Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ляпина Н.А, судей Шкурова С.И, Алексеева Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Оренбурга, поданную 6 июля 2021 года на решение Центрального районного суда города Оренбурга от 4 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 29 апреля 2021 года по административному делу N 2а-458/2021 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Оренбурга к Калушиной Светлане Викторовне о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В. и данные посредством видеоконференц-связи объяснения представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга Сорокина С.В, судебная коллегия
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Оренбурга обратилась в суд с административным иском к Калушиной С.В. о взыскании задолженности за 2017 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 рублей, пени в размере 8, 30 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4 590 рублей, пени в размере 42, 32 рублей, ссылаясь на неуплату страховых взносов административным ответчиком, которая с 30 декабря 2004 года по 4 апреля 2019 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом инспекция просила о восстановлении срока для подачи заявления о взыскании задолженности, указав, что должнику направлялось требование об уплате недоимки в срок до 5 февраля 2018 года, впоследствии меры для взыскания не принимались с учетом двухлетнего срока на принудительное исполнение требования по обязательным платежам, предусмотренного абзацем 3 пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении индивидуальных предпринимателей. В суд с административным иском налоговая инспекция обратилась после выяснения факта прекращения должником статуса индивидуального предпринимателя, однако при этом нарушен срок, установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения налогового органа в суд о взыскании задолженности с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Решением Центрального районного суда города Оренбурга от 4 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 29 апреля 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району города Оренбурга просит отменить судебные постановления, направить административное дело на новое рассмотрение, приводит доводы о том, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрена обязанность налоговых органов по контролю с определенной периодичностью за изменением правового статуса лиц, состоящих на учете в таком налоговом органе и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с положениями абзаца 3 пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации налоговому органу предоставлено право обратиться с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя обязательных платежей и санкций в арбитражный суд, в данном случае срок на обращение в арбитражный суд за взысканием с Калушиной С.В. обязательных платежей и санкций истекал не позднее 5 февраля 2020 года. Однако в октябре 2019 года налоговый инспекцией было выяснено, что 4 апреля 2019 года Калушина С.В. утратила статус индивидуального предпринимателя, что послужило основанием обращения с административным иском в Центральный районный суд г. Оренбурга 30 октября 2019 года.
Заявитель считает, что срок для взыскания страховых взносов, при условии утраты налогоплательщиком статуса индивидуального предпринимателя, следует исчислять с даты, когда налоговый орган узнал об этом, в случае, если такие обстоятельства были выявлены до истечения предусмотренного пункта 1 статьи 47 НК РФ годичного срока на обращение в суд.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалованных судебных постановлений.
Установив, что налоговой инспекцией в отношении Калушиной С.В. как индивидуального предпринимателя в соответствии с нормами статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации было выставлено требование от 16 января 2018 года N 464670 об уплате страховых взносов за 2017 год, а затем вынесено решение от 6 февраля 2018 года N 149415 о взыскании страховых взносов за счет денежных средств на счетах индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств, суды пришли к обоснованному выводу о том, что обратившись 30 октября 2019 года в суд с требованием о взыскании страховых взносов за 2017 год с административного ответчика, утратившей 4 апреля 2019 года статус индивидуального предпринимателя, налоговая инспекция пропустила срок обращения в суд, предусмотренный частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ во взаимосвязи с положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Установление данного срока, а также момента начала его исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя и обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений.
Положения статьи 95 КАС РФ устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос же о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2018 года N 611-О и от 17 июля 2018 года N 1695-О).
При наличии требования от 16 января 2018 года со сроком исполнения до 5 февраля 2018 года, не может быть признано необоснованным заключение судебных инстанций о том, что в отношении Калушиной С.В, утратившей впоследствии, - 4 апреля 2019 года, статус индивидуального предпринимателя, налоговой инспекцией не было принято достаточных мер для принудительного взыскания обязательных платежей и санкций, а последующее обращение в суд не может считаться своевременным.
Исходя из норм статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при отсутствии достаточных правовых оснований, связанных с явным нарушением норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства по делу.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Оренбурга от 4 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 29 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Оренбурга - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 19 августа 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.