Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО7, судей ФИО2 и ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ МВД России по "адрес" о признании отказа незаконным, обязании предоставить безвозмездную субсидию на приобретение жилья
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО7, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ МВД России по "адрес", в котором просил признать отказ ГУ МВД России по "адрес" незаконным, обязать ГУ МВД России по "адрес" предоставить ему и членам семьи безвозмездную субсидию на приобретение жилья.
В обоснование исковых требований истец указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Федеральных органах налоговой полиции. В период прохождения службы его семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет по месту прохождения службы. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N налоговая служба была упразднена. В соответствии со ст. 1 ФЗ N121-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ он и члены его семьи в 2009 году приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в ГУ МВД России по "адрес". До настоящего времени его многодетная семья из пяти человек состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. На его обращение в ноябре 2019 года о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья Департаментом по материально-техническому обеспечению и медицинскому обслуживанию МВД России предоставлен ответ, из содержания которого следовало, что он и члены его семьи будут обеспечиваться по месту постановки на учет согласно очередности в установленном законодательством Российской Федерации порядке по мере поступления соответствующего жилья для распределения. Истец полагает, что ему незаконно отказывают в предоставлении безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья, что послужило основанием для обращения в суд.
Решением Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить судебные постановления как вынесенные с нарушениями норм материального и процессуального права.
ГУ МВД России по "адрес" принесены возражения на кассационную жалобу.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 доводы кассационной жалобы поддержал, представитель ГУ МВД России по "адрес" по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
В судебном заседании был объявлен перерыв до ДД.ММ.ГГГГ. После перерыва в судебное заседание явились ФИО1, поддержавший доводы жалобы, и представитель ГУ МВД России по "адрес" по доверенности ФИО5, возражавший против удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1 проходил службу в Управлении Федеральной налоговой полиции по "адрес" с марта 1995 года.
По месту службы истец был принят на учет по улучшению жилищных условий решением ЖБК Управления ФСНП России по "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N Федеральная налоговая служба Российской Федерации упразднена.
Приказом Управления ФСНП России по "адрес" N л/с от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен из органов ФСНП с ДД.ММ.ГГГГ по сокращению штатов.
Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУВД по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и члены его семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на учет с целью получения безвозмездной субсидии на приобретение жилья в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (основание ст. 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ФЗ в редакции ФЗ N от ДД.ММ.ГГГГ).
На обращение истца в МВД России по вопросу улучшения жилищных условий путем предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья заместителем начальника Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России ФИО1 предоставлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ N, из которого следует, что в настоящее время порядок получения безвозмездной субсидии на приобретение жилья, предусмотренный ч. 3 ст. 55 Федерального закона N 86-ФЗ Правительством Российской Федерации не определен. Порядок предоставления единовременной выплаты определен Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N. Оснований для принятия его на учет для предоставления единовременной выплаты по линии МВД России не имеется.
Также на обращение ФИО1 в МВД России по вопросу жилищного обеспечения заместителем начальника управления жилищной политики, имущественных и хозяйственных отношений ДТ МВД России - начальником отдела ФИО6 предоставлен ответ N от 2019 года, из которого следует, что жилым помещением по договору социального найма он будет обеспечиваться по месту постановки на учет согласно очередности в установленном законодательством Российской Федерации порядке по мере поступления соответствующего жилья для распределения.
Истец в судебном заседании пояснил, что он и его семья приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в ГУ МВД России по "адрес". Более 16 лет вопрос о предоставлении жилого помещения многодетной семьи не решался, неоднократные обращения не приносили положительного результата. Согласно данным Департамента тыла, МВД России ежегодно осуществляет меры по увеличению бюджетных ассигнований для решения жилищных вопросов. Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает предоставление безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья, но данная обязанность ответчиком не исполнена.
Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель ответчика ГУ МВД России по "адрес" - по доверенности ФИО4 в судебном заседании пояснила, что решением Центрально-бытовой комиссии ГУ МВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, протокол N истец и члены его семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на учет с целью получения безвозмездной субсидии на приобретение жилья с учетом даты постановки на жилищный учет в Федеральной службе налоговой полиции, субсидия будет предоставлена истцу при выделении соответствующих денежных средств из бюджета.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований.
Делая данный вывод, суд исходил из того, что в соответствии с ч. 3 ст. 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ФЗ решением Центрально-бытовой комиссии ГУ МВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, протокол N истец и члены его семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на учет с целью получения безвозмездной субсидии на приобретение жилья с учетом даты постановки на жилищный учет в ФСНП; право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья сотрудникам упраздненных федеральных органов налоговой полиции устанавливается Правительством Российской Федерации, однако в настоящее время порядок получения безвозмездной субсидии данной категории лиц не установлен. Также суд указал на то, что поскольку службу в органах внутренних дел истец не проходил, то соответственно, положения ст. ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ на истца не распространяются. На основании изложенного, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания отказа ГУ МВД России по "адрес" незаконным, возложении на ответчика обязанности предоставить истцу и членам его семьи безвозмездную субсидию на приобретение жилья.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами нижестоящих судов на основании следующего.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ упразднена Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации.
Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции упраздняемой Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений (статья 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N).
Пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N постановлено Правительству Российской Федерации и руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти обеспечить согласно законодательству Российской Федерации выплату гражданам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, пособий, а также предоставление им и членам их семей установленных льгот и компенсаций.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N был принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления", в котором был определен круг социальных гарантий предоставляемых сотрудникам упраздняемых федеральных органов налоговой полиции, в том числе связанных с улучшением жилищных условий.
Так, в соответствии с абз. 3 статьи 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ФЗ лица, уволенные со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию, состоявшие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в указанных органах и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, подлежат постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел по месту их пенсионного обеспечения с учетом даты предыдущей постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в федеральных органах налоговой полиции. Указанным лицам предоставляется право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае судами установлено, что решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУВД по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и члены его семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на учет с целью получения безвозмездной субсидии на приобретение жилья в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом даты постановки на жилищный учет в Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации. Однако порядок получения безвозмездной субсидии на приобретение жилья сотрудникам упраздненных федеральных органов налоговой полиции Правительством Российской Федерации не установлен.
Между тем, отсутствие правового регулирования не может лишать сотрудников упраздненных федеральных органов налоговой полиции и членов их семей права на получение социальных гарантий, в том числе связанных с улучшением жилищных условий.
В частности, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводом нижестоящих судов о том, что положения ст. ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на истца не распространяются.
В соответствии с Законом "О федеральных органах налоговой полиции", постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-I "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", признанными утратившими силу на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ФЗ, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, как и МВД России, относилась к правоохранительным органам, служба в Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации являлась таким же видом государственной службы, как и служба в МВД России, прохождение службы сотрудниками органов налоговой полиции, так же как и прохождение службы сотрудниками органов внутренних дел, осуществлялось в публичных интересах и непосредственно было связано с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, чем и обусловлен особый правовой статус сотрудников органов налоговой полиции, равно как и сотрудников органов внутренних дел, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и членам их семей.
После упразднения с ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации с передачей ее функций МВД России, на которое, в том числе, была возложена обязанность обеспечить выплату гражданам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, пособий, а также предоставление им и членам их семей установленных льгот и компенсаций, социальных гарантий, в том числе связанных с улучшением жилищных условий, правовой статус сотрудников налоговой полиции и членов их семей был сохранен.
Согласно части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 6 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N-П в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется на основе принципа юридического равенства.
Учитывая, что функции упраздненной Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации были переданы МВД России, на которое была возложена в том числе обязанность по материальному обеспечению членов семей сотрудников органов налоговой полиции, предоставлению им мер социальной поддержки и социальных гарантий, в том числе связанных с улучшением жилищных условий, которые аналогичны социальным гарантиям, предоставляемым сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей, то отсутствие правового механизма, регулирующего порядок предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья сотрудникам упраздненных федеральных органов налоговой полиции, не может лишать таких лиц права на получение социальных гарантий, установленных статьями 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N247-ФЗ.
Иное не соответствовало бы части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации и не отвечало характеру обязанностей государства по отношению к сотрудникам упраздненных федеральных органов налоговой полиции.
На недопустимость таких различий в правах граждан, находящихся в одинаковых или сходных ситуациях, обращено внимание и в пункте 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-П, а именно что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в силу которых такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; из конституционных принципов справедливости, равенства и соразмерности вытекает обращенный к законодателю запрет вводить различия в правовом положении лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
При таких обстоятельствах, вывод судов о не распространении на истца положений статей 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не основан на законе.
Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении спора допущено неправильное применение норм материального права, что повлекло неверное определение юридически значимых обстоятельств дела и повлияло на правильность вывода суда по существу спора.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным.
Нарушения, допущенные при постановлении решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции, проверявшим его законность и обоснованность, устранены не были.
Указанные нарушения являются существенными, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя жалобы, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных постановлений и нового рассмотрения дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить решение Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду учесть изложенное, проверить основание заявленных требований, правильно определить обстоятельства, имеющие юридическое значение для разрешения спора, закон, подлежащий применению, и с учетом этого постановить законное и обоснованное судебное постановление.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Тверской районный суд "адрес".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.