Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Ковалёвой Ю.В, Корпачевой Е.С, при секретаре Никишовой О.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1592/2021 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Центральный телеграф" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости, по апелляционным жалобам государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 31 мая 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Ковалёвой Ю.В, объяснения представителя государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" Асташкиной Е.Е, судебная коллегия по административным делам
установила:
публичное акционерное общество "Центральный телеграф" (далее - административный истец), являясь арендатором 21/26 части земельного участка, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просило пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 года в связи с недостоверностью сведений об объекте оценки, использованных при расчёте кадастровой стоимости.
В обоснование заявленных требований указано, что Департамент городского имущества города Москвы ошибочно отнёс спорный земельный участок к 6 оценочной группе "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий", подгруппе 6.1 "объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий (основная территория)", вместо 10 оценочной группы "Объекты социальной инфраструктуры", подгруппы 10.4 "Размещение объектов связи, радиовещания, телевидения", поскольку на большей части спорного земельного участка размещены объекты связи. По мнению административного истца, государственным бюджетным учреждением города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" (далее - ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования") использованы недостоверные сведения при установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка, повлиявшие на результат оценки.
Решением Московского городского суда от 31 мая 2021 года заявленные административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах Департамент городского имущества города Москвы и ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" просят об отмене решения суда первой инстанции, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, и отказе в удовлетворении административного иска, указывая на недопустимость противоречия вида разрешённого использования земельного участка виду разрешённого использования и функциональному назначению объектов капитального строительства, которые на нём расположены; недоказанность использования при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка недостоверных сведений о нём, нарушения процедуры и (или) методики проведения государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости в полном соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Кроме того, ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" указывает на то, что избранный административным истцом способ защиты права предполагает обращение в ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" с соответствующим заявлением об исправлении ошибки в результате применения недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости до подачи административного иска. Также указывает, что административным истцом представлено решение ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" об отказе в перерасчёте кадастровой стоимости от 29 октября 2019 года N 237/19, но не представлены доказательства, что данное решение оспаривалось в судебном порядке, чем нарушена статья 21 Закона о государственной кадастровой оценке и судом первой инстанции этому не дана оценка.
Административным истцом на апелляционные жалобы представлены письменные возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" поддержал доводы апелляционных жалоб, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая положения статьи 150, части 4 статьи 247, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Изучив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки.
В соответствии со статьёй 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" административный истец, будучи арендатором земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, оплачивающий арендную плату исходя из кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости данного земельного участка путём обращения в суд, в том числе обратиться в суд с требованиями об изменении кадастровой стоимости земельного участка в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что расположенный на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" фактически используется в целях предоставления услуг связи на базе проводных и беспроводных технологий (телеграф), равно как и земельный участок, на котором он расположен, который отнесён к предоставлению услуг связи Правилами землепользования и застройки города Москвы, утверждёнными постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" (в редакции, действующей на момент проведения государственной кадастровой оценки), и пришёл к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец на основании договора долгосрочной аренды земельного участка N М-01-015767 от 30 декабря 1999 года является арендатором (с множественностью лиц на стороне арендатора) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 13 300 м2, расположенного по адресу: "данные изъяты", категории земель - земли населённых пунктов, с видом разрешённого использования: "для эксплуатации прочих административно-управленческих учреждений и общественных организаций". Указанный земельный участок предоставлен для эксплуатации части административного здания площадью 38 734, 3м2, технического здания и размещения стоянки служебных автомобилей. В пределах данного земельного участка расположено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты".
По состоянию на 1 января 2018 года в отношении спорного земельного участка кадастровая стоимость определена в размере 1 680 720 007, 08 рублей (распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557).
Указанный размер кадастровой стоимости определён государственным бюджетным учреждением города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" на основании отчёта N 2Э2018 "Об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков (категория земли "земли населенных пунктов"), расположенных на территории города Москвы по состоянию на 1 января 2018 года", исходя из отнесения спорного земельного участка к 6 оценочной группе "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий", подгруппе 6.1 "объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий (основная территория)".
В основу положены сведения Департамента городского имущества города Москвы об отнесении данного земельного участка к 6 оценочной группе "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий", подгруппе 6.1 "объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий (основная территория)" и акт обследования Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 27 июня 2014 года N 9012699 (далее - Акт 2014 года), согласно которому расположенное на земельном участке здание с кадастровым номером "данные изъяты" фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты" включено в приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" на периоды 2017, 2018, 2019, 2020 годов, по двум критериям: на основании Акта 2014 года, согласно которому здание и помещения в нём фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; на основании вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" для "эксплуатации прочих административно-управленческих учреждений и общественных организаций".
Вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 19 ноября 2020 года по административному делу N 3а-4489/2020 установлено, что вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" "эксплуатации прочих административно-управленческих учреждений и общественных организаций" не предусматривает размещение на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Указанный вид разрешённого использования земельного участка не соответствует Классификатору видов разрешённого использования земельных участков, утверждённому приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540.
Судом также был признан ненадлежащим доказательством фактического использования здания Акт 2014 года, поскольку установлено, что здание используется для предоставления услуг связи на базе проводных и беспроводных технологий (телеграф).
Вследствие этого суд пришёл к выводу, что данное здание не подпадает под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", и признал недействительным включение нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты" в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на периоды 2017, 2018, 2019, 2020 годы, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Кроме того, согласно Правилам землепользования и застройки города Москвы, утверждённым постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" (в редакции, действующей на момент проведения государственной кадастровой оценки), земельный участок отнесён к территориальной зоне 20313655 с основными видами разрешённого использования, в том числе размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности: поставки воды, тепла, электричества, газа, предоставление услуг связи, отвода канализационных стоков, очистки и уборки объектов недвижимости.
Следовательно, вид разрешённого использования объекта недвижимости 10 оценочная группа "Объекты социальной инфраструктуры", подгруппа 10.4 "Размещение объектов связи, радиовещания, телевидения" соответствует установленным требованиям к использованию объекта недвижимости, то есть Правилам землепользования и застройки города Москвы, утверждённым постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" (в редакции, действующей на момент проведения государственной кадастровой оценки)
В соответствии с пунктом 3.1 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226, в случае несоответствия наименования ранее установленного вида разрешённого использования земельного участка, содержащегося в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, Классификатору видов разрешённого использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков", бюджетное учреждение вправе направить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации или в органы местного самоуправления, уполномоченные на утверждение правил землепользования и застройки (внесение изменений в них), для согласования предположения о наименовании вида разрешённого использования такого земельного участка, которое может соответствовать классификатору без необходимости осуществления со стороны правообладателя такого земельного участка и (или) указанных уполномоченных органов процедуры изменения (выбора, установления) в отношении земельного участка другого (нового) вида разрешённого использования.
При этом в силу пункта 3.5 указанных методических указаний необходимо учитывать максимально полные сведения, полученные в том числе с привлечением уполномоченного органа, о местоположении, физических, технических и эксплуатационных характеристиках, степени благоустройства объектов недвижимости, ограничениях в их использовании, иных характеристиках, необходимых для определения кадастровой стоимости.
Таким образом, суд первой инстанции, установив вышеизложенные обстоятельства, учитывая вид разрешённого использования земельного участка и фактическое использование расположенного на нём здания, для целей эксплуатации которого и был предоставлен в аренду земельный участок, а также отнесение спорного земельного участка к виду разрешённого использования по предоставлению услуг связи, предусмотренному Правилами землепользования и застройки города Москвы, пришёл к верному выводу об отсутствии основания для отнесения спорного земельного участка к 6 оценочной группе "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий", подгруппе 6.1 "объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий (основная территория)" при установлении его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2018 года и о наличии основания для отнесения его к 10 оценочной группе "Объекты социальной инфраструктуры", подгруппе 10.4 "Размещение объектов связи, радиовещания, телевидения" и проведении соответствующего пересчёта кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, поскольку вид разрешенного использования земельного участка не соответствует Классификатору видов разрешённого использования земельных участков, утверждённому приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2019 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", подлежат применению положения пунктов 3.1, 3.5 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226, согласно которым при проведении государственной кадастровой оценки допускается согласование вида разрешённого использования земельного участка, для целей приведения его в соответствие с видом разрешённого использования объектов капитального строительства, расположенных на нём, без его изменения.
Доводы, указанные в апелляционных жалобах, аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, в решении суда первой инстанции им дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 31 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.