Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-837/2021 по иску администрации Кетовского района Курганской области к Колупаевой Римме Родионовне о взыскании социальной выплаты, по кассационной жалобе администрации Кетовского района Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 14 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 20 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика Осипова Д.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
администрация Кетовского района Курганской области обратилась в суд с иском к Колупаевой Р.Р. о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 982 000 руб.
В обоснование заявленных требований представитель администрации Кетовского района Курганской области сослался на то, что 28 апреля 2015 года Колупаева Р.Р, состоящая в трудовых отношениях с муниципальным казенным общеобразовательным учреждением "Каширинская основная общеобразовательная школа им. Белоусова Д.А." (далее по тексту - МКОУ "Каширинская основная общеобразовательная школа им. Белоусова Д.А."), обратилась в администрацию Кетовского района Курганской области с заявлением о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598. Колупаева Р.Р. была включена в список получателей социальных выплат в рамках указанной государственной программы. На основании свидетельства Колупаевой Р.Р. предоставлена социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 982 000 руб. 27 ноября 2017 года Колупаева уволена из МКОУ "Каширинская основная общеобразовательная школа имени Белоусова Д.А." по пункту 5 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Считает, что Колупаева Р.Р. утратила право пользования денежными средствами, предоставленными ей в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, поскольку после досрочного расторжения трудового договора она в течение 6 месяцев не трудоустроилась к иному работодателю и не организовала индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе либо в сфере социального обслуживания.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 14 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 20 апреля 2021 года, администрации Кетовского района Курганской области в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе представитель администрации Кетовского района Курганской области ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных, вынесенных с существенным нарушением норм материального права.
Ответчик Колупаева Р.Р, представитель истца администрации Кетовского района Курганской области, представитель третьего лица Департамента агропромышленного комплекса Курганской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены или изменения решения суда и апелляционного определения не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Колупаева Р.Р. с 20 ноября 2012 года работала в МКОУ "Каширинская основная общеобразовательная школа им. Белоусова Д.А." в качестве учителя изобразительного искусства по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок.
Колупаевой Р.Р. на основании договора купли-продажи от 25 марта 2013 года принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1 500 кв.м, расположенный по адресу: "данные изъяты".
16 октября 2014 года администраций Кетовского района Курганской области Колупаевой Р.Р. выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома площадью 72 кв.м на указанном земельном участке сроком на 10 лет.
28 апреля 2015 года Колупаева Р.Р. обратилась в администрацию Кетовского района Курганской области с заявлением о включении её с составом семьи из трех человек в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках Государственной программы Курганской области "Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области".
27 апреля 2016 года Колупаевой P.P. выдано свидетельство N 33 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 982 000 руб. на строительство индивидуального жилого дома в с. Каширино Кетовского района Курганской области, в том числе за счет средств федерального бюджета - 509 000 руб, за счет средств областного бюджета - 473 000 руб.
Трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты между ответчиком, ее работодателем и органом местного самоуправления не заключался по вине истца.
На основании распоряжений администрации Кетовского района Курганской области от 29 августа 2016 года N 490-р, от 15 сентября 2016 года N 528-р, от 18 мая 2016 года N 21 б-р Колупаевой P.P. получена социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 988 000 руб.
Приказом директора МКОУ "Каширинская основная общеобразовательная школа им. Белоусова Д.А." от 21 ноября 2017 года N 60 Колупаева P.P. уволена с работы по пункту 5 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Как следует из возражений ответчика на исковое заявление, денежные средства были израсходованы на строительство дома, строительство дома завершено, соответствующие документы были предоставлены в администрацию Кетовского района.
Право Колупаевой Р.Р. на социальную выплату, ее размер, факт ее использование на строительство дома в ходу судебного разбирательства не оспаривались.
Разрешая возникший спор суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598, исходил из того, что обязанность по возврату социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, предусмотренной Федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий", возникает у члена молодой семьи (молодого специалиста) на основании трехстороннего договора, содержащего, в том числе обязательство отработать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее пяти лет со дня получения социальной выплаты, который администрацией Кетовского района Курганской области с Колупаевой P.P. не заключен, в связи с чем пришел к выводу, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, об отсутствии оснований для взыскания с Колупаевой P.P. социальной выплаты в размере 982 000 руб.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судом обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы представителя администрации Кетовского района Курганской области о том, что у Колупаевой Р.Р. отработать у работодателя в течение 5 лет со дня получения социальной выплаты возникла в силу закона, а именно в силу постановления Правительства Россиянкой Федерации от 15 июля 2013 года N 598, в связи с чем факт не заключения с ответчиком трехстороннего договора значения не имеет; ответчик не оспаривает сделку по мотиву ее не заключения, как и факт получения и использования ею денежных средств на строительство жилья в сельской местности, при этом срок действия свидетельства на получение социальной выплаты истек, в случае не возврата социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на стороне Колупаевой P.P. возникнет неосновательное обогащение, не могут являться основанием для отмены в кассационном порядке судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598, установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 указанных Правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, приведенным в Приложении N 4 к Федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий".
Согласно пунктам 1 - 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, приведенным в Приложении N 4 к Федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий", устанавливается порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе, молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат.
Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты "а", "б", "г").
Абзацем 1 пункта 42 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, приведенным в Приложении N 4 к Федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий", определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
Существенными условиями названного договора являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее пяти лет со дня получения социальной выплаты (подпункт "а" пункта 43 Типового положения); право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпункт "а" пункта 43 названного положения (подпункт "б" пункта 43 Типового положения).
Пунктом 45 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, приведенным в Приложении N 4 к Федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий" установлено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий шесть месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в пункте 42 Типового положения. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в пункте 42 Типового положения.
В целях реализации на территории Курганской области направлений (подпрограмм) "Устойчивое развитие сельских территорий" и "Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, постановлением Правительства Курганской области утверждена Государственная программа Курганской области "Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области", содержащая положения, аналогичные положениям Федеральной программы.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что обязанность у гражданина, получившего указанную социальную выплату, по отработке в сельской местности определенный срок и по возврату социальной выплаты, в случае невыполнения данного обязательства, возникает именно на основании трехстороннего договора.
Как правильно указали суды, предусмотренный вышеуказанными актами трехсторонний договор между органом исполнительной власти (местного самоуправления), работодателем и ответчиком заключен не был, а в отсутствие трехстороннего договора, и как следствие - обязательства о работе не менее пяти лет после получения социальной выплаты и оснований для взыскания в пользу истца социальной выплаты, не имеется.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений. Все изложенные в кассационной жалобе доводы уже являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций и сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств, при том, что оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 14 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 20 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Кетовского района Курганской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.