Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Бросовой Н.В, Пияковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Богатова Сергея Николаевича, УМВД России по Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 3 июня 2021 года по гражданскому делу N 2-2033/2021 по иску Богатова Сергея Николаевича к УМВД России по Оренбургской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, обязании изменить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Богатов С.Н. обратился в суд с исковым заявлением к УМВД по Оренбургской области, указав, что 20 сентября 2012 года им было подано заявление для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с приложением необходимых документов. Распоряжением УМВД России по Оренбургской области от 18 января 2013 года N истец был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения под N. Истец просил суд признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения как сотрудника, принятого на учет для ее получения с 20 сентября 2012 года. Возложить на Управление Министерства внутренних дел России по Оренбургской области обязанность изменить дату постановки Богатова С.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 18 января 2013 года на 20 сентября 2012 года.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 марта 2021 года исковые требования Богатова Сергея Николаевича к УМВД России по Оренбургской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, обязании изменить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 3 июня 2021 года решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 марта 2021 года отменено в части и принято новое решение.
В кассационной жалобе, поданной Богатовым С.Н, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В кассационной жалобе, поданной УМВД России по Оренбургской области, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в заявленных требованиях.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, с 21 ноября 1986 года Богатов С.Н. проходил службу в органах внутренних дел УМВД России по Оренбургской области и 4 сентября 2012 года обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив к заявлению необходимые документы.
Решением комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленным протоколом N от 22 октября 2012 года, Богатов С.Н. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения под номером 70.
Указанное решение комиссии утверждено распоряжением врио начальника УМВД России по Оренбургской области от 18 января 2013 года N
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что правовое значение для определения момента возникновения у сотрудника органа внутренних дел права на получение единовременной социальной выплаты имеет дата приема его заявления и приложенных к нему документов, отражаемая в регистрационном журнале комиссии по предоставлению данной выплаты сотрудникам, которая в двухмесячный срок с даты подачи заявления принимает решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет, и в случае принятия сотрудника на учет, он подлежит постановке на учет с даты подачи заявления, а не с даты утверждения решения комиссии решением руководителя органа исполнительной власти.
При этом суд сослался на отсутствие доказательств того, что очередность сотрудников при формировании списка определена с даты подачи заявления, а не с даты утверждения решения комиссии. Из представленной в материалы дела выписки из базы данных следует, что ряд сотрудников, подавших заявление позже истца, на учет приняты ранее.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении очередности истца при постановке на учет в целях получения выплаты, поскольку истец имеет право состоять на данном учете с даты подачи заявления с 4 сентября 2012 года, в связи с чем, возложил на ответчика обязанность изменить дату постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты на 4 сентября 2012 года.
С выводом суда первой инстанции об изменении даты постановки истца на учет суд апелляционной инстанции не согласился, поскольку он основан на неверном применении норм материального права, в связи с чем решение суда в части возложения на ответчика обязанности изменить дату постановки на учет суд апелляционной инстанции посчитал подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении данного требования. С выводом суда первой инстанции о признании за истцом права на получение единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления судебная коллегия согласилась, поскольку в соответствии с абзацем 2 пункта 25 Правил единая очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, формируется согласно дате подачи заявления и году принятия на учет. Установив факт подачи истцом 4 сентября 2012 года заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, суд пришел к правильному выводу о том, что Богатов С.Н. имеет право на получение единовременной социальной выплаты с 4 сентября 2012 года. В связи с этим решение суда изменено в части признания за истцом права.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационных жалоб.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции в части признания за Богатовым С.Н. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты 4 сентября 2012 года.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии.
Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11 Правил).
Согласно пункта 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения (пункт 18 Правил).
На основании пункта 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Таким образом, при определении порядка очередности учитываются дата подачи заявления и стаж службы, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.
Иное толкование противоречит вышеприведенным Правилам и положениям части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, учитывая, что при определении порядка очередности юридически значимыми сведениями являются совокупность двух условий: стаж службы и дата подачи заявления.
Между тем, в приложении к Правилам приведена форма книги учета, в которой в графе 5 указано, что датой принятия сотрудника на учет является дата правого акта, утверждающего решение о принятии на учет.
Анализ действующего материального права, регулирующего спорные правоотношения, позволяет сделать вывод, что законодательство различает дату подачи заявления сотрудника и дату принятия на учет (дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет), поскольку из анализа вышеприведенных положений Правил следует, что дата принятия правового акта федерального органа исполнительной власти и является датой постановки на учет.
Согласно пункту 25 Правил для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.
Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, а также снятия с такого учета утвержден приказом МВД РФ от 30 марта 2012 года N (далее - Порядок).
Согласно пункту 6 Порядка формирование базы данных осуществляется путем внесения в нее информации о лицах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, а также снятых с данного учета, по форме согласно приложению к Порядку.
Пунктом 8 Порядка установлено, что первичная информация в базу данных вносится на основании правовых актов с присвоением восемнадцатизначного уникального номера, в котором 1 символ - код федерального округа РФ, 2 и 3 - код субъекта РФ, с 4 по 6 - код уполномоченного подразделения или органа, с 7 по 12 - день, месяц и две последние цифры года постановки на учет, с 13 по 18 - номер учетного дела. При этом из Приложения к Порядку следует, что в электронную базу данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, вносятся уникальный номер, сведения о сотруднике и членах его семьи, специальное звание, также в обязательном порядке стаж службы в ОВД, дата подачи заявления и дата принятия на учет (номер, дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет).
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о признании за истцом права на получение единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления, поскольку в соответствии с абзацем 2 пункта 25 Правил единая очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, формируется согласно дате подачи заявления и году принятия на учет.
Для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.
Таким образом, при определении порядка очередности учитываются дата подачи заявления и стаж службы, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.
Таким образом, дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления единовременной выплаты.
В связи с чем решение суда с учетом изменения в части признания за Богатовым С.Н. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты 4 сентября 2012 года (с даты подачи заявления) правомерно.
Вместе с тем, доводы кассационной жалобы Богатова С.Н, что имеются правовые основания для изменения даты постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 18 января 2013 года на 4 сентября 2012 года основаны на неверном толковании норм права, поскольку дата принятия на учет является датой принятия правового акта федерального органа исполнительной власти. Как усматривается из материалов дела, дата принятия правового акта - 18 января 2013 года (распоряжением УМВД России по Оренбургской области N от 18 января 2013 года утверждено решение комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом N от 22 октября 2012 года).
Судебная коллегия полагает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований Богатова С.Н. в указанной части.
Доводы кассационной жалобы Богатова С.Н, что сотрудники, подавшие заявление позже истца, стоят на учете ранее, были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Ссылка заявителя жалобы Богатова С.Н. на иную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку конкретные судебные решения не носят преюдициального характера при разрешении дел других лиц.
Доводы кассационной жалобы УМВД России по Оренбургской области, что получение выплаты зависит от даты постановки на учет, которая соответствует дате издания правового акта, также основана на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационных жалоб заявителей.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 3 июня 2021 года оставить без изменений, кассационные жалобы Богатова Сергея Николаевича, УМВД России по Оренбургской области без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
Н.А. Пиякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.