствие подробного исследования объекта оценки; отсутствие обоснования выбора метода оценки, анализа возможности применения других методов расчета в рамках различных подходов к оценке; неизучение рынка аренды как непосредственно в Серебряном Бору, так и в поселках-конкурентах; использование аналогов без идентификации; отсутствие учета в расчетах информации различий между объектами исследования и аналогами по ценообразующему фактору - коммуникации; не установление ценовых параметров в конкурирующих проектах; искусственное уменьшение выбора объектов-аналогов; существенные методологические ошибки при расчете значений корректировок, приведших к существенному искажению итогового результата.
Приведенные доводы аналогичны доводам, которые заявлялись в судах нижестоящих инстанций, им дана подробная правовая оценка, они сводятся к несогласию с содержанием проведенной в рамках рассмотрения настоящего дела судебной оценочной экспертизы, которая была назначена вследствие необходимости специальных познаний в соответствующей области, что не позволяет рассматривать эти доводы жалобы в качестве основания для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов по существу, а также повлиявших на исход административного дела, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Иных доводов в жалобе не содержится.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба представителя административных истцов оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 19 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя КОО "Дексберт Энетрпрайзис Лимитед", КОО "Блекстед Лтд.", КОО "Драстренд Лтд.", КОО "Промэргент Лтд." Веселкова Н.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Н.В. Жудов
Е.В. Репина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 августа 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.