Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную
10 июня 2021 года кассационную жалобу администрации муниципального района Волжский Самарской области на решение Волжского районного суда Самарской области от 2 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 16 марта 2021 года по административному делу N 2а-2511/2020 по административному иску Абрамовича С.О, Абрамович В.С. об оспаривании решения администрации муниципального района Волжский Самарской области (далее - Администрация) об отказе в предоставлении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, возражения представителя административного ответчика Солодиловой М.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
6 августа 2020 года Абрамович С.О, Абрамович В.С. обратились в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка как гражданам, имеющим троих детей.
13 августа 2020 года Администрацией принято решение об отказе в предоставлении земельного участка, исходя из того, что ранее
Абрамовичу С.О. на основании постановлений Главы муниципального района Волжский Самарской области от 12 октября 2010 года N 2467 и
от 13 июля 2011 года N 1619 были предоставлены в собственность бесплатно земельные участки для ведения личного подобного хозяйства, площадью 1 000 и 499 квадратных метров соответственно (л.д. 7-9, 84, 85).
Не согласившись с решением от 13 августа 2020 года, административные истцы оспорили его в судебном порядке.
Решением Волжского районного суда Самарской области
от 2 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 16 марта 2021 года, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
В кассационной жалобе Администрация просит об отмене судебных актов судов, приводя доводы, аналогичные оспариваемому решению.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Согласно Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 7; статья 38, часть 1).
Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества (Определение от 9 ноября 2017 года N 2516-О).
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 названного Кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.
В Самарской области указанный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям урегулирован Законом Самарской области от 11 марта 2005 года N 94-ГД "О земле" (далее - Закон Самарской области "О земле").
Согласно части 10 статьи 9 Закона Самарской области "О земле" земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан, имеющих трех и более детей, в том числе для индивидуального жилищного строительства, бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
Порядок реализации положений части 10 статьи 9 Закона Самарской области "О земле" определен в Законе Самарской области от 13 апреля 2015 года N 37-ГД "О порядке постановки на учет граждан, имеющих трех и более детей, желающих бесплатно приобрести образованные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон Самарской области N 37-ГД).
Так, статьей 4 указанного закона установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в постановке на учет:
1) несоответствие Заявителя и (или) его детей требованиям, предусмотренным частью 10 статьи 9 Закона Самарской области "О земле";
2) непредставление Заявителем полного пакета документов, указанных в частях 1 и 3 статьи 2 настоящего Закона, за исключением документов, которые могут быть получены Уполномоченным органом в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
3) наличие судебного акта о лишении Заявителя родительских прав и (или) об отмене усыновления (удочерения) в отношении ребенка, документы на которого представлены Заявителем;
4) использование Заявителем и (или) вторым родителем детей, документы на которых представлены Заявителем, права на бесплатное предоставление Земельного участка по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 9 Закона Самарской области "О земле", в том числе путем самостоятельного определения предполагаемых размера и местоположения земельного участка в соответствии с частью 6 статьи 9 Закона Самарской области "О земле";
5) постановка второго родителя детей, документы на которых представлены Заявителем, на Учет;
6) приобретение Заявителем и (или) вторым родителем детей после 1 марта 2015 года земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно по основаниям, указанным в статье 9, статье 10.4 Закона Самарской области "О земле".
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что в оспариваемом решении
от 13 августа 2020 года не указаны основания отказа в постановке административных истцов на соответствующий на учет, предусмотренные статьей 4 Закона Самарской области N 37-ГД, в связи с чем пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для признания его незаконным и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление административных истцов.
Также судами верно учтено, что административным истцам, как гражданам, имеющим троих детей, земельные участки ранее не предоставлялись.
Доводы автора кассационной жалобы об однократном предоставлении земельного участка, исходя из требований части 1.1 статьи 9 Закона Самарской области "О земле" подлежат отклонению в силу следующего.
В соответствии с частью 1.1 статьи 9 названного закона (введенной в действие Законом Самарской области от 23 марта 2015 года N 22-ГД, вступившим в силу 1 марта 2015 года) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в настоящей статье, статье 10.4 настоящего Закона, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в настоящей статье, статье 10.4 настоящего Закона, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Принимая во внимание, что ранее земельные участки предоставлены Абрамовичу С.О. в 2010 и 2011 годах, а также дату рождения третьего ребенка Абрамович В.С. - 19 августа 2017 года, положения части 1.1 статьи 9 Закона Самарской области "О земле" к рассматриваемым правоотношениям не применимы.
Учитывая соответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также правильное применение норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Волжского районного суда Самарской области
от 2 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 16 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района Волжский Самарской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено
24 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.