Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Сорокина С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Смоленской области на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 16 февраля 2021 года (дело N 124/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 25 мая 2021 года (дело N 33а-1630/2021) по административному делу по административному исковому заявлению Клименковой Ольги Анатольевны, Клименкова Николая Васильевича, Пучковой Оксаны Юрьевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, о возложении обязанности по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка, к Администрации города Смоленска о возложении обязанности по передаче в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области документов и сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка.
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Войты И.В, выслушав возражения представителя административных истцов по доверенностям Демьянова В.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Клименкова О.А, Клименков Н.В, Пучкова О.Ю. обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Смоленской области), в котором просили:
- признать незаконным отказ Управления Росреестра по Смоленской области от 18 декабря 2019г. в виде уведомления об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее по тексту ЕГРН) сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица N N в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, площадью 600 кв. метров, расположенного по адресу: "адрес", с вида разрешенного использования "под жилым домом" на вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства";
- обязать Управление Росреестра по "адрес" внести изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, площадью 600 кв. метров, расположенного по адресу: "адрес", с вида разрешенного использования "под жилым домом" на вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" в ЕГРН в качестве дополнительных сведений о земельном участке.
Требования мотивированы тем, что им на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом по адресу: "адрес", расположенный на земельном участке площадью 600 кв. метров с кадастровым номером N
Управлением Росреестра по Смоленской области им отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка "под жилым домом" на "для индивидуального жилищного строительства". Отказ мотивирован тем, что с таким заявлением может обратиться только собственник земельного участка - администрация города Смоленска.
Указанный отказ считают незаконным, поскольку земельный участок предоставлен в постоянное бессрочное пользование.
Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 16 февраля 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 25 мая 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления Росреестра по Смоленской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Управления Росреестра по Смоленской области Шурыгина Т.А. просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, существенное нарушение норм процессуального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 8 июля 2021 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
От филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Смоленской области" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Учреждения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав возражения представителя административных истцов, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в виду следующего.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Такие нарушения не были допущены судами обеих инстанций при рассмотрении данного административного дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договора N от ДД.ММ.ГГГГ застройщикам Пименовой З.И. и Пучкову Н.Н. на праве бессрочного пользования предоставлен земельный участок N по "адрес", для возведения одноэтажного жилого дома.
Из справки Смоленского инвентаризационно - технического бюро от N усматривается, что домовладение N по названному адресу зарегистрировано на праве собственности за Пучковым Ю.Н. (1/2 доли - договор купли N и Пучковой П.И. (1/2 доли - свидетельств: : праве на N).
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 30 июня 1998 года, Пучкова О.Ю. является наследником имущества Пучкова Ю.Н. Наследственное имущество, на которое выдано настоящее свидетельство, состоит из 1/2 доли жилого дома, общей площадью 91.6 кв. метров, со служебными постройками: сарай, две уборные, ограждение, расположенного на земельном участке мерою 539 кв. метров, находящегося в пользовании наследодателя на основании договора купли - продажи от "адрес".
На основании договора дарения от N в праве общей долевой собственности на это же строение, принадлежащее Пучковой П.И, перешло к Малынской Т.А, а после её смерти - наследникам по закону Бородкиной О.А. и Кузнецовой Е.А, которым N выдано свидетельство о праве на наследство по закону на указанное имущество.
Постановлением Главы администрации г. Смоленска от N Бородкиной О.А, Кузнецовой Е.А. и Пучковой О.Ю. предоставлен из земель, отнесенных к категории земель поселений, в аренду земельный участок площадью 600 кв. метров к дому N 62 по вышеназванному адресу, для индивидуального жилищного строительства.
18 февраля 2002 года между Комитетом по управлению имуществом г. Смоленска (арендодателем) и Бородкиной О.А, Кузнецовой Е.А, Пучковой О.Ю. (арендаторами) на неопределенный срок заключен договор аренды земельного участка, расположенного по указанному выше адресу, для индивидуального жилищного строительства.
20 июня 2002 года между Бородкиной О.А, Кузнецовой Е.А. (продавцами) и Батура Т.А. (покупателем) заключен договор купли - продажи жилого дома, по условиям которого продавцы передали в собственность покупателю 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом с надворными постройками, находящийся по указанному адресу.
В пункте 2 договора отмечено, что жилой дом расположен на земельном участке площадью 600 кв. метров, категория земель: земли поселений, разрешенное использование (назначение) - для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением Главы города Смоленска от N прекращено Бородкиной О.А, Кузнецовой Е.А, Пучковой О.Ю. право аренды земельного участка по "адрес".
Этим же постановлением Батуре Т.А. и Пучковой О.Ю. предоставлен из земель, отнесенных к категории земель поселений, в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора земельный участок с кадастровым номером N, площадью 600 кв. метров, под жилым домом, принадлежащим им на основании договора купли - продажи от 20 июня 2002 года и свидетельства о праве на наследство по закону от N
На основании пункта 4 указанного постановления Батуре Т.А. и Пучковой О.Ю. полагалось заключить в Управлении земельных отношений Администрации г. Смоленска договор аренды земельного участка, а также заключить с СОГУК "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры" охранное обязательство на использование земельного участка.
Сведения о заключении договора аренды спорного земельного участка Батурой Т.А. и Пучковой О.Ю. в Администрации г. Смоленска отсутствуют.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, земельному участку, расположенному по почтовому адресу ориентира: "адрес", присвоен кадастровый N; площадь участка составляет 600 +/- 1 кв. метров; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под жилым домом. Сведения о правообладателях земельного участка отсутствуют.
Выписка из ЕГРН от 12 апреля 2020 года содержит аналогичные сведения в отношении спорного земельного участка, однако, в особых отметках содержатся сведения о вещных правах на объект недвижимости, "у не зарегистрированных в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества: вид права: государственная собственность.
Указанная выписка из ЕГРН, а также информация филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Смоленской области указывают на следующие сведения о незарегистрированных ограничениях и обременениях права на спорный земельный участок: вид обременения - ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации: 1) заключить с СОГУК "Центр по охране и использованию Ш памятников истории и культуры" охранное обязательство на использование земельного участка; 2) содержание ограничений режима использования объектов недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории установлено пунктами 8, 9, 10 и 11 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160; 3) содержание ограничений режима использования объектов недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования земельных участков, расположенных в границах таких зон". Номер, вид или наименование зоны (территории) по документу - N с особыми условиями использования территории ВЛ УО ТП-108 Ф2.
Из выписки из ЕГРН от 26 октября 2018 года, правообладателями указанного жилого дома на праве общей долевой собственности являются: Пучкова О.Ю. (1/2 доля в праве, государственная регистрация права произведена 5 июня 2002 года), Клименкова О.А. и Клименков Н.В. (по 1/4 доле в праве у каждого, государственная регистрация права произведена 15 января 2007 года).
10 июля 2019 года Управления Росреестра по Смоленской области Пучковой О.Ю. отказано во внесении в ЕГРН сведений по заявлению от 20 июня 2019 года в отношении спорного земельного участка на том основании, что арендуемый заявителями земельный участок находится в государственной собственности. В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора.
По заявлению Клименковой О.А. от 9 октября 2019 года филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области" 29 октября 2019 года уведомил её о принятии решения об исправлении технической ошибки в сведениях земельного участка с кадастровым номером N относительно частей земельного участка в виде аренды, так как кадастровое дело этого земельного участка не содержит каких-либо договоров аренды. В связи с этим, в сведениях ЕГРН земельный участок учтен с правильными сведениями в разделе "сведения о частях земельного участка" и в разделе "незарегистрированные ограничения и обременения". Учтены только ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации: 1) содержание охранного обязательства на использование земельного участка в соответствии с СОГУК "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры"; 2) содержание ограничений режима использования объектов недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования установлено п. п. 8, 9, 10 и 11 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.
Кроме того, указано, что по сведениям ЕГРН объект недвижимости (жилой дом) с кадастровым номером N находится в общей долевой собственности, в том числе у Клименковой О.А. (1/4 доля), который в связях содержит привязку к земельному участку с кадастровым номером N.
7 ноября 2019 года Клименкова О.А, Клименков Н.В, Пучкова О.Ю. обратились в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением, указав, что техническая ошибка в сведениях о земельном участке, обременение в виде аренды исключено, в связи с чем, просили вернуться к рассмотрению их заявления от 20 июня 2019 года об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка.
28 ноября 2019 года Пучковой О.Ю, Клименковой О.А. и Клименковым Н.В. поданы заявления о внесении в ЕГРН предусмотренных законодательством Российской Федерации сведений в отношении объекта недвижимости - вида разрешенного использования с "под жилым домом" на "для индивидуального жилищного строительства", с приложением свидетельства о праве на наследство по закону и договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка.
Уведомлением Управления Росреестра по Смоленской области от 18 декабря 2019 года Клименковой О.А. отказано во внесении в ЕГРН в отношении земельного участка сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия на том основании, что по сведениям ЕГРН, указанный земельный участок является государственной собственностью, а также входит в границы территории объекта культурного наследия (Постановление Главы города Смоленска N 3919 от 6 декабря 2006 года).
Аналогичного содержания уведомления были направлены Управлением Росреестра по Смоленской области 18 декабря 2019 года в адрес Пучковой О.Ю. и Клименкова Н.В.
27 декабря 2019 года Администрацией города Смоленская отказано в удовлетворении заявления Клименковой О.А, Клименкова Н.В. и Пучковой О.Ю. об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно сообщению, направленному в адрес административных истцов, названный земельный участок предоставлен в бессрочное пользование для строительства жилого дома. В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Смоленска указанный земельный участок, имеющий кадастровый N, расположен в территориальной зоне Ж1. Право на изменение вида разрешенного использования объектов недвижимости, если изменение связано со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, реализуется при условии получения градостроительного плана земельного участка. Предельные размеры земельных участков для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого дома: минимальная площадь - 1 000 кв. м, максимальная - 1 800 кв. метров. Поскольку площадь земельного участка не соответствует градостроительным нормам территориальной зоны Ж1 Правил землепользования и застройки города Смоленска, изменение вида разрешенного использования земельного участка не представляется возможным.
Из сообщения Главного управления Смоленской области по культурному наследию, следует, что земельный участок с кадастровым номером N в границах исторически ценной городской территории, однако вне утвержденных границ территорий, зон охраняемых объектов культурного наследия, защитных зон объектов культурного наследия. В границах указанного земельного участка объекты культурного наследия отсутствуют.
Признавая незаконным оспариваемый отказ Управления Росреестра по Смоленской области и возлагая обязанность на административного ответчика произвести кадастровый учет изменений вида разрешенного использования земельного участка, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 1 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации для отказа во внесении в ЕГРН изменений вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка.
Судом отмечено, что при переходе права собственности на жилой дом административным истцам перешло право пользования земельным участком, расположенным по этому же адресу, и предоставленным первоначальным застройщикам на праве бессрочного пользования для индивидуального жилищного строительства. В отношении указанного земельного участка на основании статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации административные истцы осуществляют права его собственника, а представленные административными истцами документы, подтверждающие правомерность пользования земельным участком, имеют особое юридическое значение как правоустанавливающие документы и являются основанием для внесения изменений в ЕГРН относительно вида разрешенного использования земельного участка, с вида разрешенного использования "под жилым домом" на вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
С таким выводом суда согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов обеих инстанций судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном применении и толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В силу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218 - ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимости признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально - определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным законом сведений об объектах недвижимости.
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (часть 1 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии и пр.
Пунктами 31, 32, 35 Административного регламента, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 предусмотрено, что государственная услуга по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество предоставляется Росреестром, территориальными органами Росреестра, территориальными отделами территориального органа Росреестра, федеральным государственным бюджетным учреждениям, филиалами федерального государственного бюджетного учреждения, территориальными отделами филиалов. Государственная услуга непосредственно предоставляется федеральными государственными гражданскими служащими Росреестра, территориальных органов Росреестра, территориальных отделов территориального органа Росреестра, сотрудниками филиалов федерального государственного бюджетного учреждения, территориальных отделов филиалов.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, к которым отнесена информация о виде или видах разрешенного использования земельного участка.
Внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке (пункты 2 и 3 статьи 13 Закона N 218-ФЗ).
Подпунктом 3 пункта 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года предусмотрено, что вид или виды разрешенного использования земельного участка обозначаются путем указания:
- установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием, в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;
- вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).
В силу пункта 1 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекта недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи скульптуры декоративно - прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно частям 1 и 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ), градостроительные регламенты определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, и устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; становление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (части 2 и 2.1 статьи 37 ГрК РФ).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований (части 3 и 4 статьи 37 ГрК РФ).
Согласно пункту 27 Правил землепользования и застройки города Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 490, основными видами разрешенного использования земельных участков в зоне Ж1 являются индивидуальные жилые дома коттеджного типа, жилые дома шокированного типа, объекты бытового обслуживания, объекты розничной торговли и др.
Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование (часть 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьёй 40 Кодекса (статья 41 Земельного кодекса Российской Федерации).
При переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник (часть 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьёй 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером N, площадью 600 кв. метров, расположенного по адресу: "адрес", не исключен из оборота, предоставлен прежним застройщикам Пименовой З.И. и Пучкову Н.Н. на праве постоянного бессрочного пользования на основании договора от 25 апреля ДД.ММ.ГГГГ под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности.
В дальнейшем право общей долевой собственности на жилой дом перешло Пучковой О.Ю. (1/2 доля в праве), Клименкову Н.В. и Клименковой О.А. (по ? доли в праве каждому).
Руководствуясь вышеназванными положениями законов, суд обоснованно исходил из того, что при переходе право собственности на жилой дом, административным истцам перешло право пользования земельным участком, который был предоставлен в постоянное бессрочное пользование для строительства жилого дома первоначальным застройщикам, в связи с чем, административные истцы осуществляют права собственности земельного участка.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что административные истцы предоставили в орган государственной регистрации необходимые документы, подтверждающие законность пользования земельным участком, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что оснований для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка не имелось.
Судебная коллегия, исходя из доводов рассматриваемой кассационной жалобы, не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами двух инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в судебных актах.
Оснований, перечисленных в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебных актов, по делу не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 16 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 25 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Смоленской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.