Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Кулешовой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Иванова В.Н. на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 30 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 10 февраля 2021 года по административному делу N 2а-3701/2020 по административному исковому заявлению Иванов А.Я, Иванова В.Н. к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга об оспаривании распоряжения.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя административных истцов Иванова А.Я, Ивановой В.Н, - Толстопятенко Е.В, поддержавшей доводы изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванов А.Я, Иванова В.Н. обратились во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просили признать незаконным распоряжение администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга от 04 марта 2020 года N 174-р о снятии истцов с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права истцы просили возложить на администрацию Фрунзенского района Санкт- Петербурга обязанность восстановить Иванова А.Я, Иванову В.Н. на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с даты постановки на указанный вид учёта.
В обоснование поданного в суд иска Иванов А.Я, Иванова В.Н. ссылались на то обстоятельство, что с 09 февраля 1989 года состояли на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, однако решением администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга от 04 марта 2020 года N 174-р истцы сняты с указанного вида учета, со ссылкой на основание, предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, что, по мнению истцов, является незаконным и не соответствует их фактической жилищной обеспеченности, поскольку при расчёте размера обшей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи истцов, администрация района необоснованно учла в качестве члена семьи внука истцов - Агаркова Е.А, который, по утверждению Иванова А.Я. и Ивановой В.Н... не является членом их семьи и ведёт с ними раздельное хозяйство.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 30 сентября 2020 года оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 10 февраля 2021 года в удовлетворении иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Согласно выпискам из ЕГРН, Иванов А.Я, Иванова В.Н. являются собственниками долей (5/32 и 6/32 соответственно) в праве общей долевой собственности на квартиру N 36 в жилом доме N 2 корпус 4 литер А по улице Турку в городе Санкт-Петербурге, обшей площадью 53, 8 кв.м (л.л. 49, 52).
Справкой, выданной отделом вселения и регистрационного учета ПСУ "Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга", подтверждается, что Иванов А.Я, Иванова В.Н. в указанной квартире зарегистрированы по месту жительства с 23 декабря 1968 года (л.д. 50).
Помимо истцов в данной квартире по месту жительства зарегистрированы их внуки: Агарков А.А. с 05 мая 1996 года и Агарков ЕА. с 31 октября 1994 года.
Решением Исполкома Фрунзенского районного Совета народных депутатов от 19 февраля 1989 года (выписка из протокола заседания) подтверждается, что Иванов А.Я, Иванова В.Н. приняты на учёт по улучшению жилищных условий в составе семьи 4 человека (наниматели, дочь, внук Агарков Е.А. 1988 г.р.)
Решением администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга от 04 марта 2020 года N 174-р Иванов А.Я... Иванова В.Н. сняты с учёта нуждающихся в жилых помещениях по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д.30).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что уровень жилищной обеспеченности истцов позволял районной администрации принять решение о снятии их с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда согласилась с ним по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2 части 1).
Отношения, связанные с учётом граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением таких жилых помещений в городе Санкт-Петербург регулируются Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (далее Закон Санкт-Петербурга о порядке ведения учета граждан).
Согласно части 2 статьи 1 названного выше Закона Санкт- Петербурга. на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в обшей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определённого места жительства, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, а также признанные малоимущими по основаниям, установленным статьей 2 этого же Закона Санкт-Петербурга.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим же Федеральным законом.
Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.
Согласно части 2 статьи 6 Вводного закона, граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Эта же норма Федерального закона предусматривает, что указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК Российской Федерации, с учетом приведённых в ней положений.
Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В силу пункта 29.1 действовавших до введения в действия ЖК Российской Федерации Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных, условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утверждённых Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года N 712/6, снятие граждан с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий производилось решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
По смыслу части 2 статьи 6 Вводного закона, гражданин, принятый на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, мог быть снят с этого учёта либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01 марта 2005 года, давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Под таким основанием для снятия с учёта как улучшение гражданином жилищных условий (пункт 1 части 2 статьи 32 ЖК РСФСР) следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилого помещения по той норме предоставления площади жилого помещения, которая установлена действующим законодательством (применительно к г. Санкт-Петербург норме предоставления, указанной в пункте I статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407- 65).
Таким образом, при решении вопроса о наличии оснований для снятия граждан с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принятых на такой учёт в соответствии с законодательством, действующим на территории Санкт-Петербурга до вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", уровень жилищной обеспеченности таких граждан следует проверять на предмет его соответствия норме предоставления (как это было установлено ранее действовавшими Правилами учёта), но при этом сама норма предоставления должна определяться в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Пунктом 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" норма предоставления, составляет 18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек, В силу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено" что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
До приобретения в собственность комнаты N 6 в квартире 36 в доме 2 корпус 4 по улице Турку в Санкт-Петербурге Иванов А.Я... Иванова В.Н. и их дочь Иванова (Агаркова) Е.А. занимали в указанной квартире две комнаты, обшей жилой площадью 21.65 м (10 + 11 кв.м.) по договору социального найма, что подтверждается ордером N 030100 на вселение в жилое помещение на условиях социального найма (л.д. 161-162).
Решением Исполкома Фрунзенского районного Совета народных депутатов от 19 февраля 1989 года (выписка из протокола заседания) подтверждается, что Иванов А.Я, Иванова В.Н. приняты на учёт по улучшению жилищных условий в составе семьи 4 человека (наниматели, дочь, внук Агарков Е.А. 1988 г.р.)
В заявлении Ивановой В.Н. от 20.01.1989 года о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий состав семьи указан тоже 4 человека.
Внук административных истцов Агарков Е.А. зарегистрирован в указанное жилое помещение 31 октября 1994 года в качестве члена семьи нанимателя Иванова А.Я... с его согласия и согласия его супруги Ивановой В.Н. (л.д. 108). Такое согласие требовалось. поскольку сама мать несовершеннолетнего на момент вселения Агаркова Е. - Иванова (Агаркова) Е.А, вселялась и регистрировалась в эту же квартиру по месту жительства также 31 октября 1994 года в связи с переменой места жительства из "адрес" п о "адрес" (л.д. 141).
Другой внук административных истцов - Агарков А.А. 05 мая 1995 года рождения также вселён в "адрес" в "адрес" "адрес" по "адрес" с их согласия 05 мая 1996 года в связи с переменой места жительства из "адрес" пос. Шушары тер. "адрес" г. Санкт-
Петербурга (л.д. 148, 149).
19 февраля 2013 года между Жилищным комитетом Санкт-Петербурга, с одной стороны, и Агарковым Е.А... Агарковым А.А,, с другой стороны, заключен договор передачи 21/32 доли коммунальной "адрес" "адрес" по "адрес" в собственность (приватизации) - л.д. 167-168. согласно которому Агарков Е.А. приобрёл 10/32 доли квартиры, а Агарков А.А. - 11/32 доли квартиры комнаты площадью 10 кв.м, и 11 кв.м, соответственно (л.д. 167-168).
При этом Иванов А.Я... Иванова В.Н, и Агаркова Е.А. выразили согласие на приватизацию Агарковым Е.А, Агарковым А.А. указанного жилого помещения, но сами отказались от его приватизации, что подтверждается соответствующими заявлениями истцов (л.д. 158-159).
В силу статьи 19 Вводного закона, в случае приобретения жилого помещения в порядке приватизации в собственность одного из членов семьи, совместно проживающие в этом жилом помещении лица, отказавшиеся от участия в его приватизации, но давшие согласие на ее осуществление, получают самостоятельное право пользования данным жилым помещением.
То обстоятельство, что Иванов А.Я, Иванова В.Н... их дочь Агаркова (Иванова) Е.А, внуки Агарков Е.А. и Агарков А.А, на момент приватизации жилого помещения полагали себя членами одной семьи, подтверждается их совместным заявлением, поданным 11 октября 2012 года в администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга о предоставлении освободившейся в "адрес" "адрес" по "адрес" после смерти нанимателя Прошиной В.Н. комнаты N 6 площадью 10, 6 кв.м, и заключении одного договора социального найма на всю квартиру.
Впоследствии на основании решения жилищной комиссии администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга от 16 октября 2012 года освободившаяся комната площадью 10, 6 кв.м, была предложена к выкупу Иванову А.Я. и Ивановой В.Н, Агарковой Е.А, Агаркову Е.А. и Агаркову А.А. в соответствии со статьёй 3 Закона Санкт- Петербурга от 02.05.2006 N 169-27 "О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга" целевым назначением с применением понижающего коэффициента к рыночной стоимости (материалы учётного дела N 8900388).
Комната площадью 10.60 кв.м, государственного жилищного фонда приобретена Ивановым А.Я,. Ивановой В.Н. по договору купли-продажи, заключённому 18 марта 2013 года между истцами и Санкт-Петербургским ГБУ "Горжилобмен" по цене 377231 рубль при её рыночной стоимости 1257438 рублей (л.д. 19-20). Агаркова Е.А, Агарков Е.А, и Агарков А.А. отказались от права выкупа указанной комнаты в пользу истцов (материалы учётного дела N 8900388).
Таким образом, квартира N 36 в доме 2 корпус 4 по улице Турку в г. Санкт-Петербурге с 2013 года в результате гражданско-правовых сделок, совершённых по взаимному согласию Иванова А.Я, Ивановой В.Н... Агаркова Е.А. и Агаркова А.А, находится в их общей долевой собственности, владение, пользование и распоряжение которой (квартирой), в силу статей 246, 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществляется по соглашению всех сособственников.
Следовательно, то обстоятельство, что оплата коммунальных услуг по соглашению с управляющей организацией производится истцами и их внуками Агарковым Е.А, Агарковым А.А. раздельно (л.д. 111-115), не опровергает правильности доводов представителя администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга о совместном пользовании участниками обшей долевой собственности, связанными отношениями родства, всей квартирой, в том числе помещениями вспомогательного использования, и необходимости учёта общей площади "адрес" "адрес" "адрес" в "адрес" (62, 4 кв.м.) принадлежащей Агаркову Е.А. на праве собственности в целях определении уровня жилищной обеспеченности истцов в порядке проведения актуализации сведений и решения вопроса об их нуждаемости в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Помимо отдельной трехкомнатной "адрес" "адрес". по Загребскому бульвару, внуку административных истцов Агаркову Е.А. также принадлежит на праве общей совместной собственности "адрес" "адрес" в посёлке Шушары
тер. Ленсоветовский в г. Санкт-Петербурге обшей площадью 33.2 кв.м, (л.д. 79 оборот).
Довод административных истцов о том, что они не обладают правом пользования принадлежащими Агаркову Е.А. квартирами, не имеет правового значения, поскольку часть 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит установленной этой нормой порядок определения уровня жилищной обеспеченности гражданина в целях решения вопроса о предоставлении ему жилой плошали государственного жилищного фонда на условиях социального найма в зависимость от наличия у такого лица предусмотренных законом оснований возникновения права бессрочного пользования жилыми помещениями, принадлежащими другим членам его семьи.
Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о возможности принятия к рассмотрению жалобы гражданина М.И. Водэ об оспаривании конституционности части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, указал, что предусмотренное названной нормой требование об определении уровня обеспеченности общей жилой площади исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих членам одной семьи, направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам с учетом уровня обеспеченности их жильем в составе семьи, что соответствует правовой природе жилищных гарантий, а также общеправовому принципу справедливости. При этом право выбора формы обеспечения жильем принадлежит самим гражданам (Определение от 26 марта 2020 года N 602-0).
Таким образом, доля общей площади жилых помещений, приходящаяся на каждого члена истцов, составит 23, 24 кв.м. = (53, 80 кв.м, (площадь "адрес" "адрес" по "адрес" + 62, 40 кв.м, (площадь "адрес" по Загребскому бульвару, принадлежащей Агаркову Е.А.) 5 человек.
Следовательно, на дату принятия оспариваемого решения жилищная обеспеченность административных истцов составляла величину значительно большую установленной Законом Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" нормы предоставления площади жилого помещения для семьи, состоящей из двух и более человек, а связи с чем. у администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга имелись правовые основания для снятия Иванова А.Я, Ивановой В.Н. с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 30 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 10 февраля 2021 года по административному исковому заявлению Иванов А.Я, Иванова В.Н. к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга об оспаривании распоряжения оставить без изменения, кассационную жалобу Иванова В.Н. - без удовлетворения.
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 30 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 10 февраля 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 08 сентября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.