Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО8, судей ФИО4 и ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес" об обязании перерасчета пенсии по выслуге лет, взыскании штрафа
по кассационной жалобе ФИО3 в лице представителя по доверенности ФИО1 на решение Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Второго ФИО8, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратился в суд к ГУ МВД России по "адрес" с иском об обязании произвести перерасчет пенсии по выслуге лет, взыскании задолженности по выплате пенсии по выслуге лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2793391 руб. и штрафа в размере 50% от суммы перерасчета в сумме 1396695 руб.
В обоснование заявленных требований ФИО3 ссылался на то, что ДД.ММ.ГГГГ ему была назначена пенсия по выслуге лет, однако расчет пенсии был произведен ответчиком неверно, так как не был учтен стаж службы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, надбавка за инвалидность и оклад по должности первого заместителя начальника Центрального Регионального Центра МЧС России. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД России по "адрес" с заявлением о перерасчете пенсии, однако в удовлетворении данной просьбы ему было отказано, что является незаконным и нарушает его права.
Решением Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО3 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ данное решение оставлено без изменений.
В кассационной жалобе ФИО3 в лице представителя по доверенности ФИО1 просит отменить судебные постановления как вынесенные с нарушениями норм материального и процессуального права.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО3 и его представитель по доверенности ФИО1 доводы кассационной жалобы поддержали.
Представитель ГУ МВД России по "адрес" по доверенности ФИО6 возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ генерал-майору внутренней службы ФИО3 была назначена пенсия по выслуге лет в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При этом в расчет пенсии были учтены следующие периоды его службы:
служба в Государственной противопожарной службе:
- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсант Иркутского пожарного-технического училища МВД ФИО2;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности начальника караула 15 самостоятельной военизированной пожарной части УПО УВД "адрес"исполкома;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности инспектора кадров УВД "адрес"исполкома;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности начальника караула 9 военизированной пожарной части 2 отдела военизированной пожарной охраны Управления пожарной охраны УВД "адрес"исполкома;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - слушатель Иркутского факультета Высшей инженерной пожарно-технической школы МВД ФИО2;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности заместителя начальника 24 самостоятельной военизированной пожарной части Управления пожарной охраны УВД "адрес"исполкома;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя начальника 24 самостоятельной военизированной пожарной части Управления пожарной охраны УВД "адрес"исполкома;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности заместителя начальника 19 отряда пожарной охраны Пожарной аварийно-спасательной службы УВД "адрес";
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности начальника 1 отряда государственной противопожарной службы УГПС УВД "адрес";
С ДД.ММ.ГГГГ государственная противопожарная служба МВД РФ была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности начальника 1 отряда государственной противопожарной службы УГПС МЧС "адрес";
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности Первого заместителя начальника Дальневосточного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Государственной противопожарной службы;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности исполняющего обязанности первого заместителя начальника Дальневосточного регионального центра Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Государственной противопожарной службы (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности первого заместителя начальника Центрального регионального центра по Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 - в распоряжении Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности исполняющего обязанности по невакантной должности начальника Центра обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы МЧС России бедствий (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности начальника Центра обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы МЧС России (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности начальника Федерального казенного учреждения "Управление договорных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы), с ДД.ММ.ГГГГ Федеральное казенное учреждение "Управление договорных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" создано путем изменения типа государственного учреждения " Управление договорных подразделений федеральной противопожарной службы";
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в распоряжении Министра Российской Федерации но делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Также суд установил, что выслуга лет ФИО3 в календарном исчислении составила 40 лет 04 месяца 29 дней.
Выслуга лет в льготном исчислении - 48 лет 11 месяцев 06 дней.
Выслуга лет (общий трудовой стаж) на ДД.ММ.ГГГГ для назначения пенсии - 48 лет 11 месяцев 06 дней.
Приказом Федерального казенного учреждения "Управление договорных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" N-НС от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был уволен со службы по пункту "ж" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации" по болезни - на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе.
С расчетом выслуги лет на пенсию генерал-майор внутренней службы ФИО3 был ознакомлен лично под роспись.
В соответствии с заключением 30/162910 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении пенсии за выслугу лет, при расчете пенсии истца были учтены размер должностного оклада в сумме 27000 руб, оклада по званию в сумме 20000 руб, процентная надбавка за выслугу лет (40 лет) в сумме 18880 руб. (40%), а всего 65800 руб. Сумма, принятая для исчислении пенсии (54% от размера денежного довольствия) - 35532 руб.
На основании статьи 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия за выслугу 48 лет в размере 85% денежного довольствия в сумме 30202 руб. в месяц.
Согласно справке серии МСЭ-20011 N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 установлена третья группа инвалидности, причина - заболевание, полученное в период военной службы.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД России по "адрес" с заявлением разъяснении права на перерасчет пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ начальником Центра пенсионного обслуживания ГУ МВД России по "адрес" ФИО7 ФИО3 был дан ответ о том, что пенсия ему исчисляется в соответствии с Приложением N к приказу МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N по последней занимаемой должности и справке, выданной финансовым отделом ФКУ УДП ФПС ГПС, из расчета должностного оклада 27000 руб, оклада по званию 20000 руб, процентной надбавки за выслугу лет 40% от оклада денежного содержания (27 000 руб. + 20 000 руб.) х 40% = 18 800 руб. В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N с ДД.ММ.ГГГГ пенсия пересчитана из увеличенных окладов по должности и званию в 1, 04 раза и составляет 42014 руб. 17 коп. Пенсия выплачивается в соответствии с действующим законодательством и у ЦПО не имеется правовых оснований для перерасчета пенсии в большем размере.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО3 требований исходя из того, что пенсионное обеспечение истца осуществляется в полном соответствии с требованиями Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и правовые основания для исчисления истцу пенсии из расчета оклада по должности, занимаемой до перевода на должность с меньшим окладом в данном случае отсутствуют. В частности, суд указал, что расчет пенсии из оклада по штатной должности, которую занимал истец на момент увольнения со службы, не является нарушением действовавшего законодательства, так как норма абз. 2 пп. "б" п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N не является императивной.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами районного суда, при этом, отклоняя доводы истца, сослался на то, что из послужного списка ФИО3 усматривается, что до перевода он занимал должности начальствующего состава менее трех лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не может не может признать принятые судебные постановления законными и обоснованными на основании следующего.
Пенсионное обеспечение истца производится на основании Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Во исполнение Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке исчисления выслуги, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" определены составляющие денежного довольствия (оклады и другие выплаты), учитываемые при исчислении пенсии.
Согласно пп. "б" п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (кроме указанных в подпунктах "д" и "е" настоящего пункта) включаются: оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячная надбавка к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), исчисленная из этих окладов.
Лицам начальствующего состава в званиях полковника милиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции и выше, переведенным по решению ФИО2 внутренних дел Российской Федерации, ФИО2 юстиции Российской Федерации в интересах службы по состоянию здоровья или возрасту с должностей, которые они занимали не менее трех лет, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их со службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода (абзац второй пп. "б" п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N).
Таким образом, правительство Российской Федерации сохранило в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N льготу, ранее предусмотренную Положением о пенсионном обеспечении лиц начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел ФИО2 и их семей, утвержденным постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N, об исчислении пенсии за выслугу лет из оклада по должности, который лица начальствующего состава Министерства внутренних дел ФИО2 имели до перевода на должности с меньшим окладом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N-О, норма о том, что лицам офицерского состава в званиях полковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья или возрасту с должностей, которые они занимали не менее трех лет, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим ко дню перевода право на пенсию за выслугу лет, при увольнении с действительной военной службы пенсии исчисляются из оклада по штатной должности, которую они занимали до перевода, если он выше оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию на день увольнения и процентной надбавки за выслугу лет на должностях офицерского состава, исчисленной из этих окладов, была установлена Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям", принятом во исполнение Закона ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ "О пенсионном обеспечении военнослужащих". Правительство Российской Федерации, сохранив эту льготу, предоставило ее военнослужащим в звании "подполковник" и выше, учитывая более высокий уровень ответственности, характер и содержание должностных обязанностей названной категории военнослужащих, отражающих уровень образования, квалификации, заслуги, условия прохождения военной службы в иерархической системе Вооруженных Сил Российской Федерации, в пределах законодательных предписаний (статья 114, пункты "д", "ж" части 1, Конституции Российской Федерации).
Из содержания приведенных выше нормативных положений, в том числе действовавших на момент назначения истцу пенсии по выслуге лет, следует, что исчисление пенсии сотруднику, переведенному на должность с меньшим должностным окладом, исходя из размера сохраненного по прежней должности оклада возможно только при наличии соответствующих условий: сотрудник имеет звание полковника и выше; перевод на указанную должность осуществлен по решению руководителя министерства по состоянию здоровья или возрасту; перевод осуществлен с должности, занимаемой сотрудником не менее трех лет; на день перевода у сотрудника имеется выслуга, дающая право на пенсию за выслугу лет.
При этом в силу положений статей 67, 195, 196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Однако суд первой инстанции приведенные положения пенсионного законодательства, регулирующего возникшие спорные отношения, не принял во внимание, вышеуказанные юридически значимые обстоятельства не установил, ограничившись суждением о том, что норма абз. 2 пп. "б" п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N не является императивной.
Тогда как истец ФИО3 указывал, что при переводе с должности с должностей начальствующего состава (Первого заместителя начальника Дальневосточного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Государственной противопожарной службы; первого заместителя начальника Центрального регионального центра по Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) в интересах службы при наличии звания генерал-майора и выслуги, дающей право на пенсию за выслугу лет, на должность с меньшим должностным окладом, ему было разъяснено его право на получение пенсии по ранее занимаемой должности.
Между тем, данные доводы истца надлежащей правовой оценки суда применительно к вышеприведенным правовым нормам не получили, процессуальные обязанности судом первой инстанции выполнены не были, решение суда постановлено без установления юридически значимых обстоятельств дела.
Таким образом, принятое решение суда требованиям ст. ст. 195, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не соответствует.
В нарушение требований ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда без изменения, нарушения, допущенные судом первой инстанции, не устранил, вышеуказанные юридически значимые обстоятельства в полной мере не установил, доводы истца не проверил, в связи с чем, апелляционное определение также нельзя признать обоснованным.
Указанные нарушения являются существенными, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя жалобы, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного постановления и нового рассмотрения дела.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, правильно определить обстоятельства, имеющие юридическое значение для его разрешения, закон, подлежащий применению, и с учетом установленных обстоятельств постановить законное и обоснованное судебное постановление.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение в Московский городской суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.