Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Назейкиной Н.А, судей Ромасловской И.М, Калиновского А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2383/2020 по иску Токаревой Валентины Борисовны к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок
по кассационной жалобе Токаревой Валентины Борисовны на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 28 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Назейкиной Н.А, объяснения истца Ивановой В.Б. (до брака Токаревой В.Б.) и её представителя - адвоката Шайхутдинова Р.З, действующего на основании доверенности N02 АА 5320633 от 04.06.2020 года, в поддержание доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Иванова В.Б. (до регистрации брака 26.12.2020 Токарева В.Б.) обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Администрация района) о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером N площадью 1538 кв.м, указав в обоснование заявленных требований, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 1787 кв.м и расположенного на нем жилого дома площадью 60, 9 кв.м по адресу: "адрес", а также владельцем земельного участка с кадастровым номером N площадью 1538 кв.м по вышеуказанному адресу на праве аренды. Жилой дом площадью 60, 9 кв.м построен дедом истца Спиридоновым С.М. в 1954 году, по состоянию на 1 июня 2001 года данное домовладение расположено на земельном участке площадью 3325 кв.м. После введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации мать истца - Кондрова Е.С. обратилась в администрацию района для регистрации прав на домовладение, однако ей в собственность передано лишь 1 933 кв.м, а оставшиеся 1538 кв.м незаконно переданы в аренду сроком на 5 лет. 22 июня 2020 года истец обратился в Администрацию района с заявлением о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером N площадью 1538 кв.м и передаче его в собственность. Письмом начальника управления правового обеспечения и земельных отношений Администрации района от 7 июля 2020 года в предоставлении земельного участка бесплатно отказано в связи с отсутствием правовых оснований.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 28 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 марта 2021 года, отказано в удовлетворении исковых требований Ивановой В.Б.
В кассационной жалобе истец Иванова В.Б. просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, считая их незаконными.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22.12.2008 N262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Проверив материалы дела, выслушав истца и его представителя, обсудив доводы кассационной жалобы, объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Из материалов дела следует, что по договору дарения от 26 ноября 2003 года Кондрова Е.С. подарила Токаревой В.Б. (истец) земельный участок с кадастровым номером N площадью 1787 кв.м и домовладение, состоящее из бревенчатого жилого дома литера А с сенями тесовыми литер а, находящиеся по адресу: "адрес", в том числе жилой дом площадью 28, 3 кв.м, с надворными постройками: баня бревенчатая, предбанник тесовый, сарай бревенчатый, уборная тесовая, погреб земляной, забор деревянный решетчатый, что соответствует литерам Г, Г1, Г2, ГЗ, I, III на земельном участке площадью 3325 кв.м, о чем в Едином государственном реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации 22 декабря 2003 года N02-01/02-212/2003-674 и N02-01/02-212/2003-675.
Из вышеназванного договора дарения следует, что дарителю принадлежало имущество: домовладение на праве собственности на основании справки муниципального образования Зубовский сельсовет Уфимского района Республики Башкортостан от 21 июля 2003 года N1255; земельный участок с кадастровым номером N на праве собственности на основании постановления главы Администрация сельсовета от 7 апреля 2003 года N57; земельный участок с кадастровым номером N на праве аренды на основании постановления главы Администрации сельсовета от 7 апреля 2003 года N57.
22 января 2003 года Кондрова Е.К. обратилась к председателю Уфимского райкомзема с заявлением о проведении государственного кадастрового учета земельного участка по адресу: "адрес", о чем составлен акт согласования границ земельного участка площадью 3325 кв.м.
7 апреля 2003 года утверждены материалы инвентаризации земельного участка Кондровой Е.С, расположенного в "адрес", площадью 3471 кв.м. На основании данных материалов постановлением главы Администрации сельсовета от 7 апреля 2003 года N57 предоставлен Кондровой Е.С. в собственность земельный участок площадью 1933 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, площадь земельного участка 1538 кв.м согласно линии регулирования разрешено использовать Кондровой Е.С. на условиях аренды сроком на 5 лет для ведения личного подсобного хозяйства.
28 декабря 2016 года между Администрацией сельсовета и Ивановой В.Б. (ранее - Токаревой) заключен договор аренды земельного участка N4097-ЗУБ/16, согласно которому в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером N площадью 1538 кв.м, категории: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения огородничества, сроком на 3 года, т.е. с 28 декабря 2016 года до 27 декабря 2019 года.
Иванова В.Б. (ранее - Токарева) обратилась в Администрацию района с заявлением о расторжении договора аренды земельного участка N4097-ЗУБ/16.
18 ноября 2019 года сторонами подписано соглашение о расторжении договора аренды от 28 декабря 2016 года N4097-ЗУБ/16, находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером N, который возвращен арендатором арендодателю по акту от 18 ноября 2019 года.
23 декабря 2019 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан произведена государственная регистрация соглашения о расторжении договора аренды.
Согласно копии похозяйственной книги N11 Зубовской сельской администрации на 1997 - 2001 года по лицевому счету N696, с адресом хозяйства: "адрес", член хозяйства - Кондрова Е.С, земля, находящаяся в пользовании граждан, на 1 января 1997 г. составляла 1000 кв.м, на 1 июня 2001 года - 3325 кв.м.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из отсутствия доказательств, свидетельствующих о наличии права собственности истца на испрашиваемый земельный участок.
С указанными выводами судов и их правовым обоснованием судебная коллегия согласиться не может в связи со следующим.
В соответствии с положениями Гражданского кодекса РСФСР, 1964 года, земля являлась исключительной собственностью государства и могла предоставляться только в пользование.
В силу статьи 6 Земельного кодекса РСФСР, 1991 года земли, находящиеся в государственной собственности, могли передаваться Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией в пользование, пожизненное наследуемое владение и собственность за исключением случаев, предусмотренных законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.
Абзацем 3 статьи 6 Земельного кодекса РСФСР, 1991 года, предусмотрено, что совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям земля, находящаяся в государственной собственности, передается в бессрочное (постоянное) пользование.
В силу статьи 64 данного Кодекса совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения предоставляли приусадебные земельные участки или огороды из земель, предназначенных для этих целей, постоянным рабочим и служащим, а также учителям, врачам и другим специалистам, работающим и проживающим в сельской местности. Предоставление приусадебных земельных участков или огородов производилось на основании решения администрации совхоза, предприятия, организации и учреждения. Статьей 66 устанавливались нормы приусадебных земельных участков, предоставляемых рабочим и служащим совхозов и другим гражданам; постоянным рабочим, специалистам и служащим совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, работающим и проживающим в сельской местности, - до 0, 30 гектара.
Постановлением Государственного комитета СССР по статистике от 25 мая 1990 года N69 утверждены Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов (далее также - Указания), согласно которым похозяйственные книги являлись документами первичного учета хозяйств (пункт 1) и закладка таких похозяйственных книг и алфавитных книг хозяйств производилась сельскими Советами один раз в пять лет по состоянию на 1 января (пункт 6).
Исходя из положений пунктов 38 и 39 названных указаний в похозяйственную книгу вносятся данные о жилых домах, являющихся личной собственностью хозяйства, а также данные о предоставленных землях для ведения личного подсобного хозяйства колхозникам, рабочим и служащим.
Согласно статье 4 Федерального закона N112-ФЗ от 7 июля 2003 года "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 вышеназванного Федерального закона учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности.
Пунктами 1, 2 статьи25.2Федерального закона от 21 июля 1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции Закона до 2016 года, действующего на момент возникновения права у истца на земельный участок) предусмотрено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является, в том числе выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
В силу пункта 3 части 1 статьи 49 вышеуказанного Федерального закона государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
В данном случае установлено, что земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, возведен жилой дом.
Отказывая в удовлетворении требований в полном объеме, суды ограничились указанием на то, что истец не представил доказательств, подтверждающих предоставление спорного земельного участка в установленном законом порядке на каком-либо праве, не исследовав при этом существование спорного земельного участка в качестве индивидуально-определенной вещи.
Имеющимся в материалах дела письмом от 12 ноября 2019 года вх. N1915 подтверждается подготовка Администрацией района схемы расположения на кадастровом плане территории, согласно которой два земельных участка с кадастровыми номерами N и N фактически являются единым земельным участком, границы которого на местности определены ограждением, образуют земельный участок с кадастровым номером N площадью 3471 кв.м, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. Ранее, до предоставления части земельного участка истцу в аренду, актами согласования границ спорного земельного участка от 2003 года, а также материалами инвентаризации земельного участка от 2003 года установлена площадь участка Кондровой Е.С, расположенного в "адрес", - 3471 кв.м.
Судами указанное обстоятельство не принято во внимание, вопрос о целостности земельного участка, переданного истцу для ведения личного хозяйства до 2001 года и впоследствии до передачи в аренду в 2016 году, не исследован. При наличии сведений об имеющейся в администрации сельского поселения похозяйственной книге, указанная информация судом не запрошена и не проанализирована.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Судом апелляционной инстанции указанное выше нарушение не устранено.
Судами первой и второй инстанций приведенные требования материального права и процессуального закона и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации не соблюдены.
Допущенные судами нарушения норм права являются существенными и непреодолимыми, могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений, направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, которому следует учесть изложенное, с учетом всех установленных обстоятельств и с соблюдением требований закона разрешить заявленные требования.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 28 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 марта 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Уфимский районный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.