Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Белинской С.В.
судей Ирышковой Т.В, Рогачевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 8 апреля 2021 г. по делу N 2-4511/2020 по иску ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании права на пенсию по случаю потери кормильца на льготных условиях.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, объяснения представителя ФИО1 адвоката ФИО9, действующей на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ и доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года, поддержавшей доводы жалобы; представителя Главного управления Министерства внутренних дел России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО5, действующего на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возражавшего относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее также- ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области) о признании права на пенсию по случаю потери кормильца на льготных условиях.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 11 ноября 2019 г. умер ее супруг ФИО6, который являлся военнослужащим, ветераном боевых действий, ветераном военной службы, проходил службу в МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
На момент смерти супруга истец являлась нетрудоспособной и получала пенсию, ей исполнилось 62 года, она является инвалидом 2 группы.
6 мая 2020 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца на льготных условиях.
Письмом ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 27 мая 2020 г. в назначении истцу пенсии по случаю потери кормильца в льготном порядке отказано.
Истец полагала, что имеются правовые основания для назначения ей пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N4468-1 от 12.02.1993 г, поскольку согласно заключения от 13 апреля 2020 г. ФКУ ГБ СМСЭ по Санкт-Петербургу Минтруда России Бюро МСЭ по Санкт-Петербургу смерть ФИО6 связана с заболеванием, полученным в период военной службы.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 8 апреля 2021 г, исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО7, поданной её представителем адвокатом ФИО9, содержится просьба об отмене вышеуказанных судебных постановлений, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца ФИО1
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1, 9 октября 1957 года рождения состояла в зарегистрированном браке с ФИО6, 26 сентября 1955 года рождения.
С 15 марта 2010 г. ФИО6 была установлена 2 группа инвалидности бессрочно, в качестве причины указана военная травма.
11 ноября 2019 г. ФИО6 умер.
На учете в Центре пенсионного обслуживания ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области состоял старший преподаватель кафедры гуманитарных и социальных наук Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России подполковник ФИО6 Пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" ФИО6 назначена с 26 июля 2008 г. и прекращена с 1 декабря 2019 г. в связи со смертью.
6 мая 2020 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца на льготных условиях.
Письмом ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 27 мая 2020 г. в назначении пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N4468-1 от 12.02.1993 г. ФИО1 отказано.
Согласно заключения ФКУ "ГБ МСЭ по г. Санкт-Петербургу" Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы N21 от 13 апреля 2020 г. N13.21.78/2020, смерть ФИО6, являющегося инвалидом, связана с причиной "заболевание получено в период военной службы".
Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований, руководствовался положениями статьи 30 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. 4468-I, определяющей право на пенсию на льготных условиях, пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения обязанности на ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по назначению ФИО1 пенсии по случаю потери кормильца на льготных условиях, поскольку смерть ФИО6 наступила не вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 названного Закона.
Суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении иска ФИО1
Порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей урегулирован Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее также-Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-I условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные данным законом, распространяются, в том числе, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I супруги лиц, указанных в статье 1 этого закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 данного закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а занятые из них уходом за ребенком умершего, не достигшим 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет, в том числе независимо от того, проходят они военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или нет.
Согласно пункту "а" статьи 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I к инвалидам из числа лиц, указанных в статье 1 названного закона, относятся инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного частью первой статьи 18 данного закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг.
Статьей 28 этого же закона предусмотрено, что пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 данного закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии. При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену (при соблюдении условия, указанного в части первой статьи 18 этого закона), и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте.
Как правомерно указано в обжалуемых судебных актах, согласно приведенных нормативных положений, для назначения пенсии по случаю потери кормильца на льготных условиях по части 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I супругам лиц, указанных в статье 1 Закона, требуется не только достижение соответствующего возраста (55 лет для мужчин и 50 лет для женщин), но и наличие такого обязательного условия, как наступление смерти кормильца вследствие военной травмы, которой признается ранение, контузия, увечье или заболевание, полученные данными лицами при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Размер пенсии по случаю потери кормильца установлен статьей 36 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1, которая предусматривает, что семьям лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в п. "а" ст. 21 настоящего Закона (вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), размер пенсии определен в 50% соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного ст. 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи (п. "а"), а семьям лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в п. "б" ст. 21 настоящего Закона (вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), - 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного ст. 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи (п. "б").
Согласно пункту 2 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы) проводится военно-врачебная экспертиза.
В силу пункта 9 Порядка установления причин инвалидности, утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2019 N 742н (далее - Порядок) причина инвалидности "военная травма" устанавливается в случаях, если инвалидность наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Военнослужащим, в отношении которых ранее было вынесено заключение военно-врачебной экспертизы о причинной связи имеющихся увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, при установлении им инвалидности по нарушению здоровья, обусловленному такими увечьями (ранениями, травмами, контузиями), причина инвалидности устанавливается в соответствии с формулировкой заключения военно-врачебной экспертизы о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний.
Причина инвалидности "военная травма" устанавливается военнослужащим федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в случае наличия соответствующего заключения военно-врачебной комиссии (далее - ВВК) федерального государственного казенного учреждения "Главный центр военно-врачебной экспертизы" Министерства обороны Российской Федерации, его филиалов (отделов филиалов), центров военно-врачебной экспертизы или штатных ВВК федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний.
В силу пункта 10 Порядка причина инвалидности "заболевание получено в период военной службы" устанавливается в случаях, если инвалидность военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Аналогичное разграничение понятий "военная травма" и "заболевание полученное в период прохождения военной службы" приведено в пункте 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565 (далее - Положение), в котором перечислены случаи, при которых военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" либо "военная травма". Данный перечень является исчерпывающим.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе на военно-врачебную комиссию возлагается в том числе определение причинной связи увечий, заболеваний у сотрудников, а также увечий, заболеваний, приведших к смерти сотрудников.
В силу изложенного, причина смерти сотрудника определяется на основании заключения военно-врачебной комиссии, действующей на основании Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565, которым формулировки причин инвалидности разграничены в зависимости от основания, с которым связано повреждение здоровья.
Главным отличительным признаком инвалидности вследствие военной травмы согласно действующему законодательству является связь травмы и заболевания с исполнением обязанностей военной службы.
Между тем, судом установлено, что согласно справке о смерти N С-45774, выданной Комитетом по делам записи актов гражданского состояния Правительства Санкт-Петербурга, причиной смерти ФИО6 является сердечная недостаточность левожелудочковая, кардиосклероз постинфарктный, сахарный диабет.
Данные заболевания не связаны с исполнением служебных обязанностей, что подтверждается заключением ФКУ "ГБ МСЭ по г. Санкт-Петербургу" Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы N21 от 13 апреля 2020 г. N13.21.78/2020, в соответствии с которым смерть ФИО6 связана с заболеванием, полученным в период военной службы.
Поскольку меры социальной поддержки, предоставляемые, в силу части 1 статьи 30 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I распространяются на членов семьи граждан, ставших инвалидами и умершими вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то есть при наличии формулировки инвалидности "военная травма", на граждан, инвалидность которых обусловлена иными причинами, и установленную с иными формулировками, данные льготы не распространяются.
Факт установления 15 марта 2010 г. ФИО6 второй группы инвалидности вследствие военной травмы незаконность выводов судов не подтверждает, так как причиной смерти ФИО6 явилась не военная травма, а заболевание, полученное в период военной службы.
В силу изложенного, доводы заявителя жалобы, как основанные на неправильном применении части 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, незаконность обжалуемых судебных актов не подтверждают.
Каких -либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах не имеется предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 8 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.