Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Балакиревой Е.М, судей Петровой И.И, Пияковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Куприт" на решение Оричевского районного суда Кировской области от 9 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от
1 апреля 2021 г. по гражданскому делу N 2-487/2020 по иску прокурора Оричевского района Кировской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОМУ АТП "Оричевское", АО "Куприт" о возложении обязанности обеспечить предоставление коммунальной услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, ликвидировать за счет собственных средств стихийные свалки твердых коммунальных отходов, обеспечить контейнерные площадки контейнерами за свой счет.
Заслушав доклад судьи Петровой И.И, объяснения прокурора шестого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданского-судебного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гуляевой Е.С, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
прокурор Оричевского района Кировской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ОМУ АТП "Оричевское", АО "Куприт" о возложении обязанности обеспечить предоставление коммунальной услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в полном объеме и надлежащего качества, ликвидировать за счет собственных средств стихийные свалки твердых коммунальных отходов, обеспечить контейнерные площадки контейнерами за свой счет, в обоснование указав следующее.
В результате проведенной проверки установлено ненадлежащее исполнение возложенных на регионального оператора обязанностей в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Вывоз коммунальных отходов производится не в полном объеме, периодичность вывоза не соблюдается.
АО "Куприт" не принимает необходимых мер для обеспечения контейнерных площадок на территории Оричевского района контейнерами для накопления твердых коммунальных отходов.
Указанные обстоятельства приводят к образованию стихийных свалок на территориях контейнерных площадок, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку на территории района.
С учетом уточнения исковых требований прокурор просил обязать АО "Куприт" обеспечить предоставление коммунальной услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в полном объеме и надлежащего качества, ликвидировать за счет собственных средств стихийные свалки твердых коммунальных отходов, в том числе крупных габаритных отходов, образовавшиеся на территории контейнерных площадок, расположенных в пгт.Оричи на "адрес" у "адрес", в пер.Школьный у "адрес" между домами "адрес" на "адрес" у "адрес" у "адрес" (у стадиона), на "адрес" МИС; обязать АО "Куприт" обеспечить контейнерами за счет собственных средств контейнерные площадки, оборудованные на территории Стрижевского городского поселения - 8 площадок (на 16 контейнеров), на территории Торфяного сельского поселения - 5 площадок (на 12 контейнеров), на территории Быстрицкого сельского поселения - 5 площадок (на 10 контейнеров), на территории Тарского сельского поселения - 6 площадок (на 17 контейнеров), на территории Пустошенского сельского поселения - 7 площадок (на 14 контейнеров), на территории Спас-Талицкого сельского поселения - 4 площадки (на 13 контейнеров).
Решением Оричевского районного суда Кировской области от 9 декабря 2020 г. исковые требования прокурора Оричевского района Кировской области удовлетворены частично.
На АО "Куприт" возложена обязанность ликвидировать за счет собственных средств стихийную свалку твердых коммунальных отходов (крупных габаритных отходов), образовавшуюся на территории контейнерной площадки, расположенной по адресу: "адрес"
В остальной части исковых требований отказано.
С АО "Куприт" в доход бюджета муниципального образования Оричевский муниципальный район взыскана государственная пошлина в размере 6000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 1 апреля 2021 г. принят отказ прокурора Оричевского района Кировской области от иска в части требований о возложении на АО "Куприт" обязанности обеспечить предоставление коммунальной услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в полном объеме и надлежащего качества, ликвидировать за счет собственных средств стихийные свалки твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, представленных в виде древесных растительных отходов, расположенных по адресу: "адрес", пгт.Оричи, "адрес" у "адрес", пер "адрес" у "адрес" у "адрес" (у стадиона), "адрес" МИС, о возложении на АО "Куприт" обязанности обеспечить контейнерами за счет собственных средств контейнерные площадки, оборудованные на территории Стрижевского городского поселения - 8 площадок (на 16 контейнеров), Торфяного сельского поселения - 5 площадок (на 12 контейнеров), Быстрицкого сельского поселения - 5 площадок (на 10 контейнеров), Гарского сельского поселения - 6 площадок (на 17 контейнеров), Пустошенского сельского поселения - 7 площадок (на 14 контейнеров), Спас-Талицкого сельского поселения - 4 площадки (на 13 контейнеров).
Решение Оричевского районного суда Кировской области от
9 декабря 2020 г. в части отказа в удовлетворении указанных требований отменено, производство по делу в этой части прекращено.
В остальной части то же решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем АО "Куприт" ставится вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, вынесенных в нарушение норм материального и процессуального права, просит направить дело на новое рассмотрение, указывая на то, что выводы судов о стихийном характере свалок из-за бездействия АО "Куприт" являются необоснованными, поскольку отходы располагаются за пределами специального места для размещения отходов, а прилегающую к специальному месту территорию общество содержать не обязано; судами также не установлен собственник прилегающей территории, на которой располагается место накопления отходов; не учтено судами, что ликвидация мест несанкционированного размещения ТКО не относится к деятельности по обращению с ТКО и может быть осуществлена собственником земельного участка.
В заседании суда кассационной инстанции представитель прокурора Гуляева Е.С. возражала против удовлетворения кассационной жалобы, просила оставить без изменения оспариваемые судебные постановления.
В заседание суда кассационной инстанции иные лица, участвующие в деле, должным образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились. Представитель АО "Куприт", представитель администрации Оричевского городского поселения просили рассматривать дело в свое отсутствие.
Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) выявлено, что на площадках накопления ТКО, расположенных в пгт.Оричи на "адрес" между домами 28 и 30, на "адрес" у "адрес" на Свободы у проходной Кировской МИС контейнеры переполнены ТКО. На "адрес" между домами "адрес", на площадке накопления ТКО также находятся ТКО и крупногабаритные отходы (КТО), на площадках накопления ТКО в пер.Школьный у "адрес" у "адрес" у "адрес" площадки для складирования КТО заполнены КГО.
С 1 января 2019 г. региональным оператором по обращению с ТКО на территории Кировской области является АО "Куприт", к основным обязательствам которого на основании заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от
24 апреля 2018 г. соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО относится обеспечение сбора, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Кировской области. Региональный оператор в зоне своей деятельности обеспечивает транспортирование ТКО с привлечением операторов по обращению с ТКО.
4 декабря 2019 г. между АО "Куприт" и ООО "КДУ-3" (исполнитель) заключен договор на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории Кировской области в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с ТКО Лот N "Центр и Север", по условиям которого региональный оператор поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию ТКО от мест накопления их потребителями в границах территории оказания услуг и передаче на объекты накопления (мусороперегрузочные станции, при их наличии), сбора, обработки, размещения твердых коммунальных отходов в соответствии с техническим заданием, а региональный оператор обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора.
24 декабря 2019 г. между ООО "КДУ-3" (заказчик) и Оричевским муниципальным унитарным автотранспортным предприятием "Оричевское" (исполнитель) заключен договор N/ЛОТ1 на оказание услуг по транспортированию ТКО, в соответствии с которым, заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию ТКО от мест накопления их потребителями в границах территории оказания услуг и передаче на объекты накопления (мусороперегрузочные станции, при их наличии), сбора, обработки, размещения твердых коммунальных отходов в соответствии с Приложением N к настоящему договору, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора.
Согласно пунктам 1.2, 2.1 указанного договора от 24 декабря 2019г.
ООО "КДУ-3" обязалось оказывать услуги по транспортированию ТКО во исполнение договора на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории Кировской области в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Лот N "Центр и Север" от 4 декабря 2019 N, заключенному между ООО "КДУ-3" и АО "Куприт", и в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Кировской области.
Срок оказания услуг: с января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. (включительно).
В пгт.Оричи места накопления ТКО расположены, в том числе, по адресам: на "адрес" МИС, в пер.Школьный у "адрес" у "адрес" (у стадиона), на "адрес" у "адрес" у "адрес" между домами 28 и 30, что подтверждается реестром мест накопления ТКО на территории Оричевского городского поселения, утвержденным постановлением администрации Оричевского городского поселения от 12 октября 2020 г. N.
Из представленных АО "Куприт" актов от 8 декабря 2020 г. усматривается, что контейнеры и площадки для размещения КТО на "адрес" у "адрес" МИС, на "адрес" у "адрес" у "адрес", в "адрес" у "адрес" пусты.
Во всех случаях на территориях, прилегающих к площадкам накопления ТКО (вне места накопления), на земле обнаружены ветки и остатки древесной растительности.
Сторонами не оспаривалось, что контейнеры для ТКО на "адрес" между домами "адрес" находятся на бетонной площадке, а специальные бункеры либо специальная площадка складирования КТО отсутствуют. Рядом с контейнерами размещены ТКО (КГО), не относящиеся к древесным растительным отходам.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора, а именно в части возложения на ответчика АО "Куприт" обязанности ликвидировать за счет собственных средств свалку ТКО (КГО), образовавшуюся на территории контейнерной площадки, расположенной по адресу: "адрес"
При этом суд первой инстанции исходил из того, что место (площадка) накопления отходов включено в реестр мест накопления ТКО на территории Оричевского городского поселения, отсутствие специальной площадки с бетонным или асфальтовым покрытием для размещения КГО не может нарушать право потребителей на оказание им коммунальной услуги по обращению с ТКО надлежащего качества и в необходимом объеме, а бездействие регионального оператора по своевременному вывозу ТБО, включая КГО, с указанного места способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний, что нарушит конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
В суде апелляционной инстанции прокурор отказался от иска в части требований о возложении на АО "Куприт" обязанности обеспечить предоставление коммунальной услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в полном объеме и надлежащего качества, ликвидировать за счет собственных средств стихийные свалки твердых коммунальных отходов, представленных в виде древесных растительных отходов (сучья, ветки), расположенных по адресу: "адрес", пгт.Оричи, "адрес" у "адрес", пер. "адрес" у "адрес" у "адрес" (у стадиона), "адрес" МИС, о возложении на АО "Куприт" обязанности обеспечить контейнерами за счет собственных средств контейнерные площадки, оборудованные на территории Стрижевского городского поселения - 8 площадок (на 16 контейнеров), Торфяного сельского поселения - 5 площадок (на 12 контейнеров), Быстрицкого сельского поселения - 5 площадок (на 10 контейнеров), Тарского сельского поселения - 6 площадок (на 17 контейнеров), Пустошенского сельского поселения - 7 площадок (на 14 контейнеров), Спас-Талицкого сельского поселения - 4 площадки (на 13 контейнеров). В обоснование указано, что при рассмотрении дела установлено, что фактически контейнерные площадки, предназначенные для сбора крупногабаритных отходов (далее КТО), расположенные по указанным адресам заняты древесными отходами, а именно: сучьями, ветками, что отражено в решении суда. Кроме того, 24 февраля 2021 г. между АО "Куприт" и ОМУ АТП "Оричевское" заключен договор безвозмездного пользования имуществом от 24 февраля 2021 г. о передаче в безвозмездное владение и пользование контейнеров.
В этой части производство по делу прекращено.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства, а также положениями Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (об исполнении обязательств), согласился с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для возложения на АО "Куприт" обязанности ликвидировать за счет собственных средств свалку ТКО (КГО), образовавшуюся на территории контейнерной площадки, расположенной по адресу: "адрес", поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
При этом суд апелляционной инстанции также указал в своем постановлении следующее.
Ссылка АО "Куприт" на нормы санитарных правил не может быть принята во внимание, поскольку не является основанием для одностороннего отказа АО "Куприт" от взятых на себя обязательств по своевременному вывозу ТКО. Кроме того, судебная коллегия учла, что ранее региональным оператором такой мусор, принимался, однако с июля 2020 года ответчик их принимать отказался, не учитывая при этом фактический объем накопления ТКО, включая КГО, что способствовало образованию стихийных свалок на контейнерных площадках, расположенных в пгт.Оричи, в том числе и на территории рассматриваемой площадки.
Доводы АО "Куприт" о том, что услуги по вывозке отходов, складированных в контейнеры, были исполнены ответчиком в полном объеме, не свидетельствуют об исполнении возложенной на регионального оператора обязанности по уборке мест погрузки твердых коммунальных отходов, стихийно образовавшихся в результате ненадлежащего выполнения региональным оператором своей обязанности по своевременному вывозу отходов, в связи с чем не являются основаниями для отмены решения суда в обжалуемой части. Обязанность по уборке мест (площадок) накопления ТКО возникает при совершении действий (бездлействия), влекущих загрязнение контейнерной площадки в связи с просыпанием при погрузке ТКО в мусоровозы и при погрузке КГО, а также в случае нарушения сроков вывоза твердых коммунальных отходов. Данная обязанность по своей правовой природе не является бременем содержания имущества и обусловлена исключительно действиями (бездействием) лица, создающего опасность неблагоприятного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье и среду обитания человека.
Оснований считать указанные выводы неправильными не имеется, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам дела не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
Также суд кассационной инстанции полагает необходимым указать, что в соответствии с пунктом 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
По мнению суда кассационной инстанции, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые по делу обстоятельства и надлежащим образом руководствовался при рассмотрении дела приведенными выше нормами законодательства, регулирующими возникшие между сторонами правоотношения, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, которым в соответствии со статьями 60, 67, 71, 79 - 87 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Выводы суда первой инстанции, с которыми обоснованно согласился суд апелляционной инстанции, соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы были предметом проверки суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, по которым состоявшиеся по делу судебные акты могли бы быть отменены или изменены, а также ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильных по существу судебных постановлений, кассационная жалоба не содержит.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.
При таких данных судебная коллегия не находит, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для отмены решения первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Оричевского районного суда Кировской области от 9 декабря 2020 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 1 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 1 апреля 2021 г. по гражданскому делу N 2-487/2020 - оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Куприт" - без удовлетворения.
Председательствующий Е.М. Балакирева
Судьи И.И. Петрова
Н.А. Пиякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.