Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Бросовой Н.В, Пияковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Беловой Веры Алексеевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 6 апреля 2021 года по гражданскому делу N 2-4773/2020 по иску Беловой Веры Алексеевны к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска (межрайонное) о признании решения частично незаконным, включении периодов работы в общий трудовой и страховой стаж, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Белова В.А. обратилась в суд с исковым заявлением к УПФР в Ленинском районе г..Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о признании решения частично незаконным, включении периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. Требования мотивированы тем, что 11 февраля 2020 года истец обратилась в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Ульяновска Ульяновской области с заявлением о назначении льготной пенсии в связи с педагогической деятельностью. Решением Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Ульяновска Ульяновской области от 25 февраля 2020 года N истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием специального стажа - 25 лет. Своим решение Управление исключило из трудового стажа несколько периодов работы. С отказом Управления не согласна частично. Так, Управление считает невозможным засчитать в трудовой стаж период с 15 августа 1989 года по 28 августа 1998 года в должности старшей вожатой в Шумовской средней школе по следующему основанию: должность старшей вожатой не предусмотрена Перечнем от 17 декабря 1959 года, Списками от 06 сентября 1991 года N, от 29 октября 2002 года N. Согласно Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы в должности пионервожатой (в том числе старшей пионервожатой) до 01 октября 1993 года, при наличии работы в должностях и учреждениях, предусмотренных в Перечне N.
По мнению Управления, у истца не усматривается период педагогической деятельности в учреждениях для детей, в должностях, предусмотренных в Перечне N. Считает, что период работы с 15 августа 1989 года по 01 октября 1993 года в должности старшей пионервожатой должен включаться в специальный трудовой стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии. Указанный период работы в должности старшей пионервожатой следует оценивать по нормативным документам, регулирующим спорные правоотношения на момент работы в вышеуказанной должности. Просила суд признать частично незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе города Ульяновска Ульяновской области. Возложить на ответчика обязанность включить в стаж педагогической работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии период с 15 августа 1989 года по 01 октября 1993 года в должности старшей пионервожатой.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное образовательное учреждение Шумовская средняя школа Ульяновского района Ульяновской области.
Решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 декабря 2020 года в исковых требованиях Беловой Веры Алексеевны к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска (межрайонное) о признании решения частично незаконным, включении периодов работы в общий трудовой и страховой стаж отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 6 апреля 2021 года решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 декабря 2020 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Беловой В.А, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, Белова В.А, 20 марта 1967 года рождения, 11 февраля 2020 года обратилась в ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 25 февраля 2020 года Беловой В.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа.
Указанным решением ответчика установлено, что требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента имеется, продолжительность специального стажа по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ составляет 21 год 4 месяца 16 дней.
В специальный стаж истца пенсионным органом засчитаны периоды работы с 29 августа 1998 года по 31 декабря 2001 года учителем начальных классов в МОУ "Шумовская средняя школа", и периоды работы там же с 1 января 2002 года по 31 декабря 2006 года, с 3 января 2007 года по 28 февраля 2016 года, с 7 по 13 марта 2016 года, с 20 марта 2016 года по 5 февраля 2017 года, с 13 по 18 февраля 2017 года, с 23 февраля 2017 года по 10 февраля 2020 года.
Не засчитаны в специальный стаж Беловой В.А. периоды ее учебы в Ульяновском ордена "Знак Почета" Государственном педагогическом институте им. И.Н. Ульянова с 1 сентября 1984 года по 22 июня 1989 года; период работы в качестве старшей пионервожатой в Шумовской средней школе с 15 августа 1989 года по 28 августа 1998 года, поскольку должность не предусмотрена Перечнем от 17 декабря 1959 года, Списками от 6 сентября 1991 года, 29 октября 2002 года, а также у истца до 1 октября 1993 года отсутствует период педагогической деятельности в учреждениях для детей в должностях, предусмотренных в Перечне от 17 декабря 1959 года N.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что период работы истца в должности старшей пионервожатой в Шумовской средней школе с 15 августа 1989 года по 1 октября 1993 года, не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, поскольку сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе в должности "пионервожатая", предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 года N только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N.
С данным выводом согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Согласно подп. "в" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессии, должностей, специальностей и учреждении (организации), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, последовательно применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение от 17 декабря 1959 года N 1397).
Пунктом 2 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе работа в школах в качестве штатных пионервожатых.
При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе, перечисленных в пункте 2 Положения, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года (подпункт м пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665) в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
В силу подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397) подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 01 января 1992 года.
Так как начало педагогической деятельности истицы имело место после указанной даты, следовательно, в силу вышеприведенного правового регулирования, нормы положения от 17 декабря 1959 года N 1397, утратившего силу с 01 октября 1993 года, предусматривающего, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе работа в школах в качестве штатных пионервожатых, вопреки доводам кассационной жалобы Беловой В.А, не могут применяться для учета периодов педагогической деятельности истца при решении вопроса о признании права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в период названного положения, у истца отсутствовал стаж педагогической деятельности.
Доводы кассационной жалобы, что ранее спорный период был включен ответчиком и судом в 2017 году, были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка с которой не согласиться оснований не имеется.
В соответствии с ч. ч. 1, 2, 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Такие нарушения судом при вынесении решения и апелляционного определения по настоящему делу допущены не были.
Кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, которые привели к неверному разрешению спора в обжалуемой части.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 6 апреля 2021 года оставить без изменений, кассационную жалобу Беловой Веры Алексеевны без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
Н.А. Пиякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.