Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Бросовой Н.В, Пияковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Пошвина Дениса Ивановича, УМВД РФ по Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 8 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 22 апреля 2021 года по гражданскому делу N 2-1151/2021 по иску Пошвина Дениса Ивановича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Пошвин Д.И. обратился в суд с исковым заявлением к УМВД по Оренбургской области, указав, что 13 марта 2013 года он как сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел более 10 лет обратился с заявлением в жилищную комиссию УМВД России по Оренбургской области с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Распоряжением УМВД России по Оренбургской области от 25 июля 2013 года истец принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 25 июля 2013 года. Полагает, что имеются основания, для возложения на ответчика обязанности по предоставлению ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления, т.е. с 13 марта 2013 года. Однако в книге учёта сотрудников, приятных на учёт для получения социальной выплаты, истец значится как принятый на учёт исходя из даты распоряжения ответчика об утверждении решения комиссии о принятии на учёт, т.е. с 25 июля 2013 года. Просит признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с даты подачи заявления - с 13 марта 2013 года и обязать УМВД России по Оренбургской области изменить дату постановки истца на учёт для получения единовременной социальной выплаты с 25 июля 2013 года на 13 марта 2013 года.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 8 февраля 2021 года исковые требования Пошвина Дениса Ивановича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 22 апреля 2021 года решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 8 февраля 2021 года отменено в части и принято новое решение.
В кассационной жалобе, поданной Пошвиным Д.И, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В кассационной жалобе, поданной УМВД Российской Федерации по Оренбургской области, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в заявленных требованиях.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, Пошвин Д.И. с 25 февраля 2003 года проходил службу в органах внутренних дел, с 03 апреля 2012 года проходит службу в должности водителя - сотрудника моторизованного взвода отряда мобильного особого назначения УМВД России по Оренбургской области и имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел, Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
13 марта 2013 года истец обратился к УМВД России по Оренбургской области с заявлением о постановке его на учет, для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив к заявлению необходимые документы.
Решением комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленным протоколом N от 15 апреля 2013 года, и утвержденным распоряжением УМВД России по Оренбургской области Nр от 25 июля 2013 года, Пошвин Д.М. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения под N.
В книге учета сотрудников, принятых на учет для получения социальной выплаты Пошвин Д.И. значатся как принятый на учет исходя из даты распоряжения ответчика об утверждении решения комиссии о принятии на учет, т.е. с 25 июля 2013 года.
Из представленных ответчиком в материалы дела сведений усматривается, что датой внесения информации об истце в базу данных о лицах, состоящих на учете для получения ЕСВ, является 25 июля 2013 года. Исходя из этих параметров, присвоен и уникальный номер в информационной базе данных N.
Разрешая спор, суд первой инстанции установив факт нарушения очередности истца при постановке на учет для получения выплаты, принцип определения которой установлен в пункте 20 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N, пришел к выводу, что действия УМВД России по Оренбургской области по постановке истца на указанный учет с даты утверждения протокола комиссии, с 25 июля 2013 года, нарушают права Пошвина Д.И. на своевременное получение единовременной социальной выплаты наравне с лицами, поставленными на соответствующий учет в 2013 году.
Вследствие чего, в целях восстановления нарушенного права Пошвина Д.И, суд признал за Пошвиным Д.И. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, как за сотрудником, принятым на учет с 13 марта 2013 года.
С данным выводом согласился суд апелляционной инстанции, указав, что дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления единовременной выплаты. Между тем судебная коллегия вывод суда первой инстанции в части изменения даты постановки на учете на 13 марта 2013 года посчитала ошибочным, основанным на неправильном толковании норм материального права, регулирующих порядок и условия постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационных жалоб.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции в части признания за Пошвиным Д.И. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты 13 марта 2013 года.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии.
Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11 Правил).
Согласно пункта 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения (пункт 18 Правил).
На основании пункта 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Таким образом, при определении порядка очередности учитываются дата подачи заявления и стаж службы, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.
Иное толкование противоречит вышеприведенным Правилам и положениям части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, учитывая, что при определении порядка очередности юридически значимыми сведениями являются совокупность двух условий: стаж службы и дата подачи заявления.
Между тем, в приложении к Правилам приведена форма книги учета, в которой в графе 5 указано, что датой принятия сотрудника на учет является дата правого акта, утверждающего решение о принятии на учет.
Анализ действующего материального права, регулирующего спорные правоотношения, позволяет сделать вывод, что законодательство различает дату подачи заявления сотрудника и дату принятия на учет (дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет), поскольку из анализа вышеприведенных положений Правил следует, что дата принятия правового акта федерального органа исполнительной власти и является датой постановки на учет.
Согласно пункту 25 Правил для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.
Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, а также снятия с такого учета утвержден приказом МВД РФ от 30 марта 2012 года N (далее - Порядок).
Согласно пункту 6 Порядка формирование базы данных осуществляется путем внесения в нее информации о лицах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, а также снятых с данного учета, по форме согласно приложению к Порядку.
Пунктом 8 Порядка установлено, что первичная информация в базу данных вносится на основании правовых актов с присвоением восемнадцатизначного уникального номера, в котором 1 символ - код федерального округа РФ, 2 и 3 - код субъекта РФ, с 4 по 6 - код уполномоченного подразделения или органа, с 7 по 12 - день, месяц и две последние цифры года постановки на учет, с 13 по 18 - номер учетного дела. При этом из Приложения к Порядку следует, что в электронную базу данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, вносятся уникальный номер, сведения о сотруднике и членах его семьи, специальное звание, также в обязательном порядке стаж службы в ОВД, дата подачи заявления и дата принятия на учет (номер, дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет).
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о признании за истцом права на получение единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления, поскольку в соответствии с абзацем 2 пункта 25 Правил единая очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, формируется согласно дате подачи заявления и году принятия на учет.
Для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.
Таким образом, при определении порядка очередности учитываются дата подачи заявления и стаж службы, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.
Таким образом, дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления единовременной выплаты.
В связи с чем решение суда с учетом изменения в части признания за Пошвиным Д.И. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты 13 марта 2013 года (с даты подачи заявления) правомерно.
Вместе с тем, доводы кассационной жалобы Пошвина Д.И, что имеются правовые основания для изменения даты постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 25 июля 2013 года на 13 марта 2013 года основаны на неверном толковании норм права, поскольку дата принятия на учет является датой принятия правового акта федерального органа исполнительной власти. Как усматривается из материалов дела, дата принятия правового акта - 25 июля 2013 года (распоряжением УМВД России по Оренбургской области N от 25 июля 2013 года утверждено решение комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом N от 15 апреля 2013 года).
Судебная коллегия полагает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований Пошвина Д.И. в указанной части.
Доводы кассационной жалобы Пошвина Д.И, что сотрудники, подавшие заявление позже истца, стоят на учете ранее, были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Ссылка заявителя жалобы Пошвина Д.И. на иную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку конкретные судебные решения не носят преюдициального характера при разрешении дел других лиц.
Доводы кассационной жалобы УМВД России по Оренбургской области, что получение выплаты зависит от даты постановки на учет, которая соответствует дате издания правового акта, также основана на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационных жалоб заявителей.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 22 апреля 2021 года оставить без изменений, кассационные жалобы Пошвина Дениса Ивановича, УМВД РФ по Оренбургской области без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
Н.А. Пиякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.