Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Хасановой В.С, Зеленовой Е.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-8620/2020 по иску Антоновой Ирины Анатольевны к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Курганской области о взыскании единовременного пособия, процентов за задержку выплаты единовременного пособия при увольнении, по кассационной жалобе Антоновой Ирины Анатольевны на решение Курганского городского суда Курганской области от 24 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 16 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя ответчика Столярова А.А, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Антонова И.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Курганской области (далее - УФСИН России по Курганской области) о взыскании единовременного пособия при увольнении, процентов за задержку выплаты единовременного пособия при увольнении.
В обоснование требований указала, что с 10 апреля 2001 года по 5 декабря 2019 года проходила службу в системе органов УИН Минюста России по Курганской области, УФСИН России по Курганской области. 5 декабря 2019 года была уволена из уголовно-исполнительной системы по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). На день увольнения её выслуга лет в календарном исчислении составила 18 лет 7 месяцев 25 дней, в льготном исчислении - 27 лет 10 месяцев 8 дней. При учете имеющейся выслуги ей при увольнении было выплачено единовременное пособие в виде двух окладов денежного содержания - 70 510 рублей. После выхода на пенсию ей стало известно, что в выслугу лет не было включено время её обучения в Курганском сельскохозяйственном техникуме по заочной форме обучения, в связи с чем, 13 июля 2020 года она обратилась в УФСИН России по Курганской области с заявлением о перерасчете выслуги лет. 17 июня 2020 года ей был выдан новый приказ N 227-лс "О внесении изменений в приказ УФСИН России по Курганской области от 2 декабря 2019 года N 515-лс "О расторжении контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнении Антоновой И.А. со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации", согласно которому были внесены изменения в части выслуги лет, выслуга лет по состоянию на 5 декабря 2019 года составила в календарном исчислении - 20 лет 00 месяцев 21 день, в льготном исчислении - 29 лет 3 месяца 4 дня.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", считает, что после внесенных изменений в приказ об увольнении она имеет право на доплату ей единовременного пособия в размере пяти окладов денежного содержания, в размере 176 275 рублей (должностной оклад 22 780 рублей + оклад по специальному званию 12 475 рублей * 5). При обращении к ответчику в производстве выплаты ей было отказано. Полагала, что с ответчика также подлежит взысканию денежная компенсация, предусмотренная статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации. Просила суд взыскать с УФСИН России по Курганской области в свою пользу единовременное пособие в размере пяти окладов денежного содержания в размере 176 275 рублей, проценты за задержку выплаты пособия за период с 13 июля 2020 года по 14 августа 2020 года в размере 1 689 рублей 31 копейка.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 24 ноября 2020 года в удовлетворении исковых требований Антоновой И.А. отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 16 марта 2021 года решение Курганского городского суда Курганской области от 24 ноября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
Истец в судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что имеются основания для отмены судебных постановлений ввиду неправильного применения норм материального права.
Судом установлено и из материалов дела следует, что с 10 апреля 2001 года по 05 декабря 2019 года Антонова И.А. проходила службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и на момент увольнения занимала должность заместителя начальника Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области", имела специальное звание майор внутренней службы.
Приказом начальника УФСИН России по Курганской области N N от 2 декабря 2019 года контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, заключенный с Антоновой И.А, расторгнут, она уволена со службы по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 2 статьи 84 Закона N 197-ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Выслуга лет Антоновой И.А. по состоянию на 5 декабря 2019 года составила в календарном исчислении - 18 лет 7 месяцев 25 дней, в льготном исчислении - 27 лет 10 месяцев 8 дней. Также постановлено выплатить Антоновой И.А. единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания.
Как следует из денежного аттестата N N от 5 декабря 2019 года при увольнении Антоновой И.А, помимо прочих выплат, было выплачено единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания в сумме 70 510 рублей.
13 июля 2020 года Антонова И.А. обратилась к начальнику УФСИН России по Курганской области с заявлением о перерасчете выслуги лет и включении в выслугу лет для назначения пенсии времени обучения до поступления на службу в Курганском государственном университете по заочной форме обучения.
Приказом начальника УФСИН России по Курганской области N N от 17 июня 2020 года в приказ УФСИН России по Курганской области от 2 декабря 2019 года N N "О расторжении контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнении Антоновой И.А. со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" были внесены изменения, выслуга лет Антоновой И.А. по состоянию на 5 декабря 2019 года составила в календарном исчислении - 20 лет 00 месяцев 21 день, в льготном исчислении - 29 лет 3 месяца 4 дня.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Антонова И.А. ссылалась на наличие у неё права на взыскание недоплаченного ей при увольнении единовременного пособия в размере пяти окладов денежного содержания, в связи с внесёнными в действующее законодательство изменениями.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходя из того, что постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года N 1760, позволяющее засчитывать увольняемым со службы (а также производить перерасчет ранее уволенным со службы) сотрудникам, поступившим на службу до 1 августа 2018 года, в выслугу лет для назначения пенсии время их обучения до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы независимо от формы обучения, вступило в силу с 2 января 2020 г, то есть после увольнения Антоновой И.А. из уголовно-исполнительной системы, пришел к выводу об отсутствии оснований для доплаты Антоновой И.А. единовременного пособия в размере пяти окладов денежного содержания, предусмотренного положениями части 7 статьи 3 Закона N 283-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнив указанием на то, что период обучения истца в Курганском сельскохозяйственном техникуме подлежал включению в выслугу лет только для перерасчета пенсии, но не учитывается при выплате единовременного пособия при увольнении.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права.
Регулирование правоотношений, связанных со службой в учреждениях уголовно-исполнительной системы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", вступившим в силу с 01 августа 2018 года, а также Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым предусмотрено, что сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы.
Порядок определения общей продолжительности службы для выплаты сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременного пособия при увольнении урегулирован постановлением Правительства Российской Федерации от 06 апреля 2013 годаN 303, согласно которому при определении периодов, подлежащих включению в общую продолжительность службы, и при исчислении общей продолжительности службы для выплаты сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременного пособия при увольнении применяется соответствующий порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий лицам, проходившим службу в указанных учреждениях и органах, устанавливаемый Правительством Российской Федерации. При этом периоды, подлежащие включению в выслугу лет для назначения пенсий лицам, проходившим службу в указанных учреждениях и органах, включаются в общую продолжительность службы в календарном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы урегулирован постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
Пунктом 2 данного Постановления установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
С 01 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", регулирующий правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника.
Пунктом 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включается время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в уголовно-исполнительной системе по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры - стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.
Согласно статье 97 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа уголовно-исполнительной системы, регламентирующих правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, указанные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года N 1760 в пункт 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 внесены изменения, в частности пункт 2 дополнен абзацем 3 следующего содержания: "В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 13 Закона засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки), при условии успешного прохождения ими государственной итоговой аттестации по указанным программам и получении по ее результатам документа об образовании и о квалификации установленного образца, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы, - в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы, поступивших на службу с 1 августа 2018 года".
Как следует из приведенных нормативных положений, при исчислении выслуги лет сотруднику уголовно-исполнительной системы, поступившему на службу до 01 августа 2018 года, время обучения до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования, в том числе, по заочной форме обучения, подлежит включению в выслугу лет для исчисления единовременного пособия при увольнении.
Издав приказ от 17 июня 2020 года N N о перерасчете выслуги лет с учетом обучения истца в высшем учебном заведении по заочной форме обучения, ответчик согласился с вышеприведенным толкованием норм материального права.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанции в части отказа во взыскании единовременного пособия в размере 5 окладов основаны на неправильном применении норм материального права, что согласно статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Суд апелляционной инстанции в силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривая дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд кассационной инстанции отменяет апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 16 марта 2021 года и направляет дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 16 марта 2021 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Курганский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.