Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гареевой Д.Р.
судей Ивановой Л.В. и Поддубной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного Управления МЧС России по Ставропольскому краю к Дынину С. Н, Дыниной Е. В, Дыниной Е. В, Дыниной Я. С, Дыниной А. С. о выселении из служебного жилого помещения и прекращении права пользования, по кассационной жалобе Дынина С. Н. и кассационному представлению прокурора Ставропольского края Лоренц А.А. на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 22 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 20 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Гареевой Д.Р, выслушав объяснения Дынина С.Н. и его представителя Лукашонок Т.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя ГУ МЧС России по Ставропольскому краю Сарапий А.А, возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Гаринина Э.П, поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее ГУ МЧС России) по "адрес" обратилось в суд с иском к Дынину С.Н, Дыниной Е.В, Дыниной Я.С, Дыниной А.С. Просит выселить Дынина С.Н. и членов его семьи из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", без предоставления другого жилого помещения и прекратить право пользования ответчиками указанным жилым помещением.
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 22 сентября 2020 года исковые требования ГУ МЧС России удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 20 января 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Истцом поданы возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В силу части 2 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами при рассмотрении настоящего дела.
Судами установлено и следует из материалов дела, Дынин С.Н. с 1 сентября 1999 года проходит службу в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы МЧС России. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 21 год.
С 14 декабря 2017 года Дынин С.Н. проходил службу в должности начальника отдела подготовки пожарно-спасательных и аварийно- спасательных работ управления организации пожаротушения и проведения аварийно- спасательных работ ГУ МЧС России по Ставропольскому краю. Контракт заключен на срок до 1 мая 2022 года.
В период прохождения службы Дынину С.II, на основании договора найма служебного помещения N8 от 31 января 2017 года, было предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", для временного проживания.
Совместно с нанимателем Дыниным С.Н. в жилое помещение вселились: его супруга - Дынина Е.В. и несовершеннолетние дети - Дынина Я.С, Дынина А.С.
Согласно приказу Южного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23 ноября 2017 года N546, включены в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным помещениям жилые помещения, закрепленные на праве оперативного управления за Главным управлением МЧС России по "адрес" и ФКУ " ЦУКС ГУ МЧС России по Ставропольскому краю", в том числе и "адрес", расположенная по "адрес", "адрес" "адрес".
Приказом ГУ МЧС России по "адрес" от 16 июня 2019 года N 36-НС Дынин С.Н. был откомандирован в распоряжение Главного управления МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике.
С 17 июня 2019 года с Дыниным С.Н. заключен контракт о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы в должности заместителя начальника службы пожаротушения - начальника дежурной смены ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Карачаево-Черкесской Республике".
1 января 2020 года с Дыниным С.Н. подписано дополнительное соглашение к контракту, согласно которому он принят на должность заместителя начальника службы пожаротушения - начальника дежурной смены ГУ МЧС по Карачаево-Черкесской Республике.
Обращаясь с иском, истец указывал на право обращения ответчика с заявлением о получении служебного жилья по месту службы в Карачаево-Черкесской Республике.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что в связи с прекращением трудовых отношений с ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, Дынин С.Н. был обязан освободить служебную квартиру, находящуюся в оперативном управлении истца, выехав из него новому месту службы, однако своей обязанности, установленной договором не исполнил, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции при проверке решения суда по доводам апелляционной жалобы согласился с его выводами и правовым обоснованием, признав наличие у истца права пользоваться принадлежащим ему имуществом по назначению.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что обжалуемые судебные постановления приняты с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (пункт 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 Кодекса и частью 2 названной статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно п. 3 ст. 8 указанного Закона сотрудник, которому предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключает с федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, его территориальным органом либо учреждением договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда в порядке и на условиях, определяемых руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
В указанном договоре определяется порядок предоставления, оплаты, содержания и освобождения жилого помещения специализированного жилищного фонда.
На основании п. 4 ст. 8 этого же Закона категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года N 217 утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно п. 3 Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
На основании п. 15 Правил истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
Согласно пункту 5 раздела 1 договора найма служебного помещения N8 от 31 января 2017 года, жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы в МЧС России.
Согласно пункту 20.4 раздела 4 договора, договор прекращается в связи с окончанием срока службы. Наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение, граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.
Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
Поскольку служебный контракт с Дыниным С.Н. не расторгнут, он является действующим сотрудником МЧС России, служебное жилое помещение предоставлено ответчику на период службы в МЧС России, оснований для применения пункта 15 Правил судами не установлено, выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для выселения Дынина С.Н. и членов его семьи из занимаемого служебного жилого помещения основаны на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не отвечает требованиям части 4 статьи 67, статьи 195 и части 4 статьи 198 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции ошибки нижестоящего суда не исправил.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущены нарушения норм права, которые являются существенными, непреодолимыми и которые не могут быть устранены без нового рассмотрения дела.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 20 января 2021 года и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 20 января 2021 года отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Приостановление исполнения решения Ессентукского городского суда Ставропольского края от 22 сентября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 20 января 2021 года отменить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.