Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К. и Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Ставрополя Ставропольского края на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 27 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 11 мая 2021 г. по административному делу N по административному исковому заявлению ФИО1, действующей в своих и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3 и ФИО4 к администрации г. Ставрополя Ставропольского края, комитету по управлению муниципальным имуществом "адрес" края о признании постановления администрации г. Ставрополя Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ NОб отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца Меграбян К.Г, возражавшей против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Амаева Э.В, действующая в своих и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3 и ФИО4 обратилась в суд с административным иском к администрации г. Ставрополя Ставропольского края (далее также - администрация), комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя Ставропольского края (далее также - комитет) о признании постановления администрации г. Ставрополя Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований указала, что постановлением администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ N ее семье, состоящей из четырех человек, отказано в признании нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ комитет уведомил ее о принятии администрацией оспариваемого постановления с указанием на наличие в собственности отца детей - Параскевича М.М. жилого помещения: квартиры, площадью "данные изъяты" кв.м, в котором проживают их совместные несовершеннолетние дети, являющиеся членами семьи собственника и обеспечены общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. Полагает указанное постановление администрации незаконным, нарушающим права и законные интересы ее семьи для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе". Просила суд признать незаконным постановление администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" и возложить на администрацию города Ставрополя обязанность устранить нарушение ее прав и прав ее несовершеннолетних детей путем признания их семьи составом четыре человека нуждающимся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе".
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 27 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 11 мая 2021 г, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 10 июня 2021 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 17 июня 2021 г, администрация г. Ставрополя Ставропольского края просит судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца Меграбян К.Г, возражавшей против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Амаева Э.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, со своими несовершеннолетними детьми ("данные изъяты"), в соответствии с соглашением об определении места жительства несовершеннолетних детей от ДД.ММ.ГГГГ, проживает в принадлежащем отцу детей Параскевичу М.М. на праве собственности квартире, общей площадью "данные изъяты" кв.м, находящейся по адресу: "адрес".
На ее обращение в администрацию г. Ставрополя Ставропольского края с заявлением о признании ее семьи, состоящей из четырех человек (ее и несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4), нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, мероприятии "Улучшение жилищных условий молодых семей Ставропольского края" подпрограммы "Жилище" государственной программы Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры" и муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе", постановлением администрации г. Ставрополя Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ N отказано в признании нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, о чем комитет ДД.ММ.ГГГГ уведомил ее, указав на то, что основанием для принятия такого решения явилось наличие в собственности отца детей - Параскевича М.М, жилого помещения: квартиры, площадью "данные изъяты" кв.м, в котором проживают их совместные несовершеннолетние дети, являющиеся членами семьи собственника и обеспечены общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.
Полагая постановление администрации незаконным, нарушающим права и свободы ее семьи, Амаева Э.В. обратилась с настоящим административным иском в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Амаева Э.В. с несовершеннолетними детьми зарегистрирована и проживает в принадлежащей отцу ее детей - Параскевичу М.М. на праве собственности квартире, находящейся по адресу: "адрес".; Параскевич М.М. и Амаева Э.В. в зарегистрированном браке не состояли и не состоят, Амаева Э.В. и ее дети иного жилья не имели и не имеют, следовательно, обеспечены площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Между тем при рассмотрении настоящего административного дела судами не учтено следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт "а"); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт "б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт "в").
В соответствии с пунктом 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 названного кодекса гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Решением Ставропольской городской Думы от 30 ноября 2005 г. N 184 учетная норма площади жилого помещения в г. Ставрополе установлена в размере 12 кв.м общей площади на одного человека.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, при этом с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (части 3 и 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекс Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекс Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, в своем уведомлении комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя Ставропольского края, а также администрация в апелляционной жалобе ссылались на то, что семья Амаевой Э.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоящая из четырех человек: она, сын - "данные изъяты", дочь - "данные изъяты", дочь - "данные изъяты", зарегистрирована и проживает в принадлежащем отцу детей Параскевичу М.М. на праве собственности квартире, общей площадью "данные изъяты" кв.м, находящейся по адресу: "адрес", в соответствии с соглашением об определении места жительства несовершеннолетних детей от ДД.ММ.ГГГГ, по которому проживание несовершеннолетних детей определено по месту жительства их матери, а также указывала на то, что несовершеннолетние дети являются членами семьи собственника их отца Параскевича М.М, следовательно, обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.
В соответствии с частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В нарушение вышеприведенных требований суды, по основаниям отказа в признании семьи административного истца нуждающейся в жилом помещении для участия в программе применительно к вышеприведенным нормам материального права не проверили, указанным обстоятельствам правовую оценку не дали, предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу не выполнили.
Суд апелляционной инстанции в нарушение части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не дал оценки законности решения суда первой инстанции по этим основаниям, мотивов в подтверждение своих выводов не привел, не дал оценку доводам административного ответчика, приведенным им в апелляционной жалобе.
С учетом изложенного, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 11 мая 2021 г. подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду апелляционной инстанции надлежит учесть вышеизложенное и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона, дать оценку всем доводам, приведенным в апелляционной жалобе, правильно применив нормы материального права, с учетом установленных обстоятельств дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 11 мая 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 августа 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.