Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А. и Трапезниковой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Урало-Сибирская Теплоэнергетическая Компания - Челябинск" на решение Челябинского областного суда от 19 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 января 2021 г, вынесенные по административному делу N 3а-174/2020 по административному исковому заявлению АО "УСТЭК-Челябинск" о признании недействующим подпункта 1 пункта 60 Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 22 декабря 2015 г. N 16/32.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, объяснения представителя АО "УСТЭК-Челябинск" Кощеевой Е.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения против удовлетворения жалобы представителя Челябинской городской Думы Кузевановой Л.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В, полагавшей, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Челябинской городской Думой 22 декабря 2015 года принято решение N 16/32 "Об утверждении Правил благоустройства территории города Челябинска", которым, соответственно утверждены Правилами благоустройства территории города Челябинска (далее также - Правила).
Указанное решение в установленном порядке размещено на официальном сайте Челябинской городской Думы http://www.chelduma.ru, 25.12.2015 и официально опубликовано в издании "Вечерний Челябинск", N 99, 25.12.2015 (без приложений) и "Сборнике правовых актов Челябинской городской Думы первого созыва", N 14 (часть 2), декабрь, 2015, 25.12.2015.
Согласно подпункту 1 пункта 60 Правил, физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, помимо прочего, обеспечивают содержание своими силами и средствами либо путем заключения договора со специализированными организациями элементов и (или) объектов благоустройства на отведенной и прилегающей территории, а также путем заключения договора с организациями, осуществляющими управление/эксплуатацию многоквартирных домов, элементов и (или) объектов благоустройства на придомовой территории с учетом требований данных Правил и правил благоустройства территории внутригородского района.
Приведённая норма действует в редакции решения Челябинской городской Думы от 26 марта 2019 г. N 50/12 "О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 22.12.2015 N 16/32 "Об утверждении Правил благоустройства территории города Челябинска", вступившим в силу со дня официального опубликования.
Названное решение размещено на официальном сайте Челябинской городской Думы http://www.chelduma.ru, 29.03.2019 и официально опубликовано в издании "Вечерний Челябинск", N 24, 29.03.2019 и "Сборнике правовых актов Челябинской городской Думы первого созыва", N 46 (часть 2), март, 2019, 29.03.2019.
Акционерное общество "Урало-Сибирская Теплоэнергетическая Компания - Челябинск" (далее также - АО "УСТЭК-Челябинск", общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с момента вступления решения суда в законную силу или иной, определенной судом даты подпункта 1 пункта 60 Правил.
В обоснование своих требований общество указало, что является единой теплоснабжающей организацией на территории города Челябинска в зоне деятельности с кодом 01, осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом тепловых сетей и иного имущества (газовые котельные), переданного по договору аренды.
Постановлением административной комиссии от 26 мая 2020 года общество за нарушение оспариваемой нормы привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010 года N 583-ЗО "Об административных правонарушениях в Челябинской области", предусматривающей административную ответственность за нарушения в области благоустройства территорий муниципальных образований, выразившиеся в повреждении, перемещении, сносе, ненадлежащем содержании малых архитектурных форм, в том числе скамеек, урн, бордюров, ограждений, указателей, а также других элементов благоустройства, расположенных на территориях общего пользования, детских и спортивных площадках.
По мнению административного истца, оспариваемая норма - подпункт 1 пункта 60 Правил, противоречит пункту 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункту 13 части 2 статьи 45.1 от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), нарушает права общества, возлагая на него обязанность, не предусмотренную федеральным законодательством.
Решением Челябинского областного суда от 19 октября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 января 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 15 июля 2021 года) административный истец просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Прокурором представлены возражения относительно доводов жалобы.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия полагает, что таких нарушений предыдущими судебными инстанциями не допущено.
При рассмотрении и разрешении административного дела суды установили, что оспариваемый акт с изменениями принят в пределах полномочий Челябинской городской Думы с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Состоявшиеся по делу судебные акты в указанной части не обжалуются.
Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа и осуществление контроля за их соблюдением, организацию благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16). Частью 10 статьи 35 названного федерального закона в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 463-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что утверждение правил благоустройства территории муниципального образования находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 11).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 463-ФЗ) правила благоустройства территории муниципального образования - это муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 463-ФЗ дополнен статьей 45.1, посвященной содержанию правил благоустройства территории муниципального образования.
Данной статьей предусмотрено, что указанные правила могут регулировать в том числе вопросы: 1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; 6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок; 9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; 11) организации стоков ливневых вод; 12) порядка проведения земляных работ; 13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации; 15) праздничного оформления территории
муниципального образования; 16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования; 17) осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.
Из приведенных федеральных норм прямо следует, что муниципальное образование вправе установить порядок участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев земельных участков в содержании прилегающих территорий, а также порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.
На основании положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Устава города Челябинска решением Челябинской городской Думы утверждены оспариваемые Правила, которые устанавливают единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, к обеспечению доступности городской среды, определяют порядок уборки и содержания городских территорий и объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству, их периодичность, порядок участия юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками, пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий (помещений в них), строений и сооружений, объектов благоустройства, в содержании и благоустройстве прилегающих территорий, порядок производства земляных работ и работ, влекущих нарушение благоустройства и (или) природного ландшафта, регулируют порядок планирования и координации сроков проведения указанных работ, устанавливают требования к выдаче, продлению и закрытию ордеров (разрешений) на производство указанных работ в пределах городской черты Челябинска.
Под благоустройством территории указанные Правила понимают деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленную на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
К объектам благоустройства Правилами отнесены территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе:
- детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга;
- площадки для выгула и дрессировки собак;
- площадки автостоянок;
- улицы (в том числе пешеходные) и дороги;
- парки, скверы, иные зеленые зоны;
- площади, набережные и другие территории;
- технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны;
- контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов (пункт 31 Правил).
В соответствии с пунктом 27 Правил надлежащим содержанием объекта благоустройства является такое состояние объекта благоустройства, при котором он соответствует установленным техническим, санитарным и иным нормам и правилам.
Также оспариваемыми Правилами установлены понятия отведенной территории, как части земельного участка на территории города, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на праве собственности, аренды, ином праве пользования (пункт 34) и прилегающей территории, как территории общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации (пункт 44).
Указанные понятия приведены в Правилах в соответствии с их содержанием, приведенным в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статьей 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения.
Так, в соответствии с частью 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения, (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Подпунктом 1 пункта 60 Правил (в ред. Решения Челябинской городской Думы от 26.03.2019 N 50/12) на физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей возложена обязанность обеспечивать содержание своими силами и средствами либо путем заключения договора со специализированными организациями элементов и (или) объектов благоустройства на отведенной и прилегающей территории, а также путем заключения договора с организациями, осуществляющими управление/эксплуатацию многоквартирных домов, элементов и (или) объектов благоустройства на придомовой территории с учетом требований данных Правил и правил благоустройства территории внутригородского района.
Следовательно, названные лица обязаны принимать участие в содержании объектов благоустройства на отведенной и прилегающей территории путем, в том числе и уборки таких территорий в порядке, установленном названной номой Правил.
Таким образом, возникшая в силу федерального законодательства обязанность указанных лиц участвовать в содержании объектов благоустройства на отведенной и прилегающей территории, предусмотрена в Правилах с определением конкретных случаев, форм и объема такого участия, то есть Правилами, фактически установлен порядок исполнения данными лицами этой обязанности, что не противоречит, вопреки утверждению административного истца, положениям вышеприведённых нормативных правовых актов.
Разрешая вопрос о законности оспариваемого правового регулирования, суды исходили из того, что благоустройство территорий осуществляется в рамках градостроительной деятельности, его целями являются обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территорий, содержание территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов; для достижения данной цели органы местного самоуправления не лишены были возможности определить в правилах благоустройства не только требования к благоустройству и элементам благоустройства, а также комплекс соответствующих мероприятий, в том числе порядок и формы участия собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в благоустройстве отведенной и прилегающей к зданию, строению, сооружению, земельного участка территории.
Выводы судов не противоречат пунктам 13 и 14 части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, пункту 37 статьи 1, части 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, из содержания которых со всей очевидностью вытекает обязанность собственников и иных законных владельцев зданий (помещений), строений и сооружений, земельных участков принимать участие, в том числе финансовое, в содержании территории, прилегающей к соответствующим объектам (за исключением собственников или иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), в порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, предусмотрена императивная норма о возложении обязанности на лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с доводами кассационной жалобы о противоречии оспариваемых в части Правил гражданскому и земельному законодательству Российской Федерации, поскольку правоотношения в сфере благоустройства территорий урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
При таких данных являются правомерными выводы судов об отсутствии в оспариваемой части Правил противоречий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и оснований для признания оспариваемой нормы недействующей.
Поскольку нормы материального права применены судами правильно, нарушений процессуальных правил при рассмотрении дела не допущено, решение суда об отказе в удовлетворении административного иска и апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции, поддержавшего выводы областного суда, следует признать законными.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов в кассационной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Челябинского областного суда от 19 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Урало-Сибирская Теплоэнергетическая Компания - Челябинск" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 01 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.