Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Анатийчук О.М, судей Васильевой Т.Г. и Патронова Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 августа 2021 г. по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Управдом" на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 18 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 7 апреля 2021 г.
гражданское дело N 2-2598/2020 по иску администрации города Коврова к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Управдом" о возложении обязанности обеспечить организацию, обустройство и содержание мест временного накопления отходов от многоквартирного дома в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Патронова Р.В, выслушав объяснения представителя ответчика - ООО УК "Управдом" Лавровой З.П, поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Администрация города Коврова обратилась в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Управдом" (далее - ООО "Управляющая компания "Управдом") о возложении обязанности обеспечить организацию, обустройство и содержание мест временного накопления отходов на земельном участке, относящемся к общему имуществу многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ковров, ул. Колхозная, д. 28 (далее - многоквартирный дом), в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, а именно:
- согласовать создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления в соответствии с требованиями Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра;
- оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых бытовых отходов, в том числе установление на них ограждений;
- оборудовать место для крупногабаритных отходов в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований администрация указала, что многоквартирный дом не имеет на земельном участке, входящем в состав общего имущества, оборудованного места (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, что подтверждено актом инспекционного обследования. Обязанность по установке и оборудованию контейнерной площадки возложена действующим законодательством на управляющие организации. Бездействием ответчика нарушаются требования федерального законодательства и муниципальных нормативных правовых актов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду.
Решением Ковровского городского суда Владимирской области от 18 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 7 апреля 2021 г, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ООО "Управляющая компания "Управдом" ставится вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных в связи с неверным применением норм материального права и неправильным установлением фактических обстоятельств дела.
Податель жалобы указывает, что организовать на территории земельного участка, расположенного по адресу: г. Ковров, ул. Колхозная, д. 28, не представляется возможным, поскольку конфигурация расположения строений на данном участке, в том числе детского сада, не позволит соблюсти расстояние в 20 м от контейнеров до ближайшего строения, что нарушит требования санитарно-эпидемиологического законодательства. Полагает судебное решение неисполнимым.
На рассмотрение дела в судебное заседание суда кассационной инстанции представитель администрации города Коврова, ООО "Биотехнологии", ООО "ЭкоГрад", Управления Роспотребнадзора по Владимирской области не явились. О времени и месте судебного заседания, назначенного на 26 августа 2021 г, извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 5 статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В силу статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Выслушав объяснения представителя ответчика - ООО УК "Управдом" Лавровой З.П, поддержавшей доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационный суд не находит законных оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений в силу следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, управление многоквартирным домом N 28 по ул. Колхозная в городе Коврове Владимирской области осуществляется ООО "УК "Управдом".
12 октября 2020 г. администрацией города Коврова был обследован земельный участок д.28 по ул. Колхозная города Коврова и установлено, что на момент осмотра контейнерной площадки для утилизации твердых бытовых отходов на придомовой территории не имелось.
Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов (далее - КТО), включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприёмных камер, контейнерных площадок, а также организация накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов относятся к компетенции ответчика как управляющей компании.
Наличие у ответчика ООО "УК "Управдом" данных обязанностей было установлено судами с учетом положений пункта 11, подпункта "а" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, статьи 161 Жилищного кодекса Российской Фкедерации, а также положений Минимального перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (п.п. 26(1), 26(2)).
Ответчик свои обязанности не отрицал.
Общим собранием собственников помещений в доме N 28 по ул. Колхозная, города Коврова, оформленным протоколом от 7 августа 2019 г. N 10 от постановлено определить и организовать место сбора ТКО на придомовой территории за счет денежных средств собственников помещений в МКД N 28 по ул. Колхозная, города Коврова по статье "содержание и текущий ремонт".
Решением общего собрания собственников помещений в доме N 28 по ул. Колхозная, г. Коврова, оформленным протоколом от 21 сентября 2020 г. N 13, утверждена схема размещения контейнерной площадки по сбору ТКО на придомовой территории МКД N 28 по ул. Колхозная, г. Ковров, а также определено установить контейнерную площадку на территории указанного дома согласно утвержденной схеме.19 ноября 2020 г. ООО "УК "Управдом" обратилось в администрацию г. Коврова с заявкой о согласовании создания места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории многоквартирного дома N 28 по ул. Колхозная в г. Коврове согласно схеме, утвержденной решением общего собрания собственников.
4 декабря 2020 г. администрация города Коврова запросила позицию Территориального отдела в г. Ковров, Ковровском и Камешковском районах Управления Роспотребнадзора по Владимирской области на предмет соответствия указанной заявки требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно заключению Территориального отдела в г.Ковров, Ковровском и Камешковском районах Управления Роспотребнадзора по Владимирской области от 19 декабря 2019 г. в представленной ООО "УК "Управдом" заявке не указано фактическое расстояние от места размещения контейнерной площадки до многоквартирного дома N 28 по ул. Колхозная, а также до территории детского сада N 57.
Из материалов дела также усматривается, что 9 декабря 2020 г. администрацией города Ковров было принято Решение N 95 об отказе создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования город Ковров по тому основанию, что в заявке, графическом материале не указано фактическое расстояние от многоквартирного дома и детского сада до предполагаемого мета размещения контейнерной площадки. Для положительного решения рекомендовано произвести корректировку места размещения контейнеров с учетом пункта 2.3 СанПиН 2.1.7.3550-19.
ООО "УК "Управдом", не получив решение администрации города Ковров по поданной заявке, каких-либо дальнейших действий по согласованию места размещения мусорных контейнеров не предпринимало.
Возлагая на ООО "УК "Управдом" обязанность по организации, обустройству и содержанию контейнерной площадки, суды первой и апелляционной инстанций с учетом действующих правовых норм и исследованных по делу доказательств пришли к верному выводу о том, что собственники многоквартирного дома, выбрав способ управления домом передали управляющей организации функции по установке на придомовой территории контейнеров для размещения ТКО. Предусмотренную жилищным и санитарно-эпидемиологическим законодательством обязанность ООО "УК "Управдом" не выполнило.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов соглашается, считает, что они основаны на верно установленных обстоятельствах дела и правильно примененных нормах действующего законодательства.
Что же касается доводов кассационной жалобы о неисполнимости судебного решения в связи с объективной невозможностью размещения контейнерной площадки на расстоянии 20 метров от здания детского сада, то суд кассационной инстанции обращает внимание ООО "УК "Управдом" на следующее.
Пунктом 2.2. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 5 декабря 2019 г. N 20 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" (вместе с "СанПиН 2.1.7.3550-19. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы... ") предусмотрено, что расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м.
Между тем, пунктом 2.3 указанного документа установлено, что при невозможности соблюдения указанных в пункте 2.2 Санитарных правил расстояний, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации по обращению собственника земельного участка принимают решение об изменении расстояний от мест (площадок) накопления ТКО до нормируемых объектов, но не более чем на 25%, на основании санитарно-эпидемиологической оценки и при условии оборудования таких мест (площадок) навесами над мусоросборниками (за исключением бункеров).
Данный документ действовал на момент вынесения судебного решения, однако с 1 января 2021 г. утратил силу в связи с изданием нового Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы... ").
Между тем, требования к организации контейнерных площадок в части их удаленности до иных объектов остались прежними.
Так, пунктом 4 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
При этом допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет её соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам.
Таким образом, с учетом положений Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3, которые будут применяться при исполнении вступивших в законную силу судебных постановлений по настоящему делу, ответчик не лишен возможности согласовать с уполномоченным органом также и иное размещение контейнерных площадок, отличное от нормативно установленных.
Обжалуемые по делу судебные постановления приняты с соблюдением норм материального права и исполнимы. Процессуальных нарушений судами не допущено.
Оснований для отмены судебных постановлений судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 379?, 390, 390? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ковровского городского суда Владимирской области от 18 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 7 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Управдом" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.