Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Ковалёвой Ю.В, Корпачевой Е.С, при секретаре Молчановой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1164/2021 по административному исковому заявлению Тимченко Тимура Васильевича об отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 120 Московская область - Красногорский одномандатный избирательный округ от 13 августа 2021 года N 14/1 "Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу N 120 Московская область - Красногорский одномандатный избирательный округ Тимченко Тимуру Васильевичу, выдвинутому в порядке самовыдвижения", об обязании зарегистрировать кандидата
по апелляционной жалобе Тимченко Тимура Васильевича на решение Московского областного суда от 18 августа 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Ковалёвой Ю.В, объяснения Тимченко Т.В, представителя окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 120 Московская область - Красногорский одномандатный избирательный округ Шульгиной Ю.В, представителя Избирательной комиссии Московской области Горячих А.А, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В, судебная коллегия по административным делам
установила:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N 367 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва назначены на 19 сентября 2021 года.
Решением Избирательной комиссии Московской области от 23 декабря 2020 года N 190/1773-6 сформирована территориальная избирательная комиссия города Красногорск.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года N 4/28-8 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии" на территориальную избирательную комиссию города Красногорск возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Московской области - Красногорскому одномандатному избирательному округу N 120 (далее также - Окружная избирательная комиссия N 120).
Решением Окружной избирательной комиссии N 120 от 13 августа 2021 года N 14/1 "Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу N 120 Московская область - Красногорский одномандатный избирательный округ Тимченко Тимуру Васильевичу, выдвинутому в порядке самовыдвижения" (далее также - Решение N 14/1, оспариваемое решение) административному истцу Тимченко Т.В. отказано в регистрации кандидату в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу N 120 Московская область - Красногорский одномандатный избирательный округ Тимченко Тимуру Васильевичу, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в связи с отсутствием среди документов, представленных кандидатом Тимченко Т.В, документов, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 части 2 статьи 47 Федерального закона N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 20-ФЗ), а именно: подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата, пронумерованных и сброшюрованных в виде папок, протокола об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машинописном виде, составленного в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом N 20-ФЗ, списка лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машинописном виде, составленного в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Тимченко Т.В. обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене Решения N 14/1, возложении обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, направлении нового решения о регистрации кандидата в Избирательную комиссию Московской области, в территориальные избирательные комиссии, входящие в Красногорский одномандатный избирательный округ N 120, опубликовании нового решения в газетах "Ежедневные новости. Подмосковье" и сетевом издании "Вестник Избирательной комиссии Московской области", указывая на то, что ему необоснованно отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Красногорскому одномандатному избирательному округу N 120 Московской области на основании пункта 3 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ, поскольку им предоставлены все документы, предусмотренные частью 1 статьи 47 указанного федерального закона, а предоставление подписных листов, предусмотренных частью 2 статьи 47 данного федерального закона, не является обязательным для кандидата в депутаты, выдвинутого в порядке самовыдвижения.
Решением Московского городского суда от 18 августа 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Тимченко Т.В. просит состоявшееся судебное решение отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить, указывая, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, что привело к несоответствию выводов суда первой инстанции обстоятельствам административного дела; полагает, что судом не применён закон, подлежащий применению, что привело к принятию неправильного решения. Указывает, что им в Окружную избирательную комиссию N 120 представлен полный комплект документов, предусмотренный частями 4 - 6 и 8 статьи 41 и частью 1 статьи 47 Федерального закона N 20-ФЗ, а требования частей 1 и 4 статьи 43 Федерального закона N 20-ФЗ к кандидату в депутаты, выдвигаемому в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу, не относятся, в связи с чем оспариваемое решение Окружной избирательной комиссии N 120 со ссылкой на пункт 3 части 7 статьи 51 Федерального закона N 20-ФЗ является не обоснованным и не законным.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Окружной избирательной комиссией N 120 и её председателем, Избирательной комиссией Московской области и участвующим в деле прокурором представлены возражения об их необоснованности и законности постановленного судебного решения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит, исходя из следующего.
Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона N 67-ФЗ, Федерального закона N 20-ФЗ, других федеральных законов (часть 1 статьи 2 Федерального закона N 20-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путём самовыдвижения.
В силу частей 4 статьи 41 Федерального закона N 20-ФЗ гражданин Российской Федерации, выдвинувший свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу, представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию письменное уведомление о самовыдвижении, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения и адрес места жительства.
Одновременно с уведомлением им предоставляются документы, перечисленные в части 5 статьи 41 Федерального закона N 20-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 44 приведённого федерального закона необходимым условием регистрации кандидата является поддержка его выдвижения избирателями, наличие которой определяется необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения.
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона N 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путём уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Исходя из смысла статьи 47 Федерального закона N 20-ФЗ, кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения, вместе с документами, указанными в части 1 данной статьи, также представляет: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок; протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 15 статьи 45 данного федерального закона; список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 8 статьи 45 данного федерального закона; копию документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов.
Все документы для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, представляются в окружную избирательную комиссию одновременно не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
В силу подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основаниями для отказа в регистрации кандидата является в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с указанным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Пунктами 3, 8 части 7 статьи 51 приведённого федерального закона закреплено, что основанием отказа в регистрации кандидата является, отсутствие среди документов, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии со статьями 41, 43 и 47 приведённого федерального закона, документов, указанных в частях 4 - 6 и 8 статьи 41, частях 1 и 4 статьи 43, части 1 статьи 47 данного федерального закона; для кандидата, представившего подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения), - отсутствие среди документов, представленных в окружную избирательную комиссию, документов, указанных в части 2 статьи 47 данного федерального закона.
Таким образом, из системного толкования указанных положений избирательного законодательства следует, что для регистрации кандидата в депутаты в порядке самовыдвижения обязательным условием является представление в избирательную комиссию необходимого числа достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку самовыдвижения кандидата, отвечающих определённым критериям.
Как усматривается из материалов административного дела и установлено судом апелляционной инстанции, 29 июня 2021 года Тимченко Т.В. уведомил Окружную избирательную комиссию N 120 о выдвижении своей кандидатуры в депутаты Государственной Думы по Красногорскому одномандатному избирательному округу N 120 в порядке самовыдвижения.
4 августа 2021 года в 16 часов 46 минут Тимченко Т.В. Окружной избирательной комиссией N 120 выдано подтверждение о приёме документов, представленных для уведомления о самовыдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы восьмого созыва.
9 августа 2021 года решением Окружной избирательной комиссии N 120 N 13/4 кандидат в депутаты Государственной Думы Тимченко Т.В. извещён о выявленных недостатках в представленных документах для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата в депутаты в порядке самовыдвижения.
Этим же решением утверждено извещение о выявленных недостатках в представленных документах для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата в депутаты в порядке самовыдвижения (далее - Извещение), из которого следует, что Тимченко Т.В. на момент окончания установленного частью 3 статьи 46 Федерального закона N 20-ФЗ срока не представлены документы, предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 4 части 2 статьи 47 Федерального закона N 20-ФЗ, а именно: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машинописном виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом N 20-ФЗ, список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машинописном виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом N 67-ФЗ, копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов.
13 августа 2021 года оспариваемым решением Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 120, на основании пункта 3 части 7 статьи 51 Федерального закона N 20-ФЗ Тимченко Т.В. отказано в регистрации его в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы по одномандатному избирательному округу N 120, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в связи с отсутствием среди документов, документов, указанных в Извещении.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из установленных по делу обстоятельств, согласно которым Тимченко Т.В. названные выше документы в избирательную комиссию в предусмотренный законом срок не представлены, и пришёл к верному выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения.
Исходя из системного анализа законодательства, регулирующего данные правоотношения, из содержания оспариваемого решения, судебная коллегия приходит к выводу о законности принятого Окружной избирательной комиссией N 120 Решения N 14/1, поскольку основанием отказа Тимченко Т.В. в регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы, выдвинутому в порядке самовыдвижения, послужило не предоставление на момент окончания установленного срока полного пакета документов, а именно: подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата; списка лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, что в силу действующего избирательного законодательства является обязательным условием для самовыдвижения кандидата в депутаты Государственной Думы.
Указание окружной избирательной комиссией в Решении N 14/1 на отказ Тимченко Т.В. в регистрации в качестве кандидата в депутаты только в соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 51 Федерального закона N 20-ФЗ не является безусловным основанием для его отмены, поскольку обстоятельства, послужившие для отказа административному истцу в регистрации в качестве кандидата в депутаты, окружной избирательной комиссией установлены и указаны верно.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что положениями законодательства о выборах не предусмотрена возможность сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата и представление этих документов в соответствующую избирательную комиссию позднее чем за 45 дней до дня голосования, в связи с чем Тимченко Т.В. в настоящее время не может восполнить выявленные окружной избирательной комиссией нарушения, которые являются неустранимыми недостатками.
Доводы жалобы административного истца, основанные на ином толковании Федерального закона N 20-ФЗ без системной взаимосвязи с Федеральным законом N 67-ФЗ, не свидетельствуют о незаконности решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского областного суда от 18 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тимченко Тимура Васильевича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.